За первый месяц внедрения системы безналичных платежей омичи приобрели 37 тысяч электронных транспортных карт.
О первых предварительных результатах внедрения в пассажирском транспорте системы электронных расчетов глава городского департамента транспорта Виталий МАСЛИК и директор муниципального предприятия «Пассажирсервис» Наталья СЕРГИНА рассказали на пресс-конференции, которая состоялась 29 мая в городском пресс-клубе. Судя по словам Виталия МАСЛИКА, омский проект «обезналичивания» проезда в пассажирском транспорте стартовал успешнее, чем в других городах.
Возможность рассчитываться по электронным картам омичи получили, напомним, с 1 мая 2015 года. По словам Виталия МАСЛИКА, какие-то глобальные выводы об эффективности системы электронных транспортных карт (ЭТК) делать еще рано, но на старте проект показал себя весьма неплохо. Транспортники рассчитывали, что до конца текущего года они смогут реализовать порядка 50 тысяч ЭТК, а в реальности омичи за первый месяц активировали почти 37 тысяч, из которых 40% — карты с лимитом поездок.
– Карточки уже сегодня достаточно востребованы, — считает главный омский транспортник.— Хотя самый главный результат в том, что система заработала и показала свою жизнеспособность. Конечно, как и любая система, наша имеет и плюсы, и минусы. Безусловно, было и недоверие населения на первых порах, не обошлось и без шероховатостей. Но в начале 2000-х годов и к банковским пластиковым картам было недоверие, а сейчас уже мало кто может представить без них свою жизнь. И здесь то же самое. Люди, которые платили наличными по 18 рублей за поездку, а теперь платят по 15 рублей, — им все нравится.
Как считает Виталий МАСЛИК, целевые показатели в этом году будут достигнуты. Объем наличных платежей в пассажирском транспорте за счет использования электронных проездных, по его словам, уже снизился примерно на 15%. А вообще департамент планирует снизить оборот наличности на 50-60%. К сожалению, продолжается и снижение объемов пассажирских перевозок на муниципальном транспорте (за последний год — порядка 10%). Однако Виталий МАСЛИК уверяет, что отток пассажиров никак не связан с недовольством людей исчезновением из продажи классических бумажных проездных билетов. Из-за внедрения ЭТК, мол, никто не ушел к частным перевозчикам.
– Мы обмениваемся информацией с частными перевозчиками, и тенденции по снижению пассажиропотока зачастую совпадают. У нас в феврале был необъяснимый провал, и они ко мне приходили с аналогичными жалобами, — рассказал глава департамента транспорта.
Сегодня, по информации транспортников, можно приобрести (записать на универсальную ЭТК) восемь видов электронных проездных. Из них пять для граждан — два безлимитных и три с лимитом поездок. Еще три — это льготные электронные проездные для пенсионеров, студентов и школьников. На вопросы о расширении ассортимента электронных проездных и возможном появлении новых типов ЭТК глава департамента транспорта отвечает туманно. Мол, давайте сначала наработаем опыт с теми электронными проездными, которые уже есть, соберем статистические данные, сделаем анализ пассажиропотока.
– Первые глобальные выводы можно будет сделать только в октябре — ноябре, когда пассажиропоток станет стабильным, — пояснил Виталий МАСЛИК. — Сейчас я могу только сказать, что наша система заработала легче, чем в других городах. В Новосибирске, например, электронные проездные внедрялись в 2004 году с большими скандалами. А мы уже учли опыт и Новосибирска, и Екатеринбурга.
Впрочем Наталья СЕРГИНА все же поделилась информацией о перспективах дальнейшего развития системы электронных проездных. По ее словам, Сбербанк запускает в Омске проект по внедрению студенческой карты, которой в том числе можно будет рассчитываться и за услуги пассажирского транспорта. Договорился «Пассажирсервис» и о совместном решении с Газпромбанком, который тоже хочет реализовать проект студенческой карты.
– Это будут не наши ЭТК, а банковские карты, на которых будут записаны наши приложения, — рассказала Наталья СЕРГИНА. — И это не виртуальные проекты, они готовятся к выходу в этом году.