Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Александр СТЕРЛЯГОВ: "Из-за таких разночтений я в наручниках"

30 сентября 2015 12:06
0
4506

Александр СТЕРЛЯГОВ дал показания по делу Юрия ГАМБУРГА

22 сентября в суде над Юрием ГАМБУРГОМ допросили свидетеля Александра СТЕРЛЯГОВА. Экс-министра имущественных отношений Омской области, которому в тот день исполнилось 60 лет, завели в зал суда под конвоем. Юбилей ему пришлось провести с председательствующим по делу ГАМБУРГА Алексеем ПОЛИЩУКОМ, который этим летом осудил его самого на два года колонии общего режима. После допроса присутствовавшие в зале суда коллеги и близкие Александра Михайловича успели поздравить его с днем рожденья.

Участками "под огороды" занималась мэрия

В 2009 – 2010 годах, когда департамент имущественных отношений Омска под руководством Юрия ГАМБУРГА предоставлял земельные участки в поселке Чукреевка "под огороды" (по версии гособвинения, это делалось незаконно и с ущербом в 400 млн рублей для города и региона), Александр СТЕРЛЯГОВ возглавлял региональное минимущество. Адвокаты Константин РИВКИН и Олег ЛЮБУШКИН подробно расспросили свидетеля о земельном законодательстве тех лет и о том, как оно исполнялось.

Пока Александр СТЕРЛЯГОВ был министром, распределением неразграниченных земель Омска почти всегда занимался муниципалитет. По инициативе министра государственно-правового развития Александра БУТАКОВА эти полномочия перешли на уровень региона в 2006 году, когда появилось Главное управление по земельным ресурсам Омской области. Через несколько месяцев СТЕРЛЯГОВ настоял на том, чтобы вернуть их администрации Омска.

По данным бывшего чиновника, более 90% земель региона не были оформлены должным образом. Вступившие в силу 1 июля 2006 года изменения в Земельный кодекс подтолкнули местную власть к активному разграничению государственной собственности на землю, размежеванию участков (всего их было около 800 тысяч) и постановке на кадастровый учет. Региону, по словам свидетеля, забот хватало и без Омска: "По областному бюджету мы еще оказывали помощь сельским районам. Только на это было потрачено сто миллионов рублей".

Проблемы с картами

На каждый участок составлялась схема межевания. Границы участка согласовывались с собственниками соседних земель, после чего документы утверждались органом местного самоуправления. Затем они отправлялись в кадастровую палату, и, если все в порядке, участок получал паспорт и ставился на учет.

Проблема, по мнению Александра СТЕРЛЯГОВА, в том, что закон позволяет кадастровым инженерам при определении границ участка использовать и геодезическое оборудование, и карты:"Работы до сих пор разрешается проводить по картам. Один участок, бывает, делают по карте, а когда другой начинают делать с привязкой к конкретным точкам, появляются наложения".

Карты, которые "формировались длительное время органами архитектуры", содержат массу ошибок.

– Таких карт, к сожалению, по настоящее время очень много.

Об одной из них "КВ" рассказывали 7 сентября в статье "Карта градостроительного зонирования Омска недействительна!" Именно эта карта, признанная прокуратурой не соответствующей действительности, использовалась в следственной экспертизе земельных участков, вменяемых ГАМБУРГУ.

Правила не по правилам

Эта же карта является приложением к Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Омского городского совета № 201 в 2008 году. К самим правилам у экс-министра СТЕРЛЯГОВА большие претензии.

– По ПЗЗ администрация города должна была в течение шести месяцев поставить на кадастровый учет все границы территориальных зон, в том числе границу муниципального образования – города Омска. Я вас уверяю, на сегодняшний день поставлено 50 – максимум 52 процента. Почему? Да причина в том, что неквалифицированно сделаны сами правила. Изначально.

Территориальные зоны в картах Омска, по информации свидетеля, формировались поверх и без учета уже сформированных земельных участков и указанного в их кадастровых паспортах вида разрешенного использования.

На вопрос адвоката Константина РИВКИНА, как пользоваться картой зонирования, свидетель ответил, что она носит "чисто схематический" характер ("Здесь не указаны координаты точек – только территориальные зоны и номера") и приобретает юридическую значимость только после постановки границ территориальных зон на кадастровый учет: "До того момента это просто картинка". Границы, как уже было сказано, так и не были официально учтены.

