Основателю компании «Электронные системы» Андрею ДАШКОВУ повезло в жизни не только найти интересное дело по специальности, но и хобби по душе. Организуя путешествия на яхте в разных странах, Андрей Сергеевич объединяет незнакомых людей в теплые компании, заражает их любовью к природе и небу и открывает новый взгляд на мир – со стороны моря. О своем необычном и ярком увлечении Андрей ДАШКОВ рассказал обозревателю «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ.
— Когда у вас появилась тяга к путешествиям?
— Я еще со школьных времен мечтал путешествовать. В походы мы с друзьями начали самостоятельно ходить в девятом классе. Брали палатки и уходили за город. Родители пытались запрещать, но мы были упорны. На втором курсе института я увидел объявление с приглашением в спелеопоход на Саяны. Спелеология была тогда популярна. Пещеры были не окультуренные, без подсветки. Мы самостоятельно готовили снаряжение, спускались туда с фонариками. Так я побывал в Красноярском крае, на Урале, на Саянах и Алтае. Через наш спелеоклуб прошло много людей. Со временем все переженились, завели детей, больше стали упираться в работу. Сам я плотно занялся торговлей и стал больше уделять времени автотуризму — исколесил Урал, Башкирию, Алтай, Казахстан. Позже — Краснодарский Край и Абхазию. В 2001 году с торговлей было покончено. С одной стороны, это стало неприбыльным делом, а с другой, меня торговля всегда напрягала самой своей сущностью. Продажи в чистом виде — это явно не мое. Какое-то время я пребывал в творческом поиске, пока не появилась возможность заняться делом, близким к моей специальности. В 2005 году мы с единомышленниками открыли собственную компанию.
— Что это за предприятие?
— Компания по мелкосерийному производству электронного оборудования для сельхозтехники — в основном для посевных комплексов. Можно назвать это производством на коленке. Сами разрабатываем, сами производим. Для меня это то дело, которое не только кормит, но и приносит удовольствие.
— Кому вы поставляете?
— География довольно широкая. Поволжье, Краснодарский край, Урал, Амурская область, Алтайский край, Омская область, Подмосковье — везде, где ведутся в России посевные работы. Так как это несерийные изделия, мы можем выпустить всего десяток за год и разослать по разным точкам. Наверное, это умещается в сегодняшнее понятие импортозамещения. Начинали мы как раз с того, что для импортных посевных комплексов (американских, канадских) изготавливали более недорогие составляющие электронного оборудования. Дело здесь не только в цене, но и в удобстве логистики. Оборудование эксплуатируется, запчасти нужно менять, а когда срок поставки два месяца, как у импортных, — это не всегда приемлемо. Пока хвастать рановато. Мы не достигли уровня западных аналогов. По надежности приблизились, но над внешним видом и программным обеспечением еще предстоит поработать. К этому мы стремимся.
— Но вернемся к путешествиям. Откуда у вас появилось желание заняться яхтенным туризмом?
— Я не рассматриваю это увлечение в отрыве от той тяги к путешествиям, которая была у меня еще в школе и которая вытащила меня в походы. Пеший, горный, автомобильный туризм я испробовал, а морской — это лишь продолжение. Для меня это не спортивное мероприятие, а скорее путешествие, которое позволяет взглянуть на мир со стороны моря. Обычно ты с суши смотришь на море. Здесь же все наоборот — с моря выходишь на берег. И время, проведенное на яхте, рождает невероятные и совершенно новые эмоции. День, проведенный в море, существенно отличается от дня сухопутного. Сколько раз на дню на берегу мы смотрим в небо? Дай бог если вообще вспоминаем про него... А в море ты понимаешь, что небо не может быть одинаковым, как и огонь костра на ночном привале в алтайской глуши.
— Когда вы зашли на яхту первый раз?
