Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Обзор омских квест-центров: поход по другим реальностям

22 июня 2016 10:33
0
3679

Обзор омских квест-центров, специфика работы и поток посетителей

Слово «quest» с английского языка переводится как «поиск». На сегодняшний день по данным справочника «2ГИС» в Омске зарегистрировано более 30 квест-центров.

История создания

Первые компьютерные квесты, где персонажи должны были найти выход из запертого помещения, используя подручные средства и систему подсказок, появились еще в начале 90-х. Это направление быстро обрело популярность и вскоре превратилось в отдельный поджанр квестов, получивший название Escape the Room («Побег из комнаты», или «Выход из комнаты»). Как пишет сайт «Сибирские каникулы", «почти по всему миру тогда прошел настоящий бум увлечения компьютерными квестами, и люди самых разных возрастов чуть ли не сутками засиживались за экранами мониторов, пытаясь «выбраться» из замкнутого виртуального пространства. Но со временем интерес к этому развлечению начал падать. Тогда-то и зародилась идея компьютерную игру перенести в реальность. Одной из первых игр, перенесенных в офф-лайн пространство, стала «Crimson Room» («Красная комната»). Странами, первыми предложившими в 2007 году людям новый вид развлечений, стали Япония и Китай».

«Очень скоро реалити-квесты стали появляться в Европе и Америке, – сообщила администратор центра реалити-квестов «Интуиция» Елена МАКАРОВА. –И только в 2013 году первые квеструмы начали появляться в России, в Москве. Первой компанией, решившейся предложить москвичам новое развлечение, стала «Клаустрофобия».

16 мая 2014 года был открыт первый реалити-квест в Сибири.«Так мы попали в первую пятерку квест-городов России, – рассказал один из создателей квест-цента «Изоляция» Михаил КУТНЯШЕНКО. – Однако в нашем городе популярность нового развлечения приходила не сразу, потому что люди с опаской относятся ко всему новому».

Цель игры – команде от 2 до 4 человек необходимо выбраться из закрытого помещения с помощью подсказок и подручных предметов всего за один час.«Со стороны кажется, что все просто, но это ошибочное мнение. Тут ведь не только закрытое помещение, замки и поиск ключей от них, здесь нужна глобальная идея, интересный сценарий, фишки, техническое оснащение. Чем оригинальнее и необычнее сделано, тем лучше. Но притом идея должна быть понятной и логичной», – говорит организатор квеструмов «Узел» Ольга ДОЛГОВА.

– Самая главная проблема – создать комнату, которая бы понравилась абсолютно всем посетителям. У всех людей мозг работает по-разному, кому-то ближе поисковые задачи, кому-то – логические, кому-то – математические. Тут, конечно, как повезет, но при составлении игры нужно быть очень внимательным, – пояснил администратор квест-центра «Интрига» Антон МАЛИКОВ.

Купить или придумать

Квестовый бизнес может существовать на разных основах. Работа первых квест-центров начиналась с покупки франшизы и выплаты определенного процента крупным владельцам, но позже организаторы начали сами создавать игры, а некоторые даже стали продавать свою идею другим.

– Мы изначально решили, что работать по франшизе не будем. Конечно, узнаваемый бренд – это очень круто. Но отдать изначально круглую сумму фактически за воздух (бумагу со сценарием), а затем платить проценты за его использование, при том, что твоя голова полна идей, которые хочется реализовать, мы не захотели. Более того, зачастую бывает, что за брендом скрывается локация, весь шарм которой разбивается о региональные реалии. Я бывал на квестах в других городах, в том числе и в столице. И видел, как крутой столичный квест смогли испортить региональные франшизники, – убежден администратор квест-центра «Интрига» Антон МАЛИКОВ.

– Мы – основатели «Интуиции», поэтому сами продаем франшизу. Так, в прошлом году наши квесты открылись в Екатеринбурге, Златоусте, Барнауле и Архангельске. В Омске два филиала также работают по франшизе, – рассказала администратор центра реалити-квестов «Интуиция» Елена МАКАРОВА.

