"Коммерческие вести" в 2014 году публиковали материал "Омская мэрия намерена снести под корень "Мюнхен" и "Бремен", в котором рассказывалось о планах администрации снести все трехквартирные жилые дома, располагающиеся в коттеджном поселке МТИЗ "Инициатива" в районе Чукреевки. Сейчас ситуация получила новое продолжение, и после проведения мэрией земельного контроля в 2015 году под снос может попасть еще один жилой район, причем в восьми из тринадцати построенных домов уже живут семьи, еще семь достраиваются. По мнению чиновников, по улице Дергачева должна быть проложена дорога, хотя администрация в свое время не перевела надлежащим образом, как того требует закон, эту зону из ИЖС в ИТ-2. Обостряют ситуацию и разбирательства по уголовным делам в отношении руководства коттеджного поселка, тянущиеся уже более двух лет. Но обо всем по порядку.
Дорога через ИЖС
В 2008-2009 годах председатель МТИЗ "Инициатива" Виктор ДЕМИДЕНКО, а также Василий ДУБОНОС и Александр НОСЕНКО, которые сейчас проходят обвиняемыми в мошенничестве в особо крупном размере, поставили на кадастровый учет 20 земельных участков в районе улицы Дергачева и получили свидетельства о государственной регистрации. Мы предполагаем, что эти же площадки и фигурируют в уголовном деле о незаконном предоставлении гражданам по поддельным документам 170 земельных участков.
Один из участков в 2012 году еще до появления информации об уголовном деле я приобрел у ДУБОНОСА с конкретным указанием в свидетельстве о государственной регистрации права — земли для индивидуально-жилищного строительства. К этому времени построено уже порядка 10 домов, еще 10 участков готовятся к застройке. Я тоже приступил к строительству, и на сегодняшний день остается только внутренняя отделка — фактически дом готов к заселению. Но в Кадастровой палате в постановке на учет мне отказали на основании Правил землепользования и застройки Омска муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского совета № 201 от 10 декабря 2008 года. Согласно ПЗЗ наши 20 участков попадают в зону ИТ-2 (зона городского наземного транспорта), а значит, здесь будет располагаться дорога. Но как эта зона может быть ИТ-2, если у нас в свидетельствах написано — ИЖС? Я пытался судиться с Кадастровой палатой, но суд встал на их сторону. Хотя в статье 3 ПЗЗ сказано, что «настоящие Правила применяются к отношениям в области землепользования и застройки, возникшим после вступления их в силу». Согласно публичной кадастровой карте мой участок был поставлен на кадастровый учет 12 мая 2008 года, то есть до принятия ПЗЗ (в декабре 2008 года), и о нем имелись сведения, что он находится в категории земель: земли населенного пункта, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. То есть участок на кадастровый учет был поставлен до принятия ПЗЗ, следовательно, администрация города Омска, принимая ПЗЗ, не учла, что здесь уже есть земельные участки под ИЖС, и просто проложила там дорогу.
Гараж на дороге можно, дом – нет
Но самое парадоксальное в этой ситуации то, что когда я подал заявление о регистрации права собственности на гараж и затем постановке его на кадастровый учет, то все документы были благополучно оформлены. То есть дом я не могу поставить на учет, а прилежащий гараж в 100 кв. м на дороге можно.
Я писал обращение в администрацию с требованием объяснить, как в этой зоне может быть дорога, если 13 участков уже застроены и в большинстве живут семьи. Остальные тоже готовятся к застройке. Чиновники разводят в удивлении руками: они якобы впервые слышат, что у нас построены индивидуальные жилые дома. Хотя, как известно, в этом же коттеджном поселке живет мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ и он не может не видеть, что "дорога" заселяется жильцами. Более того, администрация Кировского округа присвоила адрес моему дому: Дергачева, 1/1. А когда дают адрес, то, естественно, выясняют по градостроительному плану, где располагается этот участок. А он получается — на дороге.
Самовольные постройки с семьями
В феврале 2015 года из администрации Омска нам приходит ответ за подписью директора департамента архитектуры и градостроительства Анатолия ТИЛЯ, что по итогам мероприятий по муниципальному земельному контролю все жилые дома, выстроенные на наших участках, являются самовольными постройками, а значит, подлежат к сносу. В отношении лиц, причастных к самовольному возведению домов, мэрия рассматривает вопрос о привлечении к ответственности.
Мы попытались выяснить, кто будет отвечать за снос и когда начнем получать первые иски. Но чиновники не смогли дать однозначного ответа и попросту начали перекладывать ответственность друг на друга. В мэрии говорят, что с ноября 2014 года они приняли постановление о том, что всеми самовольными постройками занимается Кировская администрация, а там отвечают: постановление такое действительно есть, но они занимаются сносом на территории ИЖС, а у нас — ИТ-2. Значит, обратно в администрацию Омска. Впрочем там сказали, что юристы Кировского округа неправильно интерпретируют постановление.
