Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Дорога, которой не повезло

22 октября 2014 12:13
0
4224

Ответственность за подъезд к Черноглазовскому элеватору и поселку с населением 300 человек с себя сняли и региональные власти,  и районные

В ноябре 2013 года в «Коммерческих вестях» вышла статья о забытой властями дороге, ведущей к ХПП «Черноглазовский». Год спустя обозреватель «КВ» снова отправился на предприятие и убедился, что про дорогу за это время ровным счетом никто так и не вспомнил.  

Предыстория

Напомним, что речь идет о небольшом отрезке пути в Таврическом районе от автомобильной дороги Тихвинка-Новоуральское-Пристанское до Черноглазовского элеватора. Протяженность этой дороги составляет всего 4,7 км, но преодолеть это расстояние за рулем осмелится далеко не каждый: участок не ремонтировался с советских времен. Дорожное покрытие изрыто ямами, а местами и вовсе отсутствует. Доехать до расположенной по пути к элеватору деревни Черноглазовки еще худо-бедно можно, а оставшиеся до элеватора 1,5 километра пути – сплошное бездорожье. В июне текущего года состояние дороги обследовало УГАДН по Омской области и установило, что «покрытие проезжей части на отдельных участках автодороги полностью разрушено и выявленные дефекты указывают на разрушения не только дорожной одежды, но и земляного полотна». Между тем там находятся не только два крупных предприятия – Черноглазовские мельницы и Черноглазовский элеватор, но и деревня под названием Станция Жатва с населением под три сотни человек.

В упомянутой статье мы пытались выяснить, по чьей вине дорога протяжен-

ностью 4,7 км, по которой каждый день проходят фуры, груженные зерном и мукой, по которой до жителей деревни добирается скорая помощь, по которой дети каждый день ездят в школу, оказалась полностью заброшенной.

Выяснилось, что в 2001 году дорога передана из хозяйственного ведения Омскавтодора в Управление дорожного хозяйства Омской области, которое приняло ее в оперативное управление и получило соответствующее свидетельство о государственной регистрации права лишь в 2007 году. На это и ссылалась в ответе руководству элеватора районная администрация:  дорога находится в собственности Омской области и ремонтировать мы ее не должны. Но региональный минстрой тогда заявил, что подъезд к ХПП «Черноглазовский» не включен в перечень дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (точнее, он странным образом исчез из перечня в 2009 году, когда была выпущена новая редакция), а потому дорожная деятельность из средств областного бюджета в отношении этой дороги осуществляться не может. «В настоящее время рассматривается возможность принятия дороги в собственность Таврического района», – отвечал в 2013 году минстрой на запрос предприятия.

Наше дело – сторона

Дороги вскоре передали в ведение только что созданного регионального минтранса, но формулировки в ответах чиновников остались все те же.  «По информации администрации Таврического района, вопрос о принятии этого имущества в муниципальную собственность планируется к рассмотрению депутатами на ближайшей сессии (в мае текущего года) Совета Таврического муниципального района», – отвечает на письмо руководителя Черноглазовского элеватора Виктора СУГОНЯКА министр Олег ИЛЮШИН в мае 2014 года.

Но вопрос этот рассматривать, судя по всему, никто и не собирался. В целом получается, что у объекта есть  собственник в лице Управления дорожного хозяйства, а содержать его некому. И ситуацию можно бы было спустить на тормозах, если бы дорога вела только к одному элеватору. Впрочем жители станции Жатва нерадивости властей давно не удивляются. Со времен развала СССР и до последнего времени этого поселка юридически вообще не существовало – он не был зарегистрирован как населенный пункт. В Таврическом районе поселок так и называли – Черноглазовский ХПП. Но

люди, в нем проживающие, не могли ни оформить свои дома и земельные участки в собственность, ни зарегистрироваться по месту жительства. В 2013 году предприятию удалось добиться того, чтобы поселок зарегистрировали – так он и стал в итоге станцией Жатва.