Что же касается прибыли, то практически все организаторы убеждены, что квестовый бизнес, пока он находится на пике популярности, очень выгоден и интересен, к тому же стартовый капитал не слишком высок, а окупаемость проекта напрямую связана с посетителями. Если на старте хорошие проекты окупались от нескольких месяцев до полугода, то сегодня, пожалуй, от года до полутора.

– Бизнес принесет прибыль, если квест понравится игрокам и много команд примут в нем участие, создать такой квест достаточно сложно и бывает дорого. Основная сложность – это окупить все вложения, оплачивая текущие расходы на аренду, персонал, рекламу, – сообщила организатор квеструмов «Узел» Ольга ДОЛГОВА.

– Безусловно, это выгодно. Главное, чтобы квесты были тематически интересны и имели современное техническое оснащение. К слову, в праздники посетителей гораздо больше, чем в рабочие дни, поэтому прибыльней иметь филиал, где работают сразу несколько квестов, – убеждена администратор центра реалити-квестов «Интуиция» Елена МАКАРОВА.

– Выгоден бизнес или нет, нам пока трудно судить, так как, честно признаюсь, мы только вышли на финишную прямую окупаемости, – заявила организатор реалити-квестов «Эмоция» Елена ШЕВЧЕНКО.

Что нам стоит квест построить

По мнению опытных владельцев, чтобы самому организовать подобный бизнес, необходимо желание, идеи, команда единомышленников и, конечно же, стартовый капитал, который разнится от 100 тысяч рублей до 2 миллионов. «Оборудовать один квест можно от 100 тысяч, но это минимум, некоторые квесты могут стоить несколько миллионов, в среднем построить качественный квест стоит от 400 до 800 тысяч рублей», – убеждена организатор квеструмов «Узел» Ольга ДОЛГОВА.

Но не только финансовые вопросы являются определяющими при открытии квест-центра. Выбор помещения, необходимого оборудования, персонала, а самое главное – логичной и хорошо выстроенной цепочки заданий, – вот основные задачи квесторганизаторов.

– При открытии самыми главными вопросами для нас стали подбор подходящего помещения и поиск «своей» команды, ведь для такого проекта нужны люди с различным типом мышления, чтобы все можно было оценить с разных сторон, постараться как можно меньше допустить ошибок, – сообщила администратор центра реалити-квестов «Интуиция» Елена МАКАРОВА.

Большинство владельцев убеждены, что помещение следует выбирать со свободной планировкой и минимумом стен. Поскольку после аренды проводится серьезный ремонт с перепланировкой. «Начаться закупки могут с бетонных блоков и гипсокартона, а закончиться микросхемами», – пояснил сотрудник квест-центра «Изоляция» Александр ИВАНИЛОВ. Потом пишутся сценарии, и комнаты оформляют в соответствии с темой (легендой) игры.

– Каждый ищет для себя оптимальный вариант по формуле "цена за квадрат – проходимость". Мы находимся на второй линии, но в центре города. "Каскад" знают все, именно поэтому мы и выбрали место рядом с этим комплексом, – говорит администратор квест-центра «Интрига» Антон МАЛИКОВ. «Популярностью пользуется центр города. Но мы выбрали Нефтяники, территорию рядом с ОмГУ, где как раз большую часть времени обитает наша целевая аудитория», – пояснила организатор реалити-квестов «Эмоция» Елена ШЕВЧЕНКО.

После подбора помещения необходимо оборудовать комнаты в соответствии с задумкой сценариста. Здесь все зависит от фантазии разработчика, количества располагаемых средств и технических возможностей. Многие организаторы для привлечения посетителей предлагают квесты по различным жанровым направлениям (детективы, ужасы, приключения и т.д.), некоторые создают игры для определенной возрастной категории. Но все они убеждены, что главное для участников – это увлеченность процессом, неповторимость и непохожесть игры, безопасность. Все квесты оказывают, по сути, одну и ту же услугу – погружают игроков в атмосферу, где бы они никогда не оказались в реальной жизни, дарят незабываемые эмоции и переживания.

