Гарри ГАРРИСОН
ГАРРИСОН! ГАРРИСОН!
Серия «Звезды мировой фантастики»
СПб.: Азбука, Азбука–Аттикус, 2016 год. – 448 стр.
Тираж 3 000 экз.
Viva фантастика!
Благодаря фантастике мне жилось интересно и весело
Эту автобиографическую книгу Гарри ГАРРИСОН закончил за четыре дня до кончины. Он знал, что ему осталось немного, писать он уже не мог, поэтому диктовал воспоминания дочери. Название – парафраз из одного из самых знаменитых его романов «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», по которому был снят фильм «Зеленый сойлент». ГАРРИСОН со свойственным ему юмором вспоминает, как его облапошили с этим фильмом. В 1970-м позвонил некий юрист из Голливуда, чтобы выкупить права на экранизацию, причитая, что их компания маленькая и бедная, приличного аванса выплатить не сможет. И в итоге получил права за мизерный аванс с обещанием заплатить, если фильм соберет щедрую кассу. А через несколько дней выяснилось, что студия MGM выкупила права за один-единственный доллар: «Дымовая завеса с фиктивной конторой и липовым юристом понадобилась для маскировки того факта, что снимать фильм по моему роману вознамерился богатый, могучий концерн… С этого началось надругательство над моей книгой. Писать сценарий киностудия поручила наемному халтурщику Стэнли Гринбергу. Тот изувечил, выхолостил, выпотрошил роман, не оставив от него живого места». Впрочем, и сам Гарри начинал свою деятельность как художник халтурных комиксов-ужастиков и занимался этим много лет, наращивая профессионализм, пока конгресс США не возмутился содержанием такого рода комиксов и не начал официальное расследование. Гарри пришлось переквалифицироваться в редакторы пульп-журналов и писатели. Много лет, женившись, с детьми, он жил буквально от гонорара к гонорару, экономя на каждом долларе. Семья даже ради дешевизны год прожила в Мексике, пока малярия ребенка не заставила их в панике покинуть эту чрезвычайно дешевую в 50-е годы страну и возратиться в Нью-Йорк к родителям жены:«Черновик – самый важный этап: пока он не закончен, нельзя меня беспокоить; если не перенести на бумагу сложившееся в голове, то все рухнет. Чтобы вызвать это крушение, достаточно любого пустяка. Когда стучит моя машинка, нельзя отворять дверь в мою комнату… Но вот дверь распахивается, заглядывает теща и интересуется: «Гарри, раз уж ты ничем не занят, может, прогуляешься до магазина?». Одна фраза – а как аккуратно уложено в нее все презрение неписателя к писательскому ремеслу!»
mif1959
Аркадий КУТИЛОВ
Дар свободы
Выпуск первый
Омск, 2015 год. – 400 стр.
Тираж «Эксклюзив»
«Дар свободы, дар бесценный»
Первая книга из омского трехтомника
Книги об Аркадии КУТИЛОВЕ в Омске выходят время от времени, но этот увесистый и укладистый томик обращает на себя внимание. Он является приложением к художественно-поэтическому альманаху «Чаша». Автор-составитель, руководитель проекта и главный редактор – Нэлли Арзамасцева. Как отмечают издатели, книга включает в себя собрание произведений поэта, некоторые материалы представлены впервые. Задумано издание в год 75-летия со дня рождения Аркадия КУТИЛОВА. В оформлении использованы его же рисунки. Издание подготовлено при поддержке Дениса Кошеля, Андрея Кондина, Владимира Репина. Усилия Нэлли Арзамасцевой отмечены в книге особо, и как подчеркнул журналист, главный редактор газеты «Наследие» поселка Дубна Тульской области Владимир Положенцев, «это Собрание не состоялось бы без трудов подлинной подвижницы на поприще возрождения имени, наследия А.П. Кутилова в Омске, создавшей в омской средней школе № 95 музей Аркадия Павловича, вырвавшей из мрака забвения место захоронения одного из великих русских поэтов ХХ века, где в результате ее же стараний в 2013 году установлен памятник Аркадию. И теперь еще один – это Собрание произведений». Следует отметить, что со временем свет увидит вторая книга «Был в Сибири поэт», куда войдут воспоминания людей, лично знавших Аркадия Павловича, а также материалы научных исследований его творчества, и третья книга-каталог его графических и живописных произведений. «Дар свободы» открывается словами Евгения Евтушенко: «Секрет затянувшейся медлительности с признанием Кутилова мне ясен – он надтусовочный поэт, но не наднародный и этим одинаково раздражает и снобов, и ультра-патриотов, ибо принадлежит не той или иной группе, а прямиком – русскому языку и русской совести. Стихи его неравноценны, но в них есть прорывы в гениальность, каковы не даны ни гладкописцам, ни мракописцам».