— Это было в мае 2009 года на Пхукете, в Таиланде, причем это была первая моя поездка за рубеж. Турпакеты меня никогда не интересовали. Перед поездкой я случайно встретился с ее организатором, и он обмолвился, что набирает экипаж, чтобы через месяц выйти в недельный поход по Андаманскому морю. Я поинтересовался, как можно попасть в команду. Он объяснил, что потребуются определенные финансовые затраты, авиабилеты, загранпаспорт. Беда была в том, что на тот момент я не имел загранпаспорта. Тем не менее хотелось так сильно, что я нашел способ как можно быстрее его получить и за 4 дня до отъезда успел заскочить в отплывающий корабль. Собралась интересная компания. В основном омичи, а также ребята из Курска, из Минска. Так я впервые побывал на яхте пассажиром и тогда уже понял, что мне это интересно. В последующие два года я еще несколько раз сходил матросом в Италию, на Балеарские острова, в Хорватию и стал направлять усилия и средства на то, чтобы выучиться на шкипера. В 2011 году получил лицензию на управление маломерными судами размером до 50 футов. Это права международного образца, которые действуют по всему миру — как ни странно, за исключением России.
— Здесь выдают "внутренние" права?
— У нас в России есть своя организация, которая контролирует процесс судовождения, и там свой образец прав. Российская лицензия в свою очередь не действует за рубежом, насколько я знаю. Наши яхтсмены для хождения внутри страны получают российские права, но, так как я не планировал заниматься яхтингом в России, то сразу решил получить международные.
— Какова процедура получения международной лицензии? Это очень затратное дело?
— Финансовые затраты непосредственно на обучение и получение лицензии могут составить до полутора тысяч евро без учета необходимых авиаперелетов. Плюс к этому прибавьте мало-мальски необходимый опыт походить в шкуре матроса – это еще тысяча-полторы евро. Вот и получится тот минимум, про который мы говорим. Тот, кто интересуется, может просто посмотреть в Интернете, как получить права капитана или шкипера на управление маломерной яхтой. На запрос выпадет десяток-другой школ и российских, и зарубежных. Вариантов достаточно. Можно пройти теоретическую подготовку в России, а на практику поехать за рубеж. Как правило, это Греция и Турция, Черногория, Хорватия. Есть школы в Италии, в Испании. Зачастую обучением занимаются наши бывшие соотечественники — выходцы из Советского Союза, которые переехали в Европу. Они все вам расскажут, объяснят, научат на нашем родном языке. Какое-то базовое знание английского для управления яхтой, конечно, необходимо. Мне достаточно было того, что осталось в голове после школы и института. Только доучил нужные термины.
— Как и при получении прав на автомобиль, нужно сдать отдельно теорию и практику?
— Нет, отдельного экзамена по билетам на теорию нет. Сдача зачета происходит одномоментно, уже на яхте. Ты просто подтверждаешь, что способен ею управлять, и получаешь на руки документ. Возможно, есть и другие процедуры, но в моем случае было так.
— Где вы сами получали права?
— Мне повезло. Человек, у которого я впервые побывал в экипаже, как раз являлся представителем одной из зарубежных школ. Он имел право обучать и экзаменовать людей. Несколько путешествий я провел с ним в экипаже и, получив необходимую подготовку, смог заявиться на право получения лицензии. Экзаменовался я в Хорватии.
— С тех пор вы путешествуете только так?
— Не обязательно, если вы имеете в виду только морские путешествия. В поездках мы арендуем не только яхты, но и автомобили. Как правило, у нас получается недельная морская программа с вылазками на берег по вечерам и плюсом — неделя по суше на авто. Маршрут движения составляем всегда самостоятельно, а услугами турагентств пользуемся исключительно в целях удешевления авиаперелетов. Понимаю, что и в пакетных турах есть свои плюсы: голова ни о чем не болит, можно спокойно расслабляться. Но мне путешествия интересны тем, что это и отвлечение от привычной жизни, и работа, в первую очередь — работа мысли. Смена деятельности является отдыхом в данном случае. А лежать на пляже... Три дня полежишь — на четвертый уже будешь не рад. Еще одно преимущество наших путешествий — это возможность познакомиться с людьми, близкими тебе по духу, причем не только из Омска, но и из других городов и даже стран. Одиночество сегодня — большая проблема для многих. Иногда бывает, что и деловые контакты завязываются на яхте.