Среди общих организационных закупок организаторы называют систему видеонаблюдения, рации или микрофоны для обратной связи, музыкальное сопровождение, компьютер, организацию зоны ожидания.

– Мы обустраивали комнаты своими руками. Некоторые датчики заказывали в Москве, некоторые – в Китае, в Белоруссии. Проблема Омска в том, и я не устану это повторять, что хорошей электроники и химических реагентов для квестов здесь не купить. Все только под заказ, – сообщил администратор квест-центра «Интрига» Антон МАЛИКОВ.

– Поскольку у нас семейный бизнес, то во время строительства помогала вся семья, сестры мамы с мужем, мои братья, даже бабушка, художник, внесла свой вклад в квест, – поделилась организатор квеструмов «Узел» Ольга ДОЛГОВА, –вообще, идея семейного бизнеса зародилась еще в Новосибирске, где мы жили до 2015 года. Потом переехали в Омск и сразу начали искать помещение и строиться».

Гостям всегда рады

После того как помещение готово, игры придуманы и снабжены всем необходимым, квест-центры начинают искать посетителей. Каждый квест уникален. Его невозможно повторить точь-в-точь. Поэтому в этой сфере деятельности нет суровой конкуренции. Главное, чтобы квест был действительно качественным продуктом, с полным погружением в атмосферу, с новыми "фишками", технологиями, с новыми загадками. А вот реклама нужна всегда, утверждают организаторы.«В первую очередь это социальные сети и «сарафанное радио», но мы часто принимаем участие в тематических вечеринках в омских клубах, публикуемся в печатных изданиях. В новогодние праздники можно было увидеть наш рекламный ролик на телевидении. В прошлом году мы разработали КУБ демо-версию наших квестов – и ставили его на фестивале «ЧестФест» и на праздновании Дня города», – сообщила администратор центра реалити-квестов «Интуиция» Елена МАКАРОВА.

– При открытии трудно без крупных вложений в рекламу, квест – штука одноразовая, поиграл, все увидел, второй раз неинтересно, лучше сходить на другой. Мы вынуждены каждый раз искать новых клиентов, – рассказала организатор квест-румов «Узел» Ольга ДОЛГОВА.

– Самая лучшая реклама квеструма – это сарафанное радио. Если гостям игра не понравится и они расскажут об этом своим друзьям, то те, вероятнее всего, поверят этому мнению. Но может быть и наоборот: оставшиеся в восторге посетители поспособствуют привлечению новых клиентов, – убежден администратор квест-центра «Интрига» Антон МАЛИКОВ.

Поскольку квест – игра не самая безопасная, да и задачи рассчитаны на определенного посетителя, то здесь существуют возрастные ограничения. Перед запуском в комнату игроки обязательно проходят инструктаж, знакомятся с историей (завязкой) игры и получают задание (отгадать слово, с помощью которого можно открыть дверь и выйти из комнаты). Поскольку это всего лишь игра, то в случае затруднений можно пользоваться подсказками. На игру отводится фиксированное время, как правило, один час. Насколько увлекательной получится игра, зависит и от придуманного сценария, и от технической оснащенности проекта. И, конечно, игра должна быть ориентирована на определенную возрастную категорию ее участников. «Само приключение устроено так, что навредить себе нельзя. Хотя некачественные квестоделы умудряются и горячие трубы не прикрыть, и провода голые оставить, но мы тщательно готовим наши комнаты и следим, чтобы игроки ничего опасного (и ненужного) во время игры не делали», – сообщил организатор квеструмов «Вызов» Константин МУРАВЬЕВ.

