Центр питательных смесей — одно из немногих госпредприятий, которое успешно развивается, доказывая всем, что качество управления важнее, чем форма собственности. О молочном рынке, особенностях производства и ближайших перспективах с Еленой ХУДОЛЕЙ, четыре месяца назад назначенной директором единственного за Уралом специализированного предприятия, которое производит детское питание, побеседовал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Елена Анатольевна, насколько мне помнится, в 2010 году, когда в ЦПС пришел Игорь БОГДАШИН, предприятие было глубоко убыточным. А сейчас вы устойчиво стоите на ногах?
— Я думаю, что вполне устойчиво. У нас был не очень удачный 2014 год, но эти небольшие отклонения уже не могут ни на что повлиять. Тем более что прошлый год для многих предприятий пищевой отрасли оказался неожиданным в связи с санкциями и антисанкциями. Да и закупочная цена на молоко существенно поднялась.
— Большой убыток был в прошлом году?
— Нет, убыток небольшой, при этом мы многое успели сделать, в частности, закончили кисельный цех, поэтому в 2015 году наша финансовая ситуация уже выровнялась. За первое полугодие мы получили прибыль в размере 2 млн рублей.
— Если не секрет, продукты ЦПС — они высокомаржинальные?
— Далеко не так. Но есть и действительно рентабельные. Творог, например. При варке творога по традиционной технологии, которую используем мы, выход составляет обычно 1 к 8. У нас выход 1 к 4, то есть при переработке четырех килограммов молока мы получаем примерно килограмм творога. Для традиционной технологии это отличный результат, достигнутый благодаря инженерным решениям наших специалистов. При этом рука человека продукта не касается, все производство проходит в закрытом режиме.
— А что самое важное, на ваш взгляд, из сделанного за 8 лет существования предприятия?
— Самое важное, я думаю, что нам удалось завоевать доверие потребителей. Мы не можем тягаться с федеральными производителями по размерам бюджетов на продвижение, у нас все-таки не массовая продукция, и завоевать рынок, доказать свою конкурентоспособность нам было очень непросто. И когда я захожу в магазин и вижу, как люди выставляют на ленту у кассы нашу продукцию — мне очень приятно. Качественная продуктовая линейка — это уже само по себе достижение. На начальном этапе у нас было всего 3 продукта, сейчас — 10. И две торговые марки — «Милочка» и «Медвежонок». На первый взгляд, вроде бы немного. Наши масштабы несопоставимы с тем же, к примеру, Любинским молочно-консервным комбинатом. У нас переработка молока за месяц — 140-150 тонн. А Любинский МКК такой объем перерабатывает за день. Но у нас, во-первых, очень специфический ассортимент — детское питание. Во-вторых, все продукты функциональные. И они способны решать проблемы, связанные не просто со здоровьем человека, а в большей степени со здоровьем детей. Поэтому у нас очень избирательный подход к ассортименту. Мы не расширяем продуктовую линейку за счет нового йогурта с фруктовым наполнителем или творога с кусочками фруктов. Это путь самый простой, но не наш. Мы только один раз поддались давлению рынка и запустили в производство йогурт вишневый. А когда проанализировали результаты, то очень удивились. Оказалось, что наш чистый йогурт без вкусовых наполнителей как был в лидерах продаж, наравне с творогом, так и остался.
— Вы весь ассортимент одновременно выпускаете? Или, к примеру, половину сделали сегодня, а другую половину — завтра.
— У нас есть продукты, которые вырабатываются ежедневно, и есть те, которые стоят в очереди, их мы производим по определенным дням. Мы, конечно, испытываем и недостаток помещений, да и емкостного оборудования у нас пока недостаточно, но эту проблему, я думаю, мы решим в ближайшее время. Один из вариантов — технология производства термостатным способом, которая позволяет существенно увеличить объем переработки молока при том же количестве емкостного оборудования.
— С 1 августа в омских магазинах стартовали продажи вашей новой продукции — киселя молочного овсяного для детского питания. Уже есть реакция покупателей?
— Реакция была еще до того, как наш кисель поступил в продажу. Первый месяц мы производили и реализовывали этот продукт по бесплатным рецептам. Сначала мы видели, скажем так, некоторое недоверие и со стороны врачей-педиатров, которые эти рецепты должны были выписывать, и со стороны молодых мам. Даже тех, которые уже были знакомы с нашей кисло-молочной продукцией. Мол, зачем вы нам даете этот кисель. Зато потом было очень приятно слышать, что детям, к удивлению их мам, наш кисель пришелся по вкусу. Отзывы были хорошие. На пунктах выдачи некоторые стали даже спрашивать, где можно купить кисель, поскольку одной бесплатной баночки ребенку стало не хватать. А первые результаты продаж развеяли все сомнения. Кстати, продукт оказался очень востребован женщинами. Киселем можно перекусить, а за счет наличия растворимых и нерастворимых пищевых волокон он очень благотворно влияет на весь желудочно-кишечный тракт.
— А вы сами как предпочитаете кисель — на завтрак, на обед или вместо ужина?
— В качестве второго завтрака. Утренний завтрак у меня простой — чашка кофе и бутерброд. А рабочий день начинается рано, поэтому к 10 часам уже хочется что-то съесть. В данном случае молочно-овсяный кисель — идеальный вариант. Он дает длительное ощущение сытости.