— Теперь вы сами организуете группы. Как происходит набор? Сколько человек должно быть в одной группе? Как часто вы выезжаете?
— В одной группе обычно от 6 до 10 человек. В зависимости от количества человек арендуется яхта трех-, четырех- или пятикаютная — по два человека в каюте. Бывает, я кидаю клич и с помощью сарафанного радио находятся желающие, а бывает, что люди сами отыскивают мой сайт. Там подробно рассказано об условиях и особенностях путешествия на яхте: какие навыки нужны, что с собой брать, как проходит морская болезнь, как с ней бороться и так далее. Набор группы — это довольно тяжелое занятие, поэтому в год выезжаем от одного до четырех раз. В прошлом году ездили дважды. В этом году пытаюсь набрать группу в Таиланд на майские праздники. Пару человек еще осталось найти, и тогда 1 Мая мы будем отмечать уже на яхте.
— Какие еще планы на этот год?
— Сентябрь – Италия, октябрь –Канарские острова. Уже который год удается сентябрь. К осени люди, видимо, уже созревают для отдыха. В позапрошлом и прошлом годах мы ездили в это время в Италию. Ходили вокруг острова Эльба, где некогда под присмотром «отдыхал» в ссылке Наполеон. В этом году не будем делать исключение: Италия всегда пользуется спросом. Мы любим Сан-Ремо и итальянскую эстраду, а Италия любит наших туристов. Остров Эльба немного в стороне от привычных туристических троп, и этим он хорош. Да и маршрут, с одной стороны, несложный, что очень удобно для тех, кто путешествует на яхте впервые, а с другой стороны, с насыщенной береговой программой, историческими памятниками: особняк Наполеона, крепости пиратских времен, музей кораблекрушений. Есть что посмотреть. Остров богат шикарными пляжами, к некоторым из которых можно подойти только с моря. Такие же пляжи есть и в Таиланде, и на Канарах. Там ты с природой один на один.
— У вас есть самое любимое место?
— Канарские острова. Я бывал там чаще, чем в других местах. Больше всего радости приносит природа — практически нетронутая человеком. Людям менять особо нечего. Это вулканические острова, поэтому, когда туда пришли первые поселенцы, их задачей было не поменять под себя остров, а самим научиться жить так, как того требуют условия. Необыкновенная чистота воздуха, чистота воды — причем это не море, а океан. Океан дышит иначе, нежели море… Дрейфуешь на яхте в десяти милях от Тенерифе, с одной стороны от тебя Америка, с другой — Африка. Под тобой — глубина 3 километра, над тобой — чистое небо. Неспроста там находятся самые лучшие астрономические обсерватории. На Канарах нет никакого производства, атмосфера ничем не загрязнена. Только там я видел стаю настоящих китов. Они прошли рядом с нами, а мы открыли рты и даже не успели их сфотографировать. У нас было на это минут десять, но мы как завороженные на них смотрели. Я со своей стороны побоялся подойти ближе. Это животные метров 30 длиной — в два раза длиннее яхты. Один взмах хвостом — и у нас были бы проблемы. Именно там я видел и плавники акул над водой, и морских черепах. Канары нравятся еще и тем, что люди там живут немного другие, чем на материке. Все это создает неповторимый, радостный колорит. Там же, на Тенерифе, находится вулкан Тейде высотой 3718 метров. Мы поднимались на самый верх, над уровнем облаков. Вид оттуда завораживает. Когда небо чистое, это одна красота. Когда под тобою облака, то под тобой два океана: первый — "вата", а второй, настоящий, проглядывает сквозь нее. Оттуда же видны макушки соседних островов. Сам вулкан живет своей жизнью, понемногу булькает и выдыхает на вершине струйки пара. Если поднести руку к этому дыханию, то удержать не получится из-за сильного жара. Вообще про Канары можно долго рассказывать, но каково же было мое удивление, когда там мне довелось познакомиться с нашими земляками – омичами, которые несколько лет назад, уехав из Омска, занялись на Тенерифе виноградарством, а сейчас уже производят собственные вина, принимают экскурсии — проводят дегустации, а также кормят иностранцев нашими беляшами, пирожками, борщами и пельменями.
