Чтобы только сдать документы на регистрацию права собственности записываются, на конец мая
С начала 2015 года в Торгово-промышленную палату Омской области от предпринимателей поступило большое количество жалоб на невозможность оперативно подать в Омске документы на регистрацию права собственности на объекты недвижимости. 30 марта в Минимуществе Омской области прошел круглый стол, посвященный проблемам с оказанием данной госуслуги. В мероприятии участвовали представители Росреестра, Кадастровой палаты, Минтруда Омской области, нотариальной конторы и др.
Жалобы и тревожный рейтинг
Проблему обозначил министр имущественных отношений области Виктор СОБОЛЕВ. Он сообщил, что по результатам рейтинга, составленного Агентством стратегических инициатив, показатель эффективности процедур по регистрации права собственности в Омской области оказался ниже среднего по Российской Федерации. Этот вопрос поднимали на инвестиционном совете с губернатором области Виктором НАЗАРОВЫМ. Круглый стол в Минимуществе организовали для того, чтобы оценить реальную эффективность в регионе госрегистрации права собственности на объекты недвижимости.
Как рассказала вице-президент Омской Торгово-промышленной палаты (ТПП) Ирина КИЧИГИНА, палата ежеквартально исследует проблемы бизнеса и направляет материалы, в том числе информацию о количестве претензий, в федеральную ТПП. Руководитель заявила, что бизнес жалуется на задержки при подаче и получении документов на госрегистрацию прав в многофункциональных центрах (МФЦ). Речь об очередях, отсроченной на полтора-два месяца предварительной записи, невозможности получить талон. Многие бизнесмены обращают внимание на проблему длительности времени самого приема в МФЦ, которая объясняется скорее всего недостаточной опытностью осуществляющих прием документов специалистов.
Вслед за представителем ТПП высказался Михаил ЧУПРЫНОВ, помощник нотариуса Людмилы ПОРЫВАЕВОЙ из нотариальной конторы Октябрьского округа Омска. Он назвал три проблемы, которые крайне тревожат нотариусов. Первая – это сдача документов на регистрацию.
— Если сегодня мы запишемся по предварительной записи, то сдавать будем 20 мая. Естественно, людей это совершенно не устраивает, – пожаловался Михаил ЧУПРЫНОВ.
Вторая проблема заключается в том, что для получения документов после регистрации нужно потратить в среднем два часа. А третья проблема – это невозможность сдать на регистрацию сделок с объектами, которые находятся в районах Омской области. Федеральное законодательство предусматривает такую услугу, но из-за некой технической ошибки сделать это на сегодня невозможно.
Виктор СОБОЛЕВ заметил, что жалобы представителя нотариальной конторы являются неким индикатором – нотариусы сдают документы на общих основаниях, следовательно, предприниматели, приходя за регистрацией права, сталкиваются с теми же проблемами.
У риэлторов проблемы, у застройщиков – нет
Обозреватель «КВ» связался с представителями нескольких крупных омских стройкомпаний и агентств недвижимости, чтобы понять, насколько для них актуальны сложности с регистрацией прав.
Как пояснил председатель совета директоров ГК «Стройбетон» Олег ЗОЛОТОВ, в его компании таких проблем нет, т. к. она в основном имеет дело с регистрацией договоров долевого участия в строительстве. Право собственности предприятие не регистрирует – покупатели квартир «Стройбетона» делают это самостоятельно.
По словам директора ЗАО «Новострой-КПД» Вячеслава ГУРИНОВА, его компания занимается регистрацией как возведенных ЗАО «Завод сборного железобетона № 6» домов в целом (для себя), так и отдельных квартир (для физлиц).
– Мы подаем документы в филиал Росреестра на ул. Красногвардейской – единственный оставшийся на приемке заявлений. У нас там не возникает глобальных проблем – срок регистрации составляет 10-13 дней. С МФЦ мы пока не работаем, но с ними проблемы у всех: если с точки зрения вторички смотреть на этот вопрос, то сроки там не выдерживаются, ошибок много, несостыковки в программах, – прокомментировал руководитель.
Отметим, что в Росреестре действительно действует отдельное окно для приема документов на регистрацию прав непосредственно от застройщиков. От прочих юридических и физических лиц управление принимает только дополнительные документы, но не первичные заявления.
Директор АН «Держава» Елена ТАТАРИНОВА, как и представитель нотариальной конторы, заявила о существовании серьезной проблемы с регистрацией прав.
