Власти считают, что 32 сотки земли для памятника природы регионального значения «Областной дендрологический сад им. Г.И. Гензе» явно лишние
Тема выделения земельного участка в зеленой зоне под строительство православного храма опять стала актуальной на минувшей неделе, после того как на площадке детского эколого-биологического центра состоялось общественное обсуждение проекта постановления правительства Омской области, которым предполагается уменьшить территорию областного дендросада, расположенного на улице Красный путь. По информации представителей мэрии, межевание уже произведено, и эксперты-экологи сделали вывод, что этот кусочек дендросада ценности не представляет. Однако от планов по строительству в зеленой зоне культового сооружения городские чиновники старательно дистанцировались. Мол, знать ничего не знаем, занимаемся только процедурными вопросами.
По информации чиновников, в настоящее время готовятся поправки в постановление правительства № 26-п «О памятнике природы регионального значения «Областной дендрологический сад», подписанного еще в 2011 году, когда правительство региона возглавлял Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Общая площадь особо охраняемой зоны, где располагается областной дендросад, составляет сегодня 21,3 га. Из этой территории региональное министерство имущественных отношений планирует изъять под храм земельный участок в 3 193 кв.м, расположенный практически в самом центре дендросада. По данным комплексного экологического обследования, которое проводили специалисты ОмГПУ, выделяемая православной церкви земля не имеет никакой рекреационной ценности, там нет и никаких редких видов растений.
— Причина исключения земельного участка в том, что ранее региональным министерством имущественных отношений Омской области было произведено межевание этого участка. Теперь мы приводим в соответствие документацию, — пояснила собравшимся общественникам начальник управления экологической безопасности министерства природных ресурсов и экологии Омской области Любовь ИШНЕЯЗОВА. – Или это под строительство храма, или там что-то другое будет размещено — мы не знаем. Для каких целей они это сделали, почему именно в таком виде вымежевали участок — я тоже не могу сказать. В любом случае есть процедура, и мы должны принять какое-то решение. Либо этот участок изымаем, либо оставляем в составе особо охраняемой территории. Перед нами была поставлена задача — определить его ценность. Мы обратились к ученым, они сказали, что особой ценности этот участок не представляет.
Несмотря на заверения чиновницы, что все вопросы по поводу земли и строительства храма нужно задавать не ей, а представителям минимущества (которых на общественных слушаниях не было), общественники все же пытались получить у Любови ИШНЕЯЗОВОЙ ответы на сакраментальные вопросы. Никто не мог понять, в частности, почему в 2011 году эти 3 193 кв. м представляли ценность и были включены прежней областной властью в состав особо охраняемой территории, а сейчас вдруг эту ценность потеряли. Многие не понимали и причин, по которым необходимо строить храм именно здесь, уничтожая значительную часть зеленой зоны в центре Омска, если на окраинах города много пустырей, которые можно облагородить и построить там храмы.
А некоторые общественники даже намекнули, что властям не следует принимать необдуманных решений о судьбе любимого горожанами дендросада, особенно накануне губернаторских выборов. Да им вообще, мол, если общественность поднимется и выступит против планов РПЦ по освоению зеленой зоны, а она поднимется обязательно, то в Омске может случится такой же конфуз, как в Москве, где жители Лосиноостровского района не дают РПЦ строить храм в парке Торфянка (16,6 га земли на северо-востоке столицы), и Московская городская епархия отступила, заявив в конце июля о своей готовности рассмотреть площадку не в парке, а где-нибудь рядом.
Я, как житель этого микрорайона, могу сразу сказать, что общественное мнение будет негативное, — считает омская общественница Елена ЗАВЬЯЛОВА. — Нам обещали построить школу, а вместо нее возник «Старгород». Недавно у нас отняли единственный в микрорайоне стадион, где также предполагается коммерческая застройка. А теперь мы получаем храм, которых в Омске уже достаточно. Верующих у нас не так уж много, слава богу! Нам нужны не храмы, а зеленые территории и чистый воздух.
По мнению Елены ЗАВЬЯЛОВОЙ, нельзя оставлять без внимания тот факт, что часть территории дендросада непонятно почему обесценилась. Если это действительно произошло, то за такой результат должны нести полную ответственность чиновники из минприроды. Если за городскими парками не следить, то рано или поздно они все не будут иметь никакой ценности, и постепенно от них можно будет откусывать территорию под застройку.
Подытожил дискуссию советник городского департамента общественной безопасности Ринат ВАЛИТОВ, пояснив, что все высказанные сомнения и отрицательные мнения в протоколе общественных слушаний будет учтены. А спорить о нужности или ненужности храма, по его словам, еще рано. Во-первых, мол, проект по корректировке территории областного дендросада еще не прошел государственную экологическую экспертизу. Во-вторых, если даже храм действительно запланирован, то построить его втайне от общественности не удастся. И у общественников еще будет возможность высказать свое отношение к планам РПЦ на слушаниях, когда будет рассматриваться уже непосредственно сам проект культового сооружения.