Е.К.
Иван ЛЮБЕНКО
Тайна персидского обоза
Серия «Ретродетективы Антона Чижа и Ивана Любенко»
М.: Издательство «Э», 2016 год. – 448 стр.
Тираж 3 500 экз.
«Император Николай I стоял у окна»
Персидские тайны и золотые монеты
Дело происходит давненько: в октябре 1828 года. «Серебристо-синее пространство балтийского неба затягивали черные, как деготь, грозовые тучи. Штормило второй день. Холодный северный ветер гнал к берегу аршинные волны, безжалостно разбивая их о серый гранит Английской набережной. Море сливалось на горизонте с облаками, образуя единую зловещую пустоту, будто существующую отдельно от всего остального, понятного людям мироздания. Эта потусторонняя, неведомая человеческому разуму субстанция дышала, двигалась, наливалась свинцовой тяжестью и тут же раскалывалась на части, оглушая землю громовыми раскатами. Молния, словно копье Люцифера, безуспешно сражалась с куполом Адмиралтейства. К Петербургу приближалась буря. Император Николай I стоял у окна, заложив руки за спину и, казалось, совсем не слушал докладчика, внимательно наблюдая за сменой караула. Разводящий, молодой офицер, увидев лик Государя, растерялся и невольно сбился с ноги, но тут же поправился и, отдав честь поворотом головы, зашагал, вытягивая носок, по скользкой брусчатке Дворцовой площади». Император Николай I как пить дать стоял когда-нибудь у окна, так что автор вполне свободен в своих фантазиях. Речь в книге пойдет о том, что в обозе, прибывшем в Санкт-Петербург с контрибуцией, выплаченной побежденной Персией по мирному договору, обнаружится крупная пропажа – 4500 золотых монет. На поиски будет отправлен некто Иван Самоваров, службист и профессионал сыскного дела. На том дело не закончится, а продолжится уже почти сто лет спустя, когда за него возьмется уже известный читателю адвокат Клим Ардашев. Любителям ретро читать книгу легко и приятно, тем более что забывается она тотчас после прочтения и мозги попусту не засоряет. Некоторые читатели утверждают, что несколько лет назад роман увидел свет под названием «След», и такая издательская вольность их безмерно раздражает.
Е.К.
Жорж СИМЕНОН
Первое дело Мегрэ
Серия «Детектив в кармане»
Переводчик Элла Болдина
Издательства БММ, Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков, – 2012 год. – 128 стр.
Тираж 5 000 экз.
«Секретарь комиссариата»
Вспомнить все
Оригинальное назание романа, написанного в 1948 году, «Premiere enquete de Maigret». «Тишину ночи все реже и реже нарушали возгласы подгулявших прохожих, разухабистая песня какого-нибудь пьянчуги или стук колес фиакра, с грохотом катившегося по крутой улице. Секретарь комиссариата квартала Сен-Жорж сидел в левом углу комнаты и, низко склонившись над столом и шевеля губами, словно школьник, читал только что вышедшую брошюру: «Курс описательных признаков (словесный портрет) для офицеров и инспекторов полиции». На форзаце книги чья-то рука аккуратно вывела лиловыми чернилами: «Ж. Мегрэ». К тому времени читающая публика уже была знакома с комиссаром Мегрэ, поскольку первый роман о нем увидел свет в 1929 году. Однажды, когда его парусник ремонтировался в голландском порту Делфзейле, Жорж Сименон написал и роман «Питер-Латыш», в котором впервые появился Жюль Мегрэ. В городке теперь стоит памятник литературному герою. «Трижды за ночь молодой секретарь комиссариата Жюль Мегрэ поднимался со своего места, чтобы помешать дрова в печке. Воспоминания об этой печке он пронесет через всю свою жизнь: почти такая же будет стоять у него на Набережной Орфевр, а позднее, когда центральное отопление будет проведено во все помещения Сыскной полиции, Мегрэ – уже дивизионный комиссар и начальник оперативной группы – добьется разрешения сохранить такую печку в своем кабинете. Итак, наступило 15 апреля 1913 года. Сыскная полиция называлась тогда еще Сюртэ. В то утро некий коронованный иностранец прибыл на вокзал Лонгшан, где был встречен торжественно президентом Республики». Пройдет еще немного времени и в комиссариат ворвется прохожий, который слышал стрельбу и крики о помощи в особняке богатейшего семейства Жандро-Бальтазаров. Мегрэ тут же начнет расследование.
Е.К.