— В поездках на яхте случались чрезвычайные происшествия?
— К счастью, у нас ни разу не было никаких инцидентов — ни травм, ни болезней, за исключением морской. Как только мы заходим на яхту, всегда первым делом я провожу инструктаж: как себя вести, что можно трогать, что нельзя и так далее. Я отвечаю собственной головой за каждого человека. Как и за рулем автомобиля, несу уголовную ответственность. А также финансовую ответственность за яхту. Ошибаться — себе дороже.
— Морская болезнь — частое явление?
— Морская болезнь является частым и нормальным явлением. Это по сути адаптация нашего мозга к новым условиям. Людей, которых укачивает в машине или на яхте, или даже на большом судне — большинство. Но не многие знают, что в течение трех дней даже при постоянной качке все симптомы проходят. Мозг привыкает, появляется "морская" походка, когда ты автоматически находишь равновесие. На третий ден, как правило, отпускает — даже тех, кого мутило очень сильно. Встречаются, конечно, и те, кого эта болезнь не отпускает до конца, но здесь играют роль скорее психологические факторы. Один-два таких человека мне попадались, хотя даже они не сказали потом, что от путешествия испытали негативные эмоции. В любом случае, планируя маршрут, я всегда смотрю, готов ли экипаж пахать, отправляться в большие переходы. Если людям это интересно, то мы большую часть времени проводим на воде. Если экипажу не доставляет большой радости управляться с парусами, рыбачить, а хочется искупаться, прокатиться, а потом вернуться на берег — мы выстраиваем более спокойную программу. Маршрут выстраивается под пожелание людей, что удобно. Как правило, я обозначаю точки, которые мы можем посетить, а дальше — как пойдет. Если люди более склонны к плаванию, активному отдыху, рыбалке, то мы можем отказаться от посещения той или иной достопримечательности и провести время с природой. Если мы хотим посмотреть тот или иной замок или собор, то используем яхту как средство передвижения. Выходим на берег, гуляем, сидим в ресторанчиках, общаемся с местными жителями.
— В основном готовите еду прямо на яхте?
— Да, там все условия для автономного существования — нужно только подвозить продукты: горячая и холодная вода, газ, вся необходимая кухонная утварь, иногда микроволновка. Продукты покупаем сами. Идем в обычный супермаркет, загружаем три-четыре тележки. Меня часто спрашивают, во сколько обходятся продукты. Как правило, в 50 евро с человека на неделю. Никто не верит, что так дешево.
— Во сколько обходится неделя на яхте без учета авиаперелета и питания? И какие расходы приходится нести, помимо аренды яхты?
— Расходы зависят от класса яхты, региона плавания и сезонности. Существуют высокий, средний, низкий сезон для каждого региона. Если мы говорим, например, об Италии или Испании и яхте среднего ценового диапазона, то в сентябре (средний сезон) на одного человека все расходы за неделю в сумме составляют 700-770 евро. В эту сумму уже включены все дополнительные расходы помимо аренды яхты — парковки, резиновая лодка с мотором, постельное белье, топливо и обязательная уборка яхты после путешествия.
— В Азии дешевле?
— В Таиланде в целом может оказаться немного дешевле из-за того, что там нет культурных парковок. Там мы живем исключительно на якоре. Подходим к какому-то острову, бросаем якорь и ночуем. Но опять же – все зависит от сезонности и класса яхты. Можно и на 1000-1200 евро с человека погулять.
— Яхтенный туризм за границей популярен среди россиян?
— Достаточно популярен. Наши есть и среди тех, кто сдает яхты в аренду, и среди тех, кто их арендует. Арендующих россиян было довольно много до последних рывков валюты. Сейчас их, может быть, стало не меньше, но вот ездить стали реже. Как, собственно, и я сам.