– Запись возможна только на два месяца вперед. В понедельник, 30 марта мы брали запись на 22 мая. Талоны на прием не взять. Если нужно выстроить цепочку, т. е. осуществить ряд сделок с несколькими квартирами, то это просто глобальная проблема: мы бегаем от МФЦ до кадастра, ищем свободные места, и бывает так, что не можем никуда попасть. Такая же проблема с регистрацией ипотечных сделок. Это что касается физлиц. Мы работаем и с юридическими лицами, с застройщиками. Для них заказываем платную выездную регистрацию. И даже здесь есть очередь. Запись осуществляется за месяц. Для застройщиков есть одно отдельное окно в Росреестре, но для других коммерческих организаций такого окна нет, – пояснила риэлтор.
О том, что услуга госрегистрации прав на недвижимость в последние месяцы потеряла в качестве, заявила также председатель общественного совета Управления Росреестра кадастра и картографии по Омской области, директор фирмы «Недвижимость-Гарант» Нина КАРПЕНКО:
– Безусловно, эффективность оказания услуги приема документов на регистрацию прав на недвижимое имущества требует улучшения. Чтобы сократить живую очередь и сделать доступной запись на прием, необходимо увеличивать количество окон приема, в том числе за счет дополнительных площадей, а также организовать обучение специалистов МФЦ, с тем чтобы ускорить их работу без ущерба для качества услуги.
Окон стало меньше
Участники круглого стола под руководством Виктора СОБОЛЕВА подсчитали окна Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ, где предприниматели могут подать документы на регистрацию права. Как выяснилось, до «реорганизации» Росреестра эту услугу можно было получить в 74 окнах.
— Раньше у нас на Орджоникидзе были привилегии для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для них отдельно работали три окна, не было смешения очереди и жалоб. Сейчас для решения проблемы мы никаких мер принять не можем. С момента передачи полномочий по приему документов в МФЦ объем нагрузки у нас увеличился, количество пакетов документов возросло примерно на 25%. Сегодня на обработку документов Росреестр затрачивает максимум 10 рабочих дней, а в среднем на услугу уходит 7-8 дней, – рассказала начальник отдела организации, мониторинга и контроля Управления росреестра по Омской области Елена ПАЛАМАРЧУК.
Сегодня услугу госрегистрации права собственности можно получить в 46 окнах Кадастровой палаты и 54 окнах МФЦ. Как пояснила начальник отдела предоставления государственных и муниципальных услуг департамента социальной поддержки минтруда и соцразвития Омской области Наталья ЭННС, в окнах МФЦ принимают и юридических, и физических лиц, а также с недавних пор оказывают 34 федеральные услуги.
Директор омского филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии» Андрей ПЛАТОНОВ рассказал, что в 46 окнах палаты осуществляется регистрация прав и кадастровый учет, как это было и раньше.
Виктор СОБОЛЕВ попросил коллег оценить соотношение оказываемой услуги госрегистрации прав на недвижимость к другим видам услуг, после чего «методом грубых вычислений» выяснил, что сейчас права регистрируют около 60 окон, т. е. их стало на 14 меньше. Это объясняет появление проблем с очередями.
В перспективе Кадастровая палата и МФЦ смогут создать на существующих площадях около 20 новых окон.
К электронному формату
Как рассказал Андрей ПЛАТОНОВ, Кадастровая палата уже около двух-трех лет принимает документы на постановку на кадастровый учет в электронном виде через свой портал. На сегодня процент таких заявок составляет в среднем 35-37%, и постепенно эта цифра растет.
Сейчас аналогичная возможность разрабатывается и для сайта Росреестра. Запуск электронной услуги регистрации прав планируется через месяц – если не будет сбоев в ходе тестирования. Как заявил помощник нотариуса Михаил ЧУПРЫНОВ, у них эта услуга будет востребована, ее ждут. Риэлторы также положительно отзываются об электронной кадастровой практике.
– Кадастровая палата очень удобно перешла на электронный документооборот в части изготовления кадастровых паспортов. При этом осуществляется контроль на каждом этапе оказания услуги – от подачи заявки до изготовления готового документа, – прокомментировала Нина КАРПЕНКО.
Подождем перемен
Подводя итоги рабочей встречи, Виктор СОБОЛЕВ заявил, что в случае создания 20 новых окон оказание услуги только выйдет на прежний уровень, а этого региону уже недостаточно.
– Наша цель сегодня – не достичь общероссийского уровня, а выйти в лидеры, – отметил министр.
Наибольшие надежды в решении обозначенной на круглом столе проблемы участники встречи возлагают на переход на электронный документооборот – этот путь признан самым удобным, реальным и перспективным. Частично решить проблему поможет и обучение специалистов МФЦ. Однако очевидно, что оба эти решения принесут результат только в долгосрочной перспективе.
Не отказывается минимущество и от попыток еще увеличить число окон. По словам Виктора СОБОЛЕВА, ведомство будет ходатайствовать об этом. Но если речь о создании окон не на существующих площадях, максимум для которых уже обозначен, а на новых, то здесь потребуется дополнительное финансирование.