Согласно данным мэрии Омск сегодня получает на свое развитие всего 5-6 процентов от уплаченных горожанами налогов.
5 октября на аппаратном совещании у мэра города Омска Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО чиновники заслушали прогноз социально-экономического развития города Омска на 2016 год, представленный директором департамента городской экономической политики администрации Омска Гульнар АЙТХОЖИНОЙ. Он был разработан с учетом двух вариантов развития событий – базового и оптимистичного.
Один из наиболее острых вопросов, стоящих сегодня перед экономикой мегаполиса, – неформальная занятость населения, т.е. деятельность, скрываемая от государства, с оборотов которой не выплачиваются налоги. По оценкам специалистов, ее доля по региону составляет более 32 процентов, в то время как средний показатель по России – 19,7.
Серьезно ограничивает рост экономики слабая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов. В 2014 году инвестиции в основной капитал (по сравнению с 2013 годом) сократились на 1,4 процента. «В текущем году возросшая общая экономическая неуверенность инвесторов, а также высокая стоимость заемных кредитных средств может привести к сокращению инвестиций. Мы оцениваем это в 6-7 процентов», – отметила Гульнар АЙТХОЖИНА.
Однако с учетом реализации крупных инвестпроектов департамент городской экономической политики отмечает умеренные поступательные инвестиции в основной капитал. Речь идет и о проектах компании «Газпромнефть — ОНПЗ», и о строительстве гостиничных комплексов на улицах Пушкина, Суворова, проспекте Мира, и о модернизации производства ЗАО «Кордиант-Восток», и др. «Думаю, что это повлияет на то, чтобы инвестиционная составляющая у нас не ухудшилась, а даже наоборот», – подчеркнула директор департамента. Она обратила внимание и на «всероссийскую беду» – дороги. Оказывается, по данным за 2014 год, 50,5 процента дорог местного значения (это 723 километра) не отвечали нормативным требованиям. В 2015 году этот показатель, вероятно, снизится до 49,7 процента за счет ввода в эксплуатацию улиц Андрианова и Донецкой. Гульнар АЙТХОЖИНА отметила, что без поддержки областного правительства ситуация кардинально не изменится.
С января 2016 года появится дополнительная мера инвестиционного стимулирования – формирование региональной и муниципальной нормативно-правовой базы в связи с введением 224-ФЗ «О государственном частном партнерстве и муниципальном частном партнерстве в РФ».
Хороший прогноз дал департамент развитию базового сектора экономики промышленности. Масштабные проекты – реконструкции «Газпромнефть — ОНПЗ», модернизации предприятий оборонного комплекса – сформировали в последние годы достаточно хорошую базу. Именно поэтому наблюдается стабильный рост показателей: в 2013 году прирост промышленного производства составил 3,3 процента, в 2014 – 3,5. В этом ожидается увеличение всего в два процента, однако Гульнар АЙТХОЖИНА подчеркнула: «Не надо думать, что это негативная ситуация, средний показатель по стране – снижение на три процента, поэтому в сравнении с ситуацией в РФ показатель хороший». Не считая Москвы и Санкт-Петербурга, Омск по объемам промышленного производства стабильно занимает первые места среди городов-миллионников.
Продолжает оставаться сложной ситуация с налогами в местный бюджет: по налоговым платежам в бюджеты всех уровней ожидается рост, но по суммам, зачисляемым в бюджет города Омска, – сокращение. «Это обусловлено тем, что в структуре налоговых доходов в бюджет города доля налога на доходы физических лиц в последние два года резко уменьшилась за счет сокращения нам отчислений. Потери городского бюджета составили более миллиарда рублей. Как результат – доля налоговых доходов в бюджет города составляет лишь треть. Больше половины – это безвозмездные поступления вышестоящих бюджетов. По прогнозам, Омск по-прежнему сохранит позицию аутсайдера среди городов-миллионников». Департамент подготовил сравнительные показатели по России, из которых видно, что данные по Омску в 1,4 раза ниже среднего значения по стране и почти в два раза ниже максимального значения. То есть если Краснодар, Ростов имеют показатели 26 и 30 соответственно, то Омск – скромные 14,4. «Для достижения средней обеспеченности одного жителя города бюджет Омска должен составлять 24 млрд рублей», – озвучила директор департамента городской экономической политики.
Омск, располагая неплохим экономическим и налоговым потенциалом, получает на развитие всего 5-6 процентов от уплаченных налогов. «Причем за последние пять лет эта цифра сократилась в два раза. Еще в 2011 году доля налогов, зачисляемых в бюджет города, была 11,5 процента. Потери составили более 7 млрд рублей», – таковы выводы департамента.
В качестве основных причин сложившейся ситуации с налогами АЙТХОЖИНА назвала утверждаемые правительством Омской области нормативы отчислений по налогам и активный процесс урбанизации. Жителей города за последние пять лет стало больше на 46 тысяч человек, а вот численность Омской области сократилась за этот период на 80 тысяч. Однако такое перераспределение человеческих ресурсов в положительную сторону не отразилось на нормативах налоговых отчислений, наоборот, они еще больше сократились.
Мэр города Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ дал руководителям структурных подразделений администрации ряд поручений, направленных на дальнейшую мобилизацию собственных доходов муниципалитета и сокращение неэффективных расходов: «Всем департаментам нужно иметь совершенно понятные цели и ясные пути их достижения. Если получим результат, тогда можно рассчитывать на какое-то продвижение».