Адвокат РИВКИН рассказал, что следователь обращался с запросом в Омский горсовет, чтобы ему объяснили, как пользоваться картой, если зона не поставлена на кадастровый учет.

– Он получил очень интересный ответ из горсовета. Практически дословно: "Если зона не поставлена на кадастровый учет, то это не значит, что она не существует", – рассказал защитник свидетелю.

Это просто уход от ответственности городского совета, потому что как раз в этой ситуации и возникают все разночтения. Из-за таких разночтений я стою перед вами в наручниках, – заявил Александр СТЕРЛЯГОВ. – Любой документ должен быть логически доведен до конца. Если поднять решение Омского городского совета, там четко прописано, что должно произойти. Этого не произошло, и тогда возникает вопрос к городскому совету: почему он не контролировал свой документ?

– Это не только городской совет, но и федеральное законодательство, – добавил Юрий ГАМБУРГ.

"На глаз сделали"

Свидетель и обвиняемый обрушились с потоком критики на разработавший Правила землепользования и застройки департамент архитектуры, утвердивший их Омский горсовет, а Юрий ГАМБУРГ упрекнул еще и прокуроров – в чересчур замедленной реакции на нарушения.

СТЕРЛЯГОВ. Есть Земельный кодекс. Есть Градостроительный кодекс. Законодательство четко прописано, нужно только его видеть, им пользоваться. Департамент архитектуры, я считаю, просто его не видел.

ГАМБУРГ. В ПЗЗ должно быть все предусмотрено. Просто так, на глаз сделали, и вот уже на протяжении шести лет ничего не поставлено на кадастровый учет. Если бы все было разработано в соответствии с нормами и поставлено на кадастровый учет, никаких наложений и предоставления в другой категории не происходило бы.

СТЕРЛЯГОВ. Совершенно верно. Сейчас проще принять новые правила землепользования, чем приводить в соответствие с участками собственников утвержденные городским советом. В Омске сейчас не знаю сколько, а было 170 тысяч земельных участков. Понимаете, это 170 тысяч собственников! Даже если только у половины обнаружится нестыковка, то шести лет не хватит, чтобы согласовать все эти позиции. От собственника, который сформировал свой участок и поставил на кадастровый учет, нужно получить согласие на изменения, иначе он пойдет в суд и очень просто докажет свою правоту.

ГАМБУРГ. Тысячи земельных участков еще не учтены. Еще масса будет наложений. Ответственен за них не только законодатель, то есть горсовет. Халатность проявила и прокуратура, которая надзирает. Она через шесть лет пишет, что надо устранить то, что надо было устранить через шесть месяцев. Если бы реакция произошла мгновенная и профессиональная, то вопросов не было бы ни в 2009-м, ни в 2010 году.

"Запрещенный вид разрешенного использования"

– В Правилах землепользования и застройки есть такая часть, как градостроительный регламент. Если я правильно прочитал этот документ, то согласно ему в Омске вообще не должно быть огородов? – спросил Константин РИВКИН.

– Да, и земель сельхозназначения не должно быть, – дополнил Александр СТЕРЛЯГОВ. – Но по факту они есть. Если говорить про "хотелки", которые перенесены не только в Генплан, но и в ПЗЗ, у нас сегодня территория Омска должна быть совершенно другой. На всех улицах Северных должно быть многоэтажное строительство и по Генплану, и по ПЗЗ.

Свидетель объяснил, что реальные жители Северных со своими частными домами и огородами после принятия ПЗЗ не оказались вне закона. В случае чего они могут пойти в суд и отсудить свое право, основанное на данных кадастрового паспорта.

– Если на карте территориальная зона "под строительство", является ли это запретом на использование "под огороды"? – поинтересовался адвокат Олег ЛЮБУШКИН, отметив, что в обвинительном заключении ГАМБУРГА "раз двести" используется выражение "запрещенный вид разрешенного использования".

Свидетель заявил, что это не так. Опять же, проблема недоработанных ПЗЗ: "На федеральном уровне разрешается использование и под огород, и под строительство. В ПЗЗ должно быть расписано, что в каждой зоне может быть".

Прокурор Сергей ТРОЦЕНКО еще раз уточнил, какая из территориальных зон более легитимна – та, в которую участок попадает согласно ПЗЗ, или та, что стоит в его кадастровом паспорте.

– Документ – это кадастровый паспорт, – ответил СТЕРЛЯГОВ. – Если он противоречит ПЗЗ, нужно опираться на паспорт. А правила больше рекомендательный характер носят.