– Мы очень серьезно относимся к безопасности наших конструкций, все тщательно тестируем, прежде чем запускать игроков. Также мы заботимся и о наших сотрудниках, поэтому в филиалах «Интуиции» есть кнопка экстренного вызова службы безопасности, – рассказала Елена МАКАРОВА, –кроме того, в большинство квестов мы разрешаем играть детям 8 – 14 лет только в сопровождении взрослого. Но есть квесты, где стоит строгое возрастное ограничение 16+ (квест «Тени инквизиции») и 18+ (квест «Месть Чаки»).

– Квесты – взрослое развлечение, хотя сообразительных детей мы пускаем, – утверждает сотрудник квест-центра «Изоляция» Александр ИВАНИЛОВ, – несчастных случаев, к счастью, никогда не случалось. Посетители иногда залазят друг другу на плечи или ковыряют отверткой что попало, но не более того.

Рабочий коллектив

Как уже говорилось, квест – это командная игра, и в ее создании участвует также целая команда организаторов. Это сценаристы, строители, администраторы, бухгалтеры и менеджеры и многие другие.«У нас большая команда, которая трудится над созданием новых квестов и их процветанием. Это и бригада строителей с электриками, сварщиком, кузнецом, и сценарист, который непосредственно придумывает квесты, и художник-декоратор, который воплощает все задуманное сценаристом в реальность. В филиалах работают администраторы и операторы. Плюс, как и в любой организации, у нас есть бухгалтер, маркетолог, техперсонал», – рассказала администратор центра реалити-квестов «Интуиция» Елена МАКАРОВА.

– У нас организатора квеста всего двое, я и мама. Во время проведения игры на месте, как правило, два администратора, один встречает гостей и рассказывает им легенду, другой следит за играми. У крупных компаний, думаю, есть еще маркетолог, сменщик, инженер, мы вдвоем берем на себя работу всех этих специалистов, – сообщила организатор квеструмов «Узел» Ольга ДОЛГОВА.

Доход-расход

Кроме расходов на создание квесткомнат, их оснащение и рекламу, часть средств уходит на заработную плату сотрудникам, коммунальные услуги, замки/ключи для квесткомнат, расходный материал, вода/чай/кофе в зоне ожидания и прочие вещи. К тому же, посетители не всегда бывают аккуратными и часто приводят в негодность какие-либо предметы интерьера, элементы игры. Тем не менее спрос на новые квеструмы с каждым днем повышается, а количество комнат увеличивается.

Стоимость одной игры варьируется от 1000 до 2500 рублей, в зависимости от времени и дня недели. Соответственно, в дневное время цена одного часа 1000 – 1500 рублей, в вечернее и праздники 2000 – 2500 рублей. «Часто владельцы квеструмов объявляют различные акции, поэтому тем, кто хочет провести незабываемые выходные в одной из полной загадок комнат и при этом сэкономить, лучше всего следить за их появлением в социальных сетях», – сообщил администратор квест-центра «Интрига» Антон МАЛИКОВ.

В большинстве заведений есть фиксированные скидки в день рождения, студентам и школьникам при предъявлении билета. «Мы предоставляем скидку для команд из двух человек (будни до 18.00) – 40%», – добавила администратор центра реалити-квестов «Интуиция» Елена МАКАРОВА.

Во всем многообразии

Как уже говорилось выше, каждый квест-центр стремится разработать несколько игровых комнат для большего привлечения посетителей. Тематически квесты делят на: военные, детективные, криминальные, приключенческие, семейные, страшные, фантастические, исторические, мистические, комедийные и некоторые другие. Согласно сайту http://omsk.testquest.ru/ в рейтинг лучших квеструмов вошли: «Бункер» (квест-центр «Комната»), «Тайна отеля» («Головоломкин»), «Шпионские игры», «Матрица» («Изоляция»), «Иллюзия страха» («Эмоция»), «Лаборатория», «Логово маньяка», «Кабинет детектива» («Интуиция»), «Пила», «Привет из 90-х» («Паутина») и другие.

