По мнению генерального директора АО «Омскгоргаз» Павла РАЗВАЛЯЕВА, только благодаря действиям газовиков большинство жильцов дома находились в момент взрыва на безопасном расстоянии
Как сообщила на днях прокуратура области, прокурор Ленинского округа города Омска по результатам проверки по факту взрыва бытового газа в многоквартирном доме на ул. 1-й Тепловозной внес представление руководителям АО «Омскгоргаз» и ООО «Управляющая компания «Прометей и К» в связи с выявленными нарушениями законодательства в деятельности этих предприятий. О результатах прокурорской проверки, о причинах взрыва газа, а также о том, как избежать подобных трагических происшествий впредь, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил гендиректора АО «Омскгоргаз» Павла РАЗВАЛЯЕВА.
– Павел Алексеевич, все ли обстоятельства взрыва бытового газа на ул. 1-й Тепловозной уже установлены?
– Насколько мне известно, следствие по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва, идет сегодня полным ходом. У следствия есть вопросы, мы на них отвечаем, даем все необходимые пояснения, представляем документы, которые запрашивают следственные органы. Прокуратура Ленинского административного округа города Омска выдала представление, мы по пунктам поясняем, почему работники АО «Омскгоргаз» действовали именно так. Все идет своим чередом. На мой взгляд, еще рано говорить о том, что все обстоятельства этого трагического происшествия уже установлены.
– Просто хотелось бы понять, правильно ли действовали работники АО «Омскгоргаз»...
– Если говорить о хронологии событий, то заявка от жителя квартиры № 5 в доме по адресу: 1-я Тепловозная, 20, поступила в нашу аварийно-диспетчерскую службу 22 сентября в 17.22. Диспетчер, получив информацию о том, что в подъезде ощущается запах газа, в течение пяти минут направляет туда аварийную бригаду в составе трех человек и подробнейшим образом инструктирует звонившего, что необходимо сделать до приезда специалистов. Наша бригада была на месте в течение 40 минут и первым делом перекрыла кран на вводном газопроводе. У нас есть утвержденный регламент, так называемый план локализации и ликвидации аварийных ситуаций, согласованный с Сибирским управлением Ростехнадзора, и план взаимодействия, согласованный с различными ведомствами, в том числе с ГУ МЧС России по Омской области, УМВД по Омской области, администрацией города Омска, Сибирским управлением Ростехнадзора, и наш персонал всегда действует строго по этому регламенту, которым предусмотрены все возможные нештатные ситуации, которые могут произойти на объектах газоснабжения.
Наши специалисты прекратили подачу газа на жилой дом, выполнили все необходимые действия, чтобы снизить концентрацию газа в подъезде до безопасного уровня, и пошли в обход по квартирам, которые тоже были проветрены для исключения возможности наличия в них опасной концентрации газа. В квартиру № 6 на втором этаже, откуда доносился запах газа, попасть сразу они не смогли. К этому времени прибыл участковый уполномоченный, которого, еще до прибытия бригады АДС, вызвали соседи, вместе с участковым наши специалисты предупредили жильцов дома о необходимых мерах безопасности и вызвали городскую аварийно-спасательную службу, чтобы получить доступ в закрытую квартиру. Соседи характеризовали проживавшего там человека как регулярно пьющего и ведущего асоциальный образ жизни. На ожидание ушел примерно час, поскольку бригада городской аварийно-спасательной службы попала в пробку. Все это время наши специалисты контролировали, естественно, уровень загазованности в подъезде и продолжали проветривание.
Когда специалисты аварийно-спасательной службы попытались вскрыть двери, сильно нетрезвый жилец квартиры № 6 открывает дверь и начинает возмущаться. Наш мастер заходит в квартиру, фиксирует сильный запах газа, при этом пьяный мужчина не дает работать мастеру АДС, отталкивает его от плиты. Удалив его из кухни, мастер попросил участкового убрать пьяного из помещения и первым делом открыл на кухне форточку для проветривания, а потом стал выяснять причину утечки. И видит, что все краны на плите и на газопроводе открыты, а подводящий шланг с плиты снят. Причем снят аккуратно, крепление хомутов на штуцере не повреждено, а раскручено, квартира загазована, а пластиковые окна наглухо закрыты, как до этого была закрыта и входная дверь. Мастер принимает решение поставить на газопровод заглушку, чтобы исключить возможность дальнейшей эксплуатации плиты, выходит в коридор, чтобы позвать работников, которые находятся на лестничной площадке, вместе с ними заходит в квартиру, а нетрезвый жилец попытался закурить, притом участковый хотел ему помешать, предупредил, но сделать ничего не успел. В результате произошел взрыв, повредивший стены и перекрытия, и пострадали все, кто находился в тот момент в квартире, – сам жилец, хозяйка квартиры, участковый и трое наших работников.
– И если бы не попытка закурить, то...
– Последствий вообще бы не было.
– А пострадавших могло оказаться больше?
– Конечно. Благодаря действиям наших работников – перекрыт газ, приняты меры по интенсивному проветриванию – во всех помещениях дома, кроме пострадавшей квартиры № 6, газ отсутствовал практически полностью, и абсолютное большинство жильцов этого дома находились в момент взрыва на безопасном расстоянии.