— Технические условия на всю продукцию, которую производит ЦПС, были разработаны вашими специалистами?
— Нет, не все. На начальном этапе мы приобретали готовые технические условия. Но уже третий продукт, который мы начали производить, йогурт с лактулозой, был разработан нашими специалистами. Бифидин, пролакта — это тоже наши разработки. Кисель молочно-овсяный, который мы производим сейчас, разработан совместно с московским ВНИМИ. А в ближайшее время мы начнем производить недорогие кисели на основе молочной сыворотки, предназначенные для детей с трех лет, и вот на них технические условия принадлежат уже нам.
— Над какими новыми продуктами работаете сейчас?
— Над йогуртом и кашами на основе козьего молока для детей-аллергиков с непереносимостью лактозы. Сейчас мы козье молоко продаем только питьевое, а это продукт узкой направленности. И нам очень хочется расширить варианты использования козьего молока.
— А сроки? Сколько времени у вас занимает в среднем разработка и подготовка нового продукта к производству?
— Сроки подготовки у нас всегда длительные. Взять, к примеру, кисельный цех. На строительство и установку оборудования со всеми процедурами согласования у нас ушел год. И почти столько же времени получали разрешительные документы на сам продукт. Особенно сложно получить разрешение, если речь идет о продукции, которая предназначена для детей раннего возраста. Когда мы готовим к производству новую продукцию для детей с трех лет, то от разработки до внедрения проходит, как правило, не более полугода. Но если нужна «стройка», то время внедрения увеличивается, естественно.
— Как все эти новинки придумываются? Вас кто-то консультирует? Или вы отталкиваетесь от продуктовой линейки других производителей?
— Сложный вопрос. По-разному бывало. Бифидин, обогащенный селеном и цинком, например, мы стали выпускать потому, что живем в регионе с недостаток селена.Кисель на основе сыворотки разрабатывали с целью безотходного производства, жаль было терять ценный продукт переработки молока – сыворотку. А вообще главным инициатором внедрения новых продуктов у нас был БОГДАШИН Игорь Викторович. Я считаю, мне повезло поработать под его началом. Он никогда не боялся пробовать что-то новое. Многие проекты, которые мы реализуем сегодня, были придуманы им. Вот когда воплотим все идеи и мне придется задуматься над вопросом, а что дальше, тогда я вам смогу точнее сказать, откуда приходят идеи новых продуктов.
— Заемными ресурсами, насколько я помню, ваше предприятие раньше не пользовалось...
— Да, обходимся своими средствами. Из бюджета денег не просим. К банкам за кредитами не обращаемся. Зато мы точно понимаем свои возможности. И рискуем очень взвешенно.
— Как реагирует на инициативы ЦПС ваш учредитель — областной минздрав?
— Минздрав реагирует очень хорошо. Мы же не для собственного обогащения тратим прибыль предприятия и не для развлечения запускаем новые продукты. Да, мы не всегда можем предсказать, насколько хорошо наши новинки будут продаваться, но мы точно знаем, что они будет полезны в качестве специального питания для детей. Я думаю, ни один молочный завод, работающий в Омске, не возьмется за решение такой проблемы. Это хлопотно. И это далеко не всегда оправдано экономически. Ритейлеры очень неохотно работают с непонятными для них продуктами, от которых они не могут просчитать отдачу.
— Для вас, как для госпредприятия, прибыль важна? Или вам минздрав не ставит такую цель, как извлечение прибыли?
— Вот прямо такую цель, как достижение прибыли нам не ставят, но если у нас будут убытки, ответ держать придется, естественно. Мне кажется, для нашего учредителя мы как ребенок, который уже проявляет себя вполне самостоятельным. Он уже научился одеваться, обуваться, завязывать шнурки. И даже умеет сам себя занять, не требуя много внимания у папы с мамой.
— Была информация, что ЦПС договорился о поставках продукции в Новосибирск. Что именно будете поставлять соседям, в какие магазины и чья логистика?
— Мы нашли дистрибьютора в Новосибирске, который будет брать весь наш ассортимент и заходить с ним во все сети. Логистику тоже выстраивает дистрибьютор. В принципе наша задача — загрузить продукцию в автотранспорт.
— На какие объемы рассчитываете в случае успеха с Новосибирском?
— Планы у нас амбициозные. Мы рассчитываем увеличить объем переработки молока в два раза как минимум.
— Сырья вам хватит? Требования к молоку для детского питания весьма жесткие...
— У нас хороший поставщик — ЗАО «Нива» Павлоградского района. Он справится с поставками любого необходимого нам количества сырого молока самого высокого качества.
— Дальнейшей девальвации рубля не опасаетесь? Или эти риски вас не касаются?
— Изменение курса рубля к доллару и евро, как оказалось, влияет на всех производителей. Что бы мы ни производили, все равно найдется компонент, который завязан на валюту. В нашем случае — это и упаковка, и закваски. Высококачественных российских заквасок на рынке нет, поэтому мы используем итальянские. Но цену на свою продукцию, сразу скажу, мы увеличивать в ближайшее время не намерены. Последний раз наши отпускные цены изменились в начале года, они выросли всего на 5%, и если сильных колебаний на рынке не произойдет, мы постараемся удержаться на сегодняшнем уровне.