Как пишет  сайт "Сибирские каникулы",  "новомодное и ставшее очень популярным развлечение постепенно выходит за рамки одного замкнутого пространства. Во многих странах, в том числе и в России, в последние 2 – 3 года стали устраивать подобные игры на свежем воздухе, получившие название городские квесты. Часто местом действия выбираются стадионы, парки, торгово-развлекательные центры и территории перед ними. А иногда устраиваются по-настоящему масштабные мероприятия, участвовать в которых приглашаются все желающие и игровой площадкой становится чуть ли не весь город". Примером в Омске может служить городской развлекательный квест ENCOUNTER. Игра представляет собой выполнение определенных заданий на территории города (какой-то его части, целого здания) за определенный промежуток времени. Для участия необходимо зарегистрироваться на сайте omsk.en.cx, найти команду единомышленников и выбрать игру на свой вкус.

Тем не менее на сегодняшний день самым популярным остается квеструм (квесткомната). И по словам создателей квест-центров, ближайшие 5-10 лет интерес посетителей будет только увеличиваться, ведь каждому человеку хочется испытать новые, незабываемые ощущения, получить массу положительных эмоций!

Один из организаторов квест-центра «Изоляция» Михаил КУТНЯШЕНКО рассказал о трудностях и перспективах данного бизнеса.

– Михаил, «Изоляция» была создана первой в Сибири, а как вы добились популярности?

– В Москве квесты стали популярными сразу же после записи Артемия Лебедева в ЖЖ с личным отзывом об игре. После этого почти все игры были заняты на месяц вперед, попасть на ближайшее время можно было только в ночные часы. В нашем городе популярность приходила не сразу, потому что люди с опаской относятся ко всему новому, да и популярных блогеров, которых читает весь город, нет. Но мало-помалу люди знакомились, появлялся интерес, даже зависимость определенная. Так как, пройдя одну игру, хотелось попробовать силы в другой комнате. Не прошло и года, как «сарафанное радио» сыграло важную роль и началась настоящая квестомания!

– Кому принадлежала идея создания квестов в нашем городе?

– Идейные вдохновители – наши друзья, живущие в Москве и поигравшие в квесты в числе первых. Их восторг привел нас в неменьшее изумление, сразу было решено устроить такой вид развлечения в родном Омске.

– Как организовать игру начинающему бизнесмену? Что для этого нужно?

– Прежде всего нужно очень хорошо знать особенности квеструмов, либо найти в команду человека, который неплохо в этом разбирается. Организаторы называют три главных правила квестов – логика, логика и еще раз логика! Квест может быть технически насыщенным, иметь дорогой антураж, но посетители не получат удовольствия, если он не будет логичным. Многие люди приходят в этот бизнес без опыта в создании интеллектуальных игр и пытаются сэкономить на сценарии, написав его самостоятельно. Это самая большая ошибка! Лучше нанять хорошего сценариста, и 50% успеха гарантировано. Также довольно сложно найти разработчика электронных систем квеста. Но это тоже очень важно при создании игры. Немаловажную роль играет качественный фирменный стиль и реклама. А еще необходимо ознакомиться с рынком квестов в городе, можно, к примеру, самим посетить несколько квеструмов с разными отзывами, сравнить и потом уже создавать свой.

– Что касается сотрудников, сколько человек необходимо для успешного развития бизнеса?

– Из личного опыта – два (три) администратора, управляющий, дизайнер, техник. В идеале еще нужен маркетолог, но у нас эту должность совмещает управляющий. Дополнительная внештатная должность – декоратор, который, по сути, с нуля обустраивает новые квесты, привлекая рабочих и техника. Как уже говорил выше, 50% успеха – сценарист. Ну и директор, который помимо всего занимается продажей франшизы.

– Из чего складывается прибыльность данного бизнеса?

– Работа квест-цента выгодна при ее хорошей организации. Прибыль здесь главным образом поступает от проведения игр, также часто люди покупают подарочные сертификаты.

– Какой суммой нужно располагать для создания квеструмов?