– В представлении прокуратуры идет речь о неправомерных действиях диспетчера АО «Омскгоргаз». Мол, диспетчер получила сведения «о возможном наступлении чрезвычайной ситуации, угрозе жизни и здоровью жильцов дома», поэтому должна была не только направить бригаду, но и вызвать сотрудников ГУ МЧС России по Омской области.
– Наши диспетчеры не вправе действовать, ориентируясь только на эмоции абонентов. Сначала на вызов должна приехать наша бригада и выяснить, а есть ли вообще загазованность и насколько высок ее уровень. И только если уровень загазованности превышает установленный предел, вызываются сотрудники МЧС. Это предусмотрено планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, согласованным с Ростехнадзором. Чаще всего уровень загазованности снижается простым проветриванием. Кроме того, сообщений о загазованности поступает очень много – до 46 в день. И чуть ли не половина из этих сообщений – ложные. Где-то пахнет канализация, где-то сильный запах квашеной капусты. Иногда люди пугаются запаха, который идет от работающих автомобилей с газобаллонным оборудованием.
– Все таки не совсем понятно. А можно ли было вообще предотвратить этот взрыв? Если жилец этой квартиры вел асоциальный образ жизни, то почему нельзя было поставить ему заглушку на газопровод заранее?
– Поверьте, ко мне чуть ли не каждую неделю поступают коллективные заявления от жителей различных домов, которые сообщают, что в такой-то квартире проживают асоциальные элементы, и просят принять срочные меры по обеспечению их безопасности, перекрыв этим людям газоснабжение. Но мы ничего, по сути, сделать не можем. Ни в Омске, ни в России в целом газоснабжающие организации не имеют права самостоятельно принимать решение о лишении какого-либо абонента газоснабжения. И правоохранительные органы ничего не могут сделать. Мы много лет, при каждом обращении граждан по таким вопросам, обращаемся и в МЧС, и в администрации, и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, но вопрос до сих пор не решен. На этот случай необходимо решение суда о признании человека недееспособным.
– Кто может обратиться в суд с таким иском?
– Родственники, опекуны нарушителя, органы опеки и попечительства, да и сами жильцы тоже могут обратиться, как заинтересованная сторона. Если не в суд, то хотя бы в прокуратуру. Мы ведь тоже сталкиваемся с очень разными ситуациями. Пример из недавних – дом по адресу: улица Чкалова, 37. В аварийно-диспетчерскую службу поступает сообщение о запахе газа. Выезжают наши специалисты. Проверили – утечка газа действительно есть. Газоснабжение перекрыли, последовательно обошли все квартиры, нашли ту, которая была источником загазованности. Вызвали все службы – полицию, МЧС. В итоге выяснилось, что нетрезвый житель поставил на плиту чайник и заснул, а чайник закипел и залил водой конфорку. А бывает, что приезжает наша аварийная бригада на вызов. Где запах газа? Нет запаха. А сообщение поступило от женщины, которой просто не нравится национальность соседей. Она вызывает нашу бригаду и просит сделать что-нибудь, поскольку соседи подозрительно себя ведут. Как может заранее оценить такие ситуации наш диспетчер?
– Но АО «Омскгоргаз» все же обязано, как мне кажется, реагировать на все сообщения...
– Мы и реагируем. Обязательно направляем письма в администрацию округа, руководителю ГУ МЧС по Омской области. Как правило, получаем ответы, что профилактика проведена, а участковому уполномоченному поставлена задача еще более внимательно следить за такими людьми. Я подобных писем и ответов на них могу продемонстрировать целую пачку.
– По дому на 1-й Тепловозной были жалобы?
– Нет, от жильцов этого дома жалоб раньше не поступало. И вызовов не было. Обслуживание газового оборудования мы проводили в нормативные сроки. Осмотр в квартиры № 6 происходил в июне 2014 года. Никаких проблем с доступом у наших специалистов тогда не возникло. И плита, собственно, там установлена новая «Дарина».
– А долг ООО «Управляющая компания «Прометей и К» в размере 200 тысяч рублей за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования какое-то значение имеет?
– С управляющими компаниями, не исполняющими обязательства по оплате выполненных работ, ведется судебная работа по их взысканию. Долги данной УК взыскивались через суд, однако компания уклоняется от исполнения вынесенных судебных решений. На исполнение в Службу судебных приставов переданы 4 исполнительных листа, и долги взыскиваются в принудительном порядке. Кроме того, данная управляющая компания не получила лицензию на управление многоквартирными домами и не имеет права осуществлять такую деятельность, о чем мы, задолго до взрыва, информировали контролирующие и правоохранительные органы. Однако на исполнении обязательств, принятых нами по договору на техническое обслуживание ВДГО, это не сказывается. АО «Омскгоргаз», подписывая договор на обслуживание ВДГО, берет на себя, в интересах населения, определенные обязательства по обеспечению безопасности наших абонентов и делает все, чтобы ее обеспечить. Обеспечение безопасности жителей не ставится нами в зависимость от того, имеется ли долг у управляющей компании или не имеется.