Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Омская оборонка требует от вузов качественного «полуфабриката»

16 декабря 2015 11:27
2
5289

Гендиректор ПО «Полет» дает ректорам 3-5 лет на приведение выпускников в соответствие с нуждами производства

8 декабря в ОмГТУ прошло расширенное заседание Омского совета ректоров по проблемам вузовской подготовки инженерных кадров для омской промышленности. Баланс между количеством выпускников и числом бюджетных мест в высших учебных заведениях, по данным президента ОмГТУ Виктора ШАЛАЯ, шаток. Ни Минэкономики, ни Минтруда, ни Минобразования, по его словам, не могут просчитать, сколько бакалавров, специалистов и магистров потребуется работодателям через 4–6 лет. "Так или иначе, с учетом мониторинга по трудоустройству и всего остального, коррективы в государственной политике будут. Посему мы должны оценить, каковы у нас сегодня потребности региона", – сказал Виктор ШАЛАЙ.

Замминистра образования Омской области Владимир ТИТЕНКО рассказал, что при согласовании контрольных цифр приема с Минобрнауки РФ региональное министерство по просьбе вузов указывает в заявках бюджетных мест больше, нежели предлагают федералы.

– В итоге вам достается, конечно, меньше, чем вы просили. Больше всего меня беспокоит, что мы пишем по вашим потребностям, хотя, по большому счету, обосновать их мы не можем. Увеличение предлагаемых контрольных цифр более чем на 10% требует от нас целого сопроводительного письма, – замминистра объяснил, что в этом письме необходимо ссылаться на региональные или федеральные программы, подтверждающие востребованность будущих выпускников конкретных специальностей.

Ректоры отчитались о своих достижениях, а руководители ОАО "ОНИИП", ОАО "Высокие технологии" и ПО "Полет" рассказали, почему вузы не отвечают потребностям ОПК.

Александр МЫШЛЯВЦЕВ, проректор по учебной работе ОмГТУ: "Наша задача – переработать учебные планы под конкретные предприятия"

– Круг специальностей ОмГТУ полностью охватывает все классические технические направления. В 2015 году мы получили 2083 бюджетных места, на 2016-й нам согласовали 2140. Бюджетный набор по заказу предприятий ОПК в 2015 году составил 446 человек, по заказу Минобороны 80 человек, для региональной промышленности – еще около сотни. Что касается прогнозирования, по ряду направлений у нас количество выпускников совпадает с потребностями предприятий. Работодатели даже говорят, что больше бы взяли, но им не дают. По одним направлениям нам выделяют мест меньше, чем требует производство, а по другим дают больше, чем мы хотим. Не очень понятно, с чем этот перекос связан.

В идеале работа вуза должна быть построена следующим образом. Есть предприятие, для которого мы работаем. При нем есть базовая кафедра, на которой мы учим своих студентов. И есть ресурсный центр в стенах вуза, где студенты базовых кафедр могут осваивать будущую профессию на самом лучшем оборудовании. Студент должен много времени проводить на предприятии. С этой зимы мы принимаем новое положение о практике. Вместо того чтобы летом болтаться 2 недели, неизвестно чем занимаясь, человек будет каждую неделю по дню проводить на предприятии. Это так называемая дискретная практика, гораздо более эффективная. Подготовка инженерных кадров без теснейшей связи с реальным производством в принципе невозможна. Наша задача – переработать учебные планы под конкретные предприятия. Это единственный вариант.

Последний наш совместный центр, на создание которого мы выиграли 57 млн рублей федеральных денег, создается прямо сейчас. Он направлен на обеспечение высокопрофицитными кадрами производства ракет семейства "Ангара" для нужд ПО "Полет". Уже назначен директор центра, происходит закупка оборудования, прорабатывается вопрос с помещением.

Сергей ОВЧАРЕНКО, ректор ОмГУПС: "Мы в Омске являемся вузом с наименьшим количеством бюджетных мест"

– Мы готовим специалистов железнодорожной отрасли, в основном для полигона Западно-Сибирской железной дороги. Сегодня мы готовим студентов по 18 направлениям бакалавриата. В свое время нам удалось отстоять для железнодорожных специальностей специалитет, то есть все наши железнодорожники-инженеры обучаются 5 лет. Для информации, с 1-го по 5 декабря у нас проходила традиционная "транспортная неделя", где мы встречались и с министром транспорта, и с президентом компании ОАО "РЖД", и с представителем компании Siemens, которая активно работает с Россией в железнодорожном направлении. Мнение у всех одно: для ж/д транспорта, для технических специальностей нужны специалисты. Даже Германия, столкнувшись с проблемой некачественной подготовки, сейчас переориентируется с бакалавриата на специалитет.

В последние годы по инженерным специальностям мы наблюдаем спад в наборе студентов. Количество бюджетных мест увеличивается, но куда большими темпами оно растет в вузах, подведомственных Минобру. Мы в Омске, пожалуй, являемся вузом с наименьшим количеством бюджетных мест. Набрать ребятишек на технические специальности на внебюджет очень сложно. А тот уровень школьной подготовки по математике, физике, химии, с которым все мы сталкиваемся, срезает большое количество ребят. Не знаю, как в других вузах, но у нас очень много отчислений уже на 1–2 курсах.