Сами на учет не поставили, а теперь – под снос
С января 2015 года я начал судиться с администрацией Омска о незаконности бездействия по непостановке территориальной зоны ИТ-2 на кадастр. Согласно ч. 6 ст. 15 Закона о кадастровом учете эти сведения орган местного самоуправления в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона, должен предоставлять в орган кадастрового учета (ч. 6 ст. 15). А ПЗЗ были приняты 10 декабря 2008 года, то есть администрация Омска должна была поставить зону ИТ-2 на учет не позже января 2009 года. Если бы это было сделано, то, естественно, господа ДЕМИДЕНКО, НОСЕНКО и ДУБОНОС, которые сейчас проходят обвиняемыми по уголовному делу о мошенничестве, не смогли бы зарегистрировать землю для индивидуально-жилищного строительства. В Кадастровой палате им бы сразу отказали, так как участок предназначен для дороги. Но даже в том случае, если участки поставили на учет до принятия ПЗЗ, то тогда бы я сам не смог приобрести землю в 2012 году, и опять же ситуация не была бы доведена до такого состояния, что людей придется выгонять из уже построенных домов на улицу. Лично я намерен, если мой дом будет подлежать сносу, подавать иск к администрации о возмещении материального ущерба в размере около 15 млн рублей, затраченных на постройку здания.
На минувшей неделе мне удалось встретиться с директором департамента правового обеспечения и муниципальной службы мэрии Омска Андреем ПОДГОРБУНСКИХ и продублировать ему вопрос о том, почему участки не были своевременно поставлены на кадастровый учет, как ИТ-2. На что он мне ответил примерно следующее: это не мы не поставили, а омский городской совет денег не выделил. Хотя в законе нет такого основания для непостановки на учет.
Единственный выход из этой ситуации, как указал нам ПОДГОРБУНСКИХ, это выходить на публичные слушания о переводе зоны из ИТ-2 в ИЖС. Тогда нам с жильцами надо заказывать новый проект улицы, а учитывая размер участка, такой проект обойдется недешево – в миллионы рублей. Но успеем ли мы, если на публичные слушания уйдет около полугода, а на вынесение решений по искам о сносе, которые рано или поздно появятся, всего месяца два-три?
Нашему мэру совсем безразлична судьба 13 семей?
Но более того, 10 апреля 2015 года я встречался с инженерами-архитекторами ОАО ТПИ «Омскгражданпроект». Там мне пояснили, что недели две назад в администрации города Омска собиралась комиссия по вопросу возможности размещения наших домов на улице Дергачева путем внесения небольших изменений в Генеральный план города Омска. Там архитекторами было предложено переделать улицу Дергачева таким образом, чтобы можно было оставить и дома, в которых проживают сейчас люди, и дорогу. При этом дорога будет спроектирована таким образом, что это никак не повлияет на ее функциональность. Однако, по моим данным, администрация города по каким-то причинам отказалась от этих предложений.
Еще раз скажу, что мы, как жильцы домов, построенных на данной улице, согласны САМИ оплатить и проект, и внесение изменений в генеральный план города, то есть мы никаким образом не обременим муниципальный бюджет.
Как пояснил мне при личной встрече директор департамента правового обеспечения и муниципальной службы мэрии Омска Андрей ПОДГОРБУНСКИХ, на этой неделе мэру города будет доложено, что размещение домов на ул. Дергачева невозможно. И это несмотря на то, что инженеры-архитекторы сказали, что можно найти компромисс – и дорогу сохранить, и дома не сносить.
Неужели нашему мэру совсем безразлична судьба 13 семей (а это порядка 60 человек, которые будут выброшены на улицу в результате сноса домов)?
В связи с этим обращаюсь с данным открытым письмом к прокурору области и администрации города:
1. Почему администрация города Омска на протяжении всех 7 лет после принятия ПЗЗ закрывала глаза на застройку улицы Дергачева?
2. На каком основании администрация города Омска в течение 7 лет не ставила зону ИТ-2 (ул. Дергачева) на кадастровый учет, хотя должна была это сделать в течение месяца после принятия ПЗЗ. В результате этого бездействия люди построили за 7 лет дома, которые теперь та же администрация г. Омска хочет снести?
3. Почему администрация города Омска не желает идти на компромисс, ведь есть возможность сохранить улицу Дергачева для полноценного проезда транспорта и оставить уже построенные дома не выбрасывая на улицу порядка 60 человек с маленькими детьми?