На минувшей неделе большим культурно-политическим событием региона стал третий национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В этом даже сомнений нет. Второй, который проходил в апреле 2014 года, еще сильно недотягивал, на мой непрофессиональный взгляд, а вот нынешний кинофорум уже претендует на нечто большее, чем праздник урожая в сельском клубе. Нет, мое мнение об омском кинофоруме не претендует на полноту и объективность. Мой взгляд в большей степени был со стороны. Я побывал на церемониях открытия и закрытия, а вся творческая программа «Движения» пролетела мимо меня со скоростью курьерского поезда. В силу собственной творческой занятости я так и не увидел ни одного из конкурсных фильмов, а внеконкурсные ленты посмотрел еще задолго до того, как фестиваль приехал в Омске.
Но это и к лучшему, видимо. Я еще не совсем готов потратить свои душевные силы и отсутствующее свободное время на первый киноопыт какой-нибудь очередной коренной москвички, которой вроде бы 28, но при этом почти 17, приехавшей семь лет назад в столицу из Ханты-Мансийска, выучившейся сначала на журналистку или художника сцены, но потом неожиданно осознавшей, что ее истинное призвание – кино. Такие обычно привозят на фестиваль искрометный бронебойный микс из романтической комедии, молодежного триллера, эротического мюзикла, мировоззренческой драмы и жесткого хоррора. Фильм про то, как трое хипстеров поехали на дачу к четвертому на канареечном автомобиле LADA Kalina с кузовом «универсал» и что из этого вышло.
Не могу не отметить, что в процессе наблюдения со стороны за национальным кинофестивалем дебютов некоторые нюансы меня порадовали. Другие наоборот – усилили тревожность. Мне показалось, что при всей гостеприимности омичей кинофорум трудно приживается на омской земле. Вроде бы и проходил он уже в третий раз, и был подчеркнуто вежлив с коренным населением, и старался держаться вне политики, и весьма ощутимо поддерживался тяжеловесами (омским губернатором Виктором НАЗАРОВЫМ и его друзьями из числа бизнесменов-энтузиастов), но какой-то мутный осадок все равно остается. Даже у тяжеловесов силы, активы и политическое влияние на территории могут закончиться очень внезапно. То есть в любой момент. А что тогда будет с кинофестивалем?
Кстати, с призом за лучший фильм фестиваля тоже получается непонятка. Я вполне допускаю, что сериал о подростках в больнице, снятый на деньги Первого канала, настолько удивителен и хорош, что жюри просто вынуждено было не сдержаться. Но все же надо было соблюсти политес. Едва ли кто-то не знает, что сериал «Красные браслеты» придумали испанские кинематографисты. Наша заслуга была только в покупке франшизы. Если, конечно, это можно назвать заслугой. Ну а напоследок разрешите сказать пару слов о недооценке publicity – репутации фестиваля. Лично мне кажется, что авторитетным становится тот кинофестиваль, у которого жизнь бьет ключом не только внутри, но и снаружи. Почему бы на будущий год не запланировать побольше пресс-конференций, интервью и просто творческих встреч со звездными гостями? Господа кинематографисты, вы нас не бойтесь. Омичи вас не покусают. Они только снаружи страшные.