Юрий ГАМБУРГ и его защитники неоднократно повторяли на суде, что заявления о предоставлении земельных участков приходили к директору департамента имущественных отношений с готовыми кадастровыми паспортами, в которых был указано, что участок сформирован "под огороды".

ПОЛЕЖАЕВ все знал

Легендарная война между бывшим губернатором Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ и бывшим мэром Виктором ШРЕЙДЕРОМ, по словам Александра СТЕРЛЯГОВА, отразилась и на земельных вопросах. Если в 2006 году министр имущественных отношений предлагал Заксобранию передать часть полномочий по работе с землей городу, то в 2011 году из-за "военного режима" ему пришлось просить областных депутатов об обратном. Его собственное мнение по этому вопросу, как он заверил, не изменилось, тем более что в конце 2000-х годов оформление земли стало для региона совсем невыгодным занятием. В то время доходы от аренды и продажи участков стали делиться в пропорции 80% в муниципальный бюджет, 20% – в областной (раньше было 50 на 50).

Прокурор зачитал протокол с заседания Законодательного собрания Омской области от 17 марта 2011 года с докладом министра СТЕРЛЯГОВА. Доказывая "необходимость" возвращения земельных полномочий на уровень региона, министр уличил департамент имущественных отношений администрации Омска фактически в том же, что через три года вошло в обвинительное заключение Юрия ГАМБУРГА.

– Необходимость внесения изменений возникла в связи с фактами недобросовестного исполнения указанных полномочий администрацией города Омска. Так, департаментом имущественных отношений администрации города Омска предоставляются земельные участки для целей, не связанных со строительством, под огороды, оформляются в собственность без проведения торгов. В последующем вносятся изменения в вид разрешенного использования, и земельные участки становятся предоставленными под индивидуальные жилые дома. В результате указанных действий отпускная цена земельных участков занижается до десяти раз.

Свидетель объяснил, что автором доклада являлся вовсе не он: "Мне конкретно эти факты предоставлены не были, а со слов руководителя (Леонида ПОЛЕЖАЕВА. – Прим. "КВ") они были. Это позиция не моя, а губернатора".

На это прокурор зачитал еще один протокол – допроса свидетеля СТЕРЛЯГОВА по делу ГАМБУРГА в июле 2014 года. Из текста следует, что на вопрос следователя Александра ЧУКЛИНА о том, откуда свидетелю в 2011 году стало известно о злоупотреблениях в департаменте, СТЕРЛЯГОВ ответил, что от начальника ГУЗРа Вячеслава ИВАНОВА.

– В этот период как раз уголовное дело против меня завели. Время было такое, – сказал на это Александр СТЕРЛЯГОВ. – Следователь говорит, что есть показания ИВАНОВА о том, что он мне докладывал. Он на них сослался, но не показал мне. Я следователю сказал, что я такого не помню. Я не могу на 100% исключать, что он ко мне обращался, но я такого не помню.

Экс-министр объяснил, что в такой ситуации руководитель ГУЗР по-хорошему должен был обратиться к нему со служебной запиской. Записки, по его словам, он точно не получал.

Вы что, ЧУКЛИНА не знаете? Не знаете, как он допрос ведет? – спросил Александр СТЕРЛЯГОВ то ли судью, то ли защитников, то ли прокуроров.

Судья ответил, что они не знают. Все остальные заулыбались.

Жизнь свела

Прокурор Антон РЯБУХА, который впервые представлял гособвинение вместе с Сергеем ТРОЦЕНКО, спросил Александра СТЕРЛЯГОВА, как долго они с Юрием ГАМБУРГОМ пробыли в одной камере следственного изолятора. Тот затруднился ответить: "У меня уже четвертая камера. Точно не скажу, но недолго". Юрий ГАМБУРГ сказал, что вместе они просидели примерно месяц.

Беседовали ли вы с Юрием Викторовичем о вашем допросе и о тех показаниях, которые вы будете давать? – прямо спросил прокурор РЯБУХА.

Свидетель сказал, что об этом не говорили – только о его собственном уголовном деле.

Адвокат Олег ЛЮБУШКИН обратил внимание суда, что он еще в декабре 2014 года заявлял СТЕРЛЯГОВА как свидетеля защиты, а значит, ожидал от него положительных для ГАМБУРГА показаний. Тогда свидетель был на свободе. Юрий ГАМБУРГ ухмыльнулся: ни он, ни его недавний сосед не решали, с кем поселиться в СИЗО.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.