Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Мобилизация Чебурашки, или Омск в пространстве новых мифов

8 октября 2014 10:05
0
5574

Их сочиняет веселый философ Дамир МУРАТОВ

Дамир МУРАТОВ — яркий представитель омского и сибирского неформального искусства. Еще учась на худграфе, он, как многие в 1980-х, увлекся свободными творческими объединениями, был членом художественных товариществ "Башня" и "Крест". И как немногие, остался в этом андеграунде, презрев блага официальных структур, таких, например, как Союз художников. Он как-то удачно отгородился от системы. То есть она ему не мешает, а он, если и задевает ее иногда, то исключительно с добрым юмором. Доброта вообще свойственна Дамиру.

Пришел, увидел

Свободным художником быть нелегко. Но, наверное, тот, кто свободен, и является истинным художником – не придворным живописцем, а творцом. Дамир МУРАТОВ с легкостью меняет и стиль, и философию своего искусства, но исходя лишь из того, что интересует  лично его в данный момент. Простой и в то же время хитрый, всегда таящий какой-то сюрприз. Одну из своих выставок Дамир назвал частью латинского изречения – «Veni, vidi…», посчитав именно эту часть для себя главной.

Будущий лидер современного сибирского авангарда родился в Тобольске. С шестого класса ходил в художественную школу, потом уехал в Омск, поступил на худграф. С перерывом на армию и творческое брожение учеба продолжалась…14 лет.  Педагоги Михаил СЛОБОДИН и Леонид ЕЛФИМОВ определили, наверное, какие-то полюсы его творческого заряда. Потому что влияния действительно были полярные — от строгого академизма до свободомыслия и стремления к эксперименту.

Вообще же МУРАТОВ жил тогда, как все советские люди. Мотался по общагам, где и встретил свою будущую жену Наталью, известного ныне искусствоведа. Появилась семья, дети: сын, дочь. А еще на окраине города, среди не слишком благополучного частного сектора, в 1995 году появилась мастерская, она же – галерея. МУРАТОВ дал ей название «Кучум», восстановив таким образом историческую справедливость. «Кучум» легко прижился в городе среди многочисленных «Ермаков». В своей мастерской-галерее, бросив якорь в небо, МУРАТОВ и занимается мифотворчеством, вдохновляясь местным колоритом, искусством Востока и западными клише. Многие образы-фейки появились с его легкой руки.

Время Че

Свой стиль Дамир  предпочитает называть поп-артом. И хотя это, вроде бы, массовое искусство, у него оно часто выглядит искусством для избранных. В смысле для тех, кто укладывается в его арт-систему, понимает и принимает правила игры. Поэтому Омск иногда становится тесен для художника и он выносит свои работы на глаза продвинутой публики в Москве и Санкт-Петербурге. Оставаясь при этом стопроцентным сибиряком.

Ведь это он придумал когда-то «Соединенные штаты Сибири» и «Омск – морская держава». Он назвал Сибирь родиной слонов (имея в виду мамонтов, конечно) и создал серию работ «Все засыплет хвоей наших кедров». Но, разумеется, исходя из законов поп-арта, МУРАТОВ работал и со многими попсовыми персонажами, известными брендами, придавая им новый неожиданный смысл и смещая акценты. То есть творя из мифа новый миф. Так появились «Пионеры-самураи», «Mickey Мао», «Che Burashka». Герой советских мультиков, вдруг взявшийся за автомат и надевший революционный берет на манер Че Гевары, так полюбился всем, что его стали воспроизводить на майках, сумках и других вещах. Тогда Дамир МУРАТОВ придумал ему «родственников»: Че Хова, Че Паева и Че Делать. Его серия Che в свое время даже была выставлена на аукционе Sotheby’s в Лондоне.

Курилы, гопники и Ниагара

Философское восприятие жизни, переосмысление истории, острые наблюдения легли в основу серий «9 остановок маршрута № 66» и «ОкеАйн». На 66-м автобусе Дамир обычно добирается в свой «беднотаун» — небогатый район, где располагается его галерея. И бойкие бабушки сталинской закваски, штурмующие транспорт на остановках, становятся у него «боевыми улитками», а гопники Вован и Витек, мутузящие друг друга где-то в районе 8-го кирпичного завода, — самураями. Наверное, вот такой ироничный и в то же время не лишенный романтики взгляд на окружающую действительность и впрямь помогает художнику не прийти в отчаяние среди обывательского общества.

«ОкеАйн» — история маленького и таинственного народа айнов, населявших когда-то Курильские острова. Но МУРАТОВ не был бы МУРАТОВЫМ, если бы не подмешал и здесь юмора и метафоры. Вот и Курильские острова у него изображены в виде двух старцев с трубками. То ли два вулкана дымят потихонечку, то ли представители двух спорящих за несколько каменных островков народов наконец-то раскурили трубку мира. Хотя нет, трубка мира-то она одна, а тут – у каждого своя. Значит, опять не договорятся.

В ранний период творчества (написала эту фразу – и самой смешно) Дамир предпочитал живопись на гофрокартоне. Создал чертову уйму маленьких работок, которые уходили на ура за сто рублей. Потом стал тяготеть к объектам, коллажам. Причем все это делается из того же бросового материала – старых вещей, сигаретных пачек, этикеток, превращаясь в  руках художника в произведения искусства. Не сказать, что с ярким поп-артом завязано навсегда, но многие работы уже стали выдавать в МУРАТОВЕ концептуалиста и предметника. Например, объект «Ниагара» — алюминиевый лист с краниками, зажигалка Zippo из паяльной лампы, коллажи серии «Как я провел лето», где простые слова «жизнь», «лес», «да», «нет» наполняются непростым смыслом.

Свободу одуванчикам!

Ассоциативный мир работ МУРАТОВА очень разнообразен. Тут и старые игрушки, похожие на выброшенных из жизни людей, и поп-идолы, уже навсегда превратившиеся в целлулоидных кукол. Звери, стремящиеся уйти из зоопарка, забывшие, что давно стали условными пластмассовыми фигурками. Само его имя навевает массу ассоциаций. Его брат, художник и поэт Артур МУРАТОВ называет Дамира Дом. Сокращенный вариант имени и в то же время – целый, четко выстроенный образ. Кому-то в имени художника слышатся отголоски лозунга: «Да здравствует мир!» То, что МУРАТОВ несет в себе приветствие миру, очевидно.

А еще вспоминаются его собственные слова, сказанные недавно по поводу принятия в народную партию «Ассоциация Зеленых»: «Я всегда выступал за свободу одуванчика, ломающего асфальт». Наверное, он и есть тот самый уже возмужавший «одуванчик», который однажды сломал «асфальт» рамок и стереотипов. И вот уже столько лет радует и удивляет нас своими провокационными интерпретациями очевидного.

Леонид ЛЕРНЕР, искусствовед (Москва):

«Может показаться, что Дамир открывает очевидные истины, иллюстрирует свои собственные штудии истории искусства, что собрание его сочинений – это конспект, из которого удалили текст, но оставили картинки. На самом деле, как мне представляется, Дамир не столько изучает по книгам (разумеется, и это тоже) некую историю, сколько сам для себя эту историю пишет, находится внутри нее, как внутри лабиринта, где нет никакой линейности, предсказуемости, а напротив, сплошные закоулки, карманы и каменные мешки, в которых он иногда застревает надолго, высвечивает какие-то интересные эфемерности, фиксирует все это в формате путевых заметок. Да, искусство Дамира, по сути, путевые заметки алхимика от искусства».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.