Уже много лет мы проводим целевой прием для железнодорожного транспорта. По региону цифры небольшие: 70–80 человек в год. Если раньше мы могли сотрудничать по этому направлению с такими предприятиями, как завод им. Попова, НПО "Мостовик", ТГК-11, то сейчас, в соответствии с требованиями законодательства, мы предоставляем целевые места только МРСК Сибири и ОНИИПу, так как в них есть доля государства.

Владимир КИРНИЧНЫЙ, ректор СибАДИ: "Наши архитекторы прорабатывают реальные проекты. Такие, как аэропорт "Федоровка"

Обязательной частью образовательного процесса является участие студентов в реальной экономике. У нас был разработан лабораторный комплекс по строительству и эксплуатации дорог, который позволяет контролировать качество строительства дорожного и земляного полотна, определять эксплуатационные показатели и так далее. В Омской области этим занимаются, по сути, две лаборатории: СибАДИ и СоюздорНИИ. В этом году мы осуществляли контроль на 18 объектах. В следующем, напомню, планируется выделение не менее 5 млрд рублей на строительство, ремонт и реконструкцию дорог в регионе.

Большое направление – создание опытно-экспериментальных полигонов для отработки новых технологий. Вы знаете, что на Западном обходе нам был выделен экспериментальный участок. Мы на нем применили технологию использования золошлаковых материалов при строительстве автомобильных дорог. Здесь идет колоссальная экономия. Сегодня, по официальным данным, тонна золошлака стоит 1 рубль 10 копеек.

Впервые в Омской области на базе СибАДИ состоялся выпуск архитекторов. Прежде архитекторов у нас никогда не готовили. Наши студенты прорабатывают реальные проекты: студенческий жилой комплекс в городе Омске, международный аэропорт Федоровка, мусоросортировочный комплекс.

СибАДИ выиграл конкурс на строительство в Омске федерального центра по подготовке водителей всех категорий и повышению квалификации инструкторов по вождению. Бюджет конкурса – порядка 200 млн рублей. Всего таких комплексов в России будет три.

Алексей ЯКУБ, ректор ОмГУ: "Мы получили целевые места для ПО "Полет" и для нашего любимого ОНИИПа"

Чисто инженерных специальностей у нас очень мало. Стопроцентное трудоустройство нам дает направление "Химическая технология", откуда выпускники идут в такие компании, как "Газпромнефть – ОНПЗ", ГК "Титан", "Омсктехуглерод", "Омскнефтехимпроект". Наша задача – создавать базовые кафедры этих стратегических партнеров. В 2014 году у нас была открыта базовая кафедра ПАО "Омскнефтехимпроект".

Так как технические инженерные специальности для классических университетов являются непрофильными, при распределении целевых мест мы получаем немного. Тем не менее мы получили такие места для подготовки специалистов для ПО "Полет" и для нашего любимого ОНИИПа.

Что касается связки "наука – вуз – предприятие", прежде всего она реализуется через создание профильных специальных лабораторий. У нас таких лабораторий три: "Параллельных вычислений и математического моделирования систем радиосвязи и обработки сигнала", "Самоорганизующихся систем и искусственного интеллекта", "Процессы коммуникационной аппаратуры". Последняя вообще является структурным подразделением ОНИИПа.

Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ, генеральный директор ОАО "ОНИИП": "Оборона сегодня – сложный вопрос, но самые нормальные деньги в стране – в Министерстве обороны"

Хотел бы самое серьезное внимание коллег из вузов обратить на проблему импортозамещения. Честно говоря, идет к тому, что скоро вообще запретят покупать что-то импортное. К сожалению, у нас очень много проблем сегодня. Вся вычислительная техника для промышленности – зарубежная. Мы можем делать сами, но не умеем. Нужна ваша помощь.

Очень глубоко мы погрузились в тему ВМФ. Задачи ставятся гигантские по освоению подводного флота. Наш институт в 1958 году был рожден с одной проблемой – обеспечение связи с глубокопогружными подводными лодками. В то время это было 200 метров, сегодня – 1 км. Хотелось бы, чтобы над этой проблемой не в питерском политехническом университете думали, а в нашем омском. Эту работу нам поручили, мы ей занимаемся, воспитываем кадры.

Некоторые наши ребята делают даже то, чего у американцев нет. Например, Юра РОМАНОВ изобрел то, чего нет ни у кого, – радиолинию, которую не слышно и не видно нигде. Не могут обнаружить ее. Мы работали с обычной разведкой, контрразведкой, ФСБ-разведкой, ФСО-разведкой. Не услышали они нас! Мы сказали, на какой частоте, с каким сигналом и в какое время мы работаем. Тоже не слышат. Это то, что делают молодые 35-летние ребята, которые защищают кандидатские. С такими работами нужно срочно докторские защищать. Не зря выездная военно-промышленная комиссия проходила в Омске, а не в Новосибирске или Красноярске. В СФО 69 тысяч человек работает на оборону. Из них 30 тысяч – в Омске.