– Все зависит от того, сколько квестов планируется и какое помещение будет найдено. На открытие первой точки с тремя квестами наши расходы составили порядка 800 тысяч, при том, что изначально не требовалось больших вложений, так как это были первые квесты в городе. Сейчас мы много средств вкладываем в сложные технические дополнения, а также в антураж комнат, поэтому в открытие второй точки, в которой планируется 7 квестов, мы вложили уже порядка миллиона, и это затраты только на ремонт и обустройство лаунджа, ресепшена, проведение всех коммуникаций и создание первого квеста. По нашим подсчетам, такой филиал обойдется в 2 – 2,5 миллиона рублей.

– За сколько планируете окупить затраты?

– Первая точка окупилась за 8 месяцев. Вторая должна окупиться за год, при сохранении такого же потока клиентов. Но могу сказать, сроки окупаемости у всех организаторов разные. В среднем от полугода до двух лет.

– С какими проблемами и трудностями можно столкнуться при работе?

– На начальном этапе главной проблемой может стать непродуманность квестов. При тестировании комнаты перед открытием часто бывает, что в ходе игры что-то продумано не до конца или что-то работает не так, как должно. Человеческий фактор. Поэтому никогда не открывайте бронирование игр до тестов, даже если уверены, что все успеваете. Во время работы, как правило, основная проблема – износ каких-то элементов квеста, это также нужно учитывать сразу и держать запасные части для быстрой замены.

– Какое помещение лучше всего подойдет для квеструмов?

– Лучше со свободной планировкой и минимумом стен. Чаще всего наши франшизные проекты сначала находят апартаменты, а потом выбираются и пишутся сценарии, так как помещения со свободной планировкой это большая редкость. Нам на второй точке в этом плане очень повезло, делаем стены сами, как нам нужно.

– Что нужно закупить для оборудования помещения?

– Мягкая мебель минимум на 4 персоны, кулер для воды. Необходимо обустроить рабочее место администратора, обязателен хороший компьютер и Интернет, кассовый аппарат, провести все пожарные коммуникации, охранную систему. По большей части основные затраты – это электрооборудование квестов и предметы антуража, которые у каждого квеста свои. Нужно организовать видеонаблюдение и систему громкой связи в каждую квесткомнату, ведь посетители приходят разные, а их безопасность превыше всего…

– К вопросу о безопасности. Как исключить всевозможные риски?

– Очень хороший вопрос. Лучший способ избежать опасностей – не создавать их. Слышал про квесты, где людей ударило током, видел квесты с острыми предметами. Нужно просто обезопасить людей еще на стадии постройки квеструма. Все провода с электричеством прячутся в гофры и короба. Это общепринятые нормы, нарушать их нельзя даже квестам. Особенно квестам. Пожарная охрана важна везде, это ведь коммерческое помещение, в котором находятся обычные люди. Но если все сделано с учетом всех норм, проблем возникнуть не должно.

– Существуют ли возрастные ограничения в такой игре?

– Безусловно. Большинство квестов рассчитаны на посетителей от 14 лет. Здесь нужно учитывать тематику игры. Иногда пускают детей 12 – 15 лет, но только в сопровождении взрослых. Знаю, сейчас активно развиваются комнаты для детей от 8 лет, ведь квесты развивают логику, мышление, способствуют сплочению команды игроков. Это не так уж и плохо. Основной поток посетителей составляют студенты и молодежь до 35 лет, бывают, конечно, и люди старшего возраста.

– Есть ли перспективы у данного бизнеса?

– Уверен, что ближайшие лет 5-10 интерес к квеструмам будет только возрастать. На сегодняшний день, пожалуй, нет ни одного человека, который бы не слышал о таком развлечении. Попробовав раз, начинающему квестоману захочется побывать во всех квест-центрах города, хотя бы для того, чтобы сравнить ощущения. Рутина и быт есть в жизни каждого человека, задача квеста и состоит в том, чтобы погрузить игроков в новую реальность, подарить им невероятные ощущения и эмоции.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.