В конце 2013 года Арбитражный суд Омской области, рассмотрев иск ОАО «Черноглазовский элеватор», отказал предприятию в признании незаконным бездействия региональных минтранса и дорожного управления. Обоснование этого решения выглядит следующим образом: ответчики бездействовали не просто так, а потому что не могли ремонтировать дорогу, не входящую в перечень, а значит, права истца, вынужденного пользоваться «убитой» дорогой, нарушены не по их вине. Предприятие попыталось оспорить это решение, а к проблеме подключились жители поселка. Они обратились в прокуратуру с жалобой на бездействие должностных лиц. В письме жители сообщают, что ни профильное министерство, ни Управление дорожного хозяйства Омской области не исполняют обязанности, возложенные на них федеральным законодательством. «Эта дорога связывает поселок Черноглазовка и станцию Жатва с дорогой, ведущей в другие населенные пункты: Тихвинку, Новоуральское, Пристанское. Эксплуатация дороги необходима для жизнеобеспечения этих поселков, по этой дороге школьный автобус перевозит учащихся в школу, добирается скорая помощь, жители передвигаются по ней на личном транспорте и пешком, привозят продукты», – рассказывается в жалобе. Далее жители просят органы прокуратуры побудить региональные власти соблюдать законодательство в этой части и включить дорогу в перечень. Прокурор Таврического района  Алесандр СТУПНИК это коллективное обращение оперативно рассмотрел и даже отписал ответ, для жителей, впрочем, бесполезный. Он лишь сообщил, что предприятие «Черноглазовский элеватор» судится сейчас по этому поводу, вот и ждите.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в апреле 2014 года оставил вышеупомянутое решение омского арбитража в силе, заявив, что согласие Таврического района принять дорогу в собственность муниципалитета получено, и дело с концом. А то, что такого согласия нет ни на словах, ни на бумаге по сей день, никого не волнует. Надежды руководства предприятия и жителей станции Жатва на ФАС Западно-Сибирского округа тоже не оправдались: в июле текущего года и кассационная инстанция засилила решение омского арбитража.

Предприятию в этой ситуации ничего не оставалось делать, как обратиться с иском к администрации Таврического района и потребовать принятия дороги в муниципальную собственность. Районная администрация и привлеченное в качестве третьего лица региональное минимущество в суде в голос заявили: предприятие этого требовать не вправе, так как права его поведением администрации не нарушены. Представитель минимущества и вовсе заявил, что требовать принять дорогу в муниципальную собственность может только нынешний собственник – Омская область.

И здесь позиции властей разошлись – минимущество утверждало, что собственником такое требование выдвигалось, районная администрация уверяла, что никто и не предлагал. Более того, представитель района еще и заявил, что субъект не может навязать муниципалитету дорогу в таком состоянии, а должен сначала ее отремонтировать. Круг, таким образом, замкнулся. Суд не нашел возможности в рамках закона разрубить этот узел, и назначить виновных тоже не решился и в требованиях «Черноглазовскому элеватору» отказал.

«Нужно волевое решение»

Ситуация, по словам Виктора СУГОНЯКА, в данный момент заведена в тупик. Администрация района разбитую дорогу принимать в собственность не намерена, региональные власти тоже хорошо защищены от каких-либо притязаний: в перечень ведь дорога не включена, а значит, ремонтировать они ее не должны. «Кто нам теперь скажет, как найти выход из ситуации? Все инстанции мы обошли, все суды прошли, но решение так никто принять и не отважился. Все кивают друг на друга, а дело стоит на месте не первый десяток лет. И в этой ситуации самое неприятное – как относятся наши власти к местным жителям, которым, по большому счету, на юридические формулировки наплевать, ведь они каждый день рискуют, отправляя своих детей в школу по этой дороге, от которой осталось одно название», — говорит обозревателю «КВ» Виктор СУГОНЯК.

С началом зимы хлопот у руководителя Черноглазовского элеватора существенно прибавится: дорогу к элеватору ведь не только не ремонтируют, ее даже от снега не чистит никто, кроме предприятия. А еще предприятие отапливает поселок Станция Жатва силами собственной котельной и содержит местный водопровод, баню, организует уличное освещение и так далее. Так что в этой ситуации упорное нежелание властей ремонтировать дорогу – лишь одна грань проблемы, но самая острая. Ведь без нормальной дороги деятельность предприятия, не просто далеко известного за пределами региона, но и жизненно важного для целого поселка, невозможна. Мощность Черноглазовского элеватора – 68 тысяч тонн, производительность мукомольного направления – 80 тысяч тонн продукции в год. Это огромный объем автомобильных перевозок, и для партнеров предприятия эта дорога – серьезная проблема. Но самое страшное – страдают местные жители, каждый день подвергаются риску дети. «Я прошу считать эти мои слова открытым обращением к губернатору Омской области, к прокурору Омской области, к профильным министерствам и ведомствам. Это просьба от лица всего нашего коллектива и от имени жителей Станции Жатва. Очевидно, что от ответственности за эту дорогу увернулись все – и район, и региональный минтранс. Нужно волевое решение власти, нужна четкая позиция надзорных органов. Далее так продолжаться не может», – заключил руководитель ОАО «Черноглазовский элеватор» Виктор СУГОНЯК. За развитием событий продолжат следить «КВ».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.