Да, оборона сегодня – сложный вопрос. Нет стабильности. Контракты Минобороны заключает поздно. Но в любом случае самые нормальные деньги, которые есть в стране, – в Министерстве обороны. Государство вложило в развитие наших предприятий огромные деньги. Только в институт приборостроения за последние годы было вложено два с лишним миллиарда рублей.

Мы владеем сегодня технологией, которой владеют самые передовые развитые страны. Последнее, что мы приобрели, – это технология низкотемпературной керамики, которая позволяет ни от кого не зависеть, в том числе от США. Но радоваться нам рано. У нас осталось по ним еще 300 самых высокотехнологичных позиций, которые просто так, врукопашную, мы не сделаем.

Дмитрий ШИШКИН, генеральный директор ОАО "Высокие технологии": "Те немногие "звездочки", которыми мы хвалимся, переманиваются хедхантерами в Москву"

– Многие сегодняшние доклады напоминали победные реляции. На самом деле ситуация обстоит намного более печально. С точки зрения инженерных кадров мы имеем достоверную статистику. Если говорить о количестве целевых мест, оно не соответствует потребностям омской промышленности. Невозможно реализовать ни один масштабный проект в отсутствие кадров. Смею констатировать, что та молодежь, которая вливается в омскую промышленность, закрывает единственную проблему – естественной ротации.

Мы раньше всех начали техническое перевооружение, еще восемь лет назад. Ежегодно тратим 400 млн рублей на поддержание оборудования, а раньше были закупки и на большие суммы. Ввиду сложности нового оборудования инженерные кадры уходят на рабочие специальности. Хотя у нас предприятие не настолько наукоемкое. Это не КБ, а серийный завод.

На сегодня у нас 191 целевик. Статистику об их качестве могу предоставить. Качество того «полуфабриката», который вы выпускаете, – это проблема, причем не высшей школы. Это беда всей вертикали образования, которая уходит в начальную школу. Отсутствие углубленного изучения математики, физики... Когда приходят приказы из вузов, я сатанею! С 4 курса отчисляется пачка целевиков с формулировкой "невыполнение учебного плана". Печально. Хоть кадровые службы с ними и нянькаются, и кураторы есть, но не так все здорово.

Может быть, у нас завышенные какие-то требования. Предприятие с точки зрения металлообработки у нас, наверное, самое технологически сложное в Омске. А те «звездочки», которыми мы хвалимся, переманиваются хедхантерами в Москву. Достаточно одного человека вытянуть – дальше московские социальные программы срабатывают. У меня потеря за этот год – 4 человека. Это ключевые работники.

Михаил ОСТРОУШЕНКО, генеральный директор ПО "Полет": "Даже если мы будем наращивать объемы производства, все равно необходимо будет уменьшать численность инженеров"

– У нас сейчас с вами (ректорами. – «КВ») равное положение. Некоторое время назад у меня было глубокое убеждение, что это не ваша вина, а ваша беда: система высшего образования превратилась в коммерческую структуру, государство качество выпускников не волновало. Кого бы вы ни выпускали, финансирование шло. Промышленность в связи с этим испытывала некоторые проблемы: нужно кого-то подготовить или переподготовить – плати.

Сейчас вы оказываетесь в ситуации точно такой же, как и мы. Не думайте, что на развитие предприятий Омской области денежки дают просто так. Каждую копейку нужно обосновать. А что мы в итоге получим от федеральных министерств и ведомств? Даже если получим, через день придут и спросят: "Как вы тратите?"

Сейчас перед нами стоят вопросы модернизации производства и увеличения производительности труда. Нас вынуждают увеличивать эффективность в 2 раза за год, в 7 раз за 5 лет. Это означает, что даже если мы будем наращивать объемы производства на 20–30% в год, все равно нам необходимо уменьшать численность работников. Рабочих при увеличении производства набирать будут, а инженерных кадров при том уровне автоматизации, которого мы, я надеюсь, через несколько лет достигнем, на серийных производствах прибавляться не будет вообще. Сейчас еще на многих предприятиях идет смена поколений, но в ближайшие 3–5 лет она завершится. У нас будет довольно молодой коллектив. Я встану перед выбором: оставить того, кто у меня уже проработал 5–7 лет и что-то может, или же взять выпускника, уровень подготовки которого не позволит ему конкурировать. А зарплату молодые хотят иметь сразу большую.

Выход из этого есть: все процессы адаптации перенести на учебные площадки. После окончания вуза мой будущий работник должен знать, где и с кем он будет работать, что делать и получать. Такого специалиста я с удовольствием возьму. Но времени у вас немного, чтобы перестроиться под промышленность, – 3-5 лет. Либо вы выпускаете суперспециалистов, конкурентоспособных во всем, чего достичь очень трудно, либо погружаете студентов в конкретную производственную среду.

Комментарии
Ирру 16 декабря 2015 в 17:17:
Доставка курьером по Омску — 250 р. Доплата за подъем без лифта — по 50 р. за каждый этаж.
Ирр 16 декабря 2015 в 13:11:
по официальным данным, тонна золошлака стоит 1 рубль 10 копеек.-=====не могу не поерничать — это с доставкой?
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.