— Вы не думали получить российские права на яхту?
— Нет, пока желания не возникало, потому как яхтенного туризма в России пока не существует. Часовые, дневные прогулки на яхтах – есть. В прошлом году я был в Геленджике и купил двухчасовую прогулку на яхте, аналогичную тем, что мы берем в аренду за рубежом. Пообщался с ребятами, которые там работают — за последние годы ничего не изменилось. Дело в том, что у нас нет никакой инфраструктуры. Можно выйти в море, но куда ты дальше пойдешь? Нет точек, где можно остановиться на ночевку, а на берегу, как правило, нечего посмотреть с исторической точки зрения. У нас на машине лучше путешествовать, потому что все самое интересное находится в глубине. В Европе, где шла активная морская жизнь, все наоборот. Это две разные системы. Ну а с точки зрения спорта я яхту не рассматриваю. Мне ближе по духу футбол, волейбол.
— Куда вы еще мечтаете попасть на яхте?
— Интересных мест множество. Меня привлекают Азорские острова в Атлантическом океане, в полутора тысячах километров от европейского берега. Там довольно сложные ветровые условия, более дорогой перелет и аренда, поэтому набрать туда команду, думаю, будет сложновато. Либо надо подключаться к ребятам, которые набирают группу из Москвы. Но это будет уже не вариант отдыха, а скорее проверка своих сил и возможностей. Может быть, ехать туда самостоятельно в первый же раз безрассудно и лучше сделать это для начала с опытным человеком, у которого есть чему поучиться.
Если говорить об отдыхе, я еще никогда не был в Греции. Думаю, надо пополнить географию. Черногория для меня тоже пока еще остается белым пятном. Безвизовая страна, что удобно, но лететь туда почему-то дороже, чем в ту же Италию. В общем, можно строить планы на ближайшие годы.
— Какого возраста ваши пассажиры?
— Самому молодому было 12 лет. Девочка приехала с родителями, все перенесла очень легко, вообще без всяких проблем. Активно участвовала в жизни яхты: и паруса подергала, и обед поготовила. Самому старшему участнику нашего экипажа было под 60 лет. Но это далеко не предел. В других экипажах, с которыми я ходил, были и 70-летние. А европейские дедушки и бабушки вообще на яхтах встречаются очень часто. Как правило, у них яхточки на 6 человек, иногда их собственные. Кряхтя, с потом на лбу, но с улыбкой на лице они загружают туда тележки с продуктами, и сами управляют потом яхтой. Когда я впервые такое увидел, для меня это было, честно говоря, открытие. Это нормально, но для нас необычно. У нас так не принято. Наши люди в возрасте, с одной стороны, не могут себе такого позволить, а с другой, история и образ жизни у нас совсем другие, к сожалению.
— Что вы извлекаете из путешествий, помимо приятных воспоминаний и впечатлений?
— Во-первых, это, конечно же, интересные и незабываемые знакомства. Как правило, в экипаж приходят личности с активной жизненной позицией, творческие, готовые к развитию, к действию, дружелюбные, надежные, компанейские. И поэтому уже к вечеру первого дня на яхте рождается команда, и дальнейшее путешествие проходит в теплой дружеской атмосфере, среди людей со схожими жизненными ценностями и задачами. Нам всегда есть о чем поговорить под бокал вина после захода солнца на корме яхты, есть о чем помолчать, глядя в ночное небо. А днем мы все, как дети, будем радоваться запаху моря, ловить соленый бриз и слушать дыхание ветра в парусах. Ну а во-вторых — путешествия расширяют кругозор. Появляется новый опыт, который ты переваришь, и уже позже извлечешь пользу. И люди это понимают и оценивают положительно! Как-то один из наших путешественников, на тот момент руководитель отдела банка, когда мы с ним выковыривались из одной довольно неудобной ситуации, сказал: "Мне нравится, что на отдыхе не приходится выключать мозг". От этого действительно получаешь огромное удовольствие.