Согласно судебному решению областное Управление дорожного хозяйства имело право отказаться от контракта
6 февраля Арбитражный суд Омской области отказал предприятию в признании незаконным одностороннего расторжения государственного контракта № 1 С-2013 на строительство Западного обхода Омска.
Исковое заявление ООО «НПО "Мостовик"» к КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» было принято к производству 29 декабря 2014 года, т. е. разрешение судебного спора не затянулось.
Вернуть подряд на строительство окружной дороги Омска на участке Федоровка – Александровка протяженностью почти 18,6 км в Омском, Любинском и Марьяновском районах предприятие, находящееся в процессе банкротства, пытается уже второй раз. Соответствующий контракт был заключен между «Мостовиком» и Управлением дорхозяйства 11 января 2013 года и предполагал сдачу объекта в эксплуатацию до 30 июня 2014 года. Общая стоимость этих работ составляла 1 млрд 795 млн 195,74 тыс. рублей.
В своем иске строительная компания пояснила, что срок строительства автодороги был сорван по вине ответчика, ненадлежащим образом исполнявшего свои обязательства. В частности, управление не предоставило разрешение на строительство части объекта (дороги длиной 1,787 км и шириной 7,5 м) и не передало подрядчику строительную площадку. У заказчика также отсутствовали землеотводные документы. В результате из-за перечисленных проблем «Мостовик» не смог своевременно приступить к работам.
Осенью 2014 года областное управление уведомило истца о принятии решения расторгнуть контракт в одностороннем порядке из-за нарушения сроков его исполнения. Соответствующие письмо и уведомление «Мостовику» направили 17 октября и 18 ноября 2014 года.
«Мостовик» счел действия ответчика незаконными, а также «порождающими правовую неопределенность в случае решения вопросов, связанных с определением периода применения штрафных санкции», и обратился в суд. Однако последний вполне предсказуемо в иске отказал в полном объеме. В решении сказано, что «факт того, что ответчик воспользовался своим правом на односторонний отказ от контракта, нельзя расценивать как злоупотребление правами в контексте положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ». Суд также пояснил, что повторное обращение управления к «Мостовику» с уведомлением от 18 ноября 2014 года о расторжении контракта правого значения не имеет, т. к. отказ от контракта уже был заявлен 17 октября, и истец, обращаясь с требованием о признании незаконным уведомления от 18 ноября, избрал неправильный способ защиты нарушенных прав.
Кроме того, суду осталось неясным, каким образом возможное удовлетворение исковых требований может повлечь восстановление нарушенных или оспоренных прав заявителя. Предприятию предложено в том случае, если он полагает, что отказ ответчика от контракта причинил ему убытки, обратиться в суд с соответствующим иском.
Напомним, первое решение по делу о судьбе спорного контракта Арбитражный суд Омской области принял 22 декабря 2014 года. Тогда НПО «Мостовик» было отказано в удовлетворении иска о признании государственного контракта № 1 С-2013 от 11 января 2013 года действующим, а также об обязании КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» исполнять обязательства по контракту по приемке выполненных работ по четырем актам от 23 октября 2014 года на общую сумму 30 млн 331,82 тыс. рублей.
22 января 2015 года истец подал на это решение апелляционную жалобу. Однако 6 февраля после оглашения решения по второму иску «Мостовик» подал в суд ходатайство об отказе от апелляционного заявления.
На момент расторжения контракта с НПО готовность окружной дороги Омска составляла около 42%. Финансирование объекта осуществлялось в рамках реализации долгосрочной региональной целевой программы «Модернизация и развитие автодорог Омской области (2010-2025 годы)». По итогам конкурсного отбора для достройки автодороги подобран новый подрядчик – ГП Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6». С компанией заключили контракт на общую сумму 1 млрд 33 миллиона рублей. Правительство региона сообщило, что эта сумма составляет 55% от общей стоимости работ на объекте. До конца октября 2015 года новый подрядчик обязан сдать в эксплуатацию автодорогу на участке Федоровка – Александровка протяженностью 17,2 км, путепровод через железную дорогу, мост через р. Камышловка, транспортную развязку на пересечении с федеральной трассой М-51 и путепровод протяженностью 1,39 км через дорогу в составе развязки.