Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

300 летие Омска: «Уже давно убрали трап»

16 ноября 2016 10:46
1
4380

Из истории Иртышского речного пароходства

Начало истории Иртышского речного пароходства датируется 1846 годом, когда было создано первое в Обь-Иртышском бассейне пароходное предприятие «Пароходство А. Ф. Поклевского-Козелл и Ко». К 1869 году по Иртышу и Оби курсировало уже 20 пароходов буксирного типа, принадлежащих тюменским, тарским, тобольским и томским купцам. Особенно интенсивным было судоходство на организованной линии Тюмень — Томск. Пароходы «Ермак», «Иртыш», «Тоболяк» регулярно совершали за навигацию по 6 рейсов каждый, перевозя на буксируемых баржах около 100 тысяч пудов различных товаров. В 1899 году на реках Сибири появился первый пассажирский американского типа двухэтажный пароход томского купца Ельдельштейна «Евгений». Построен «Евгений» был на судостроительном заводе Пирсона и Гуллета в Тюмени и для Сибири того времени это был великолепный круизный корабль. Весь второй этаж занимали каюты 1-го и 2-го класса, в носовой части располагался роскошно отделанный салон и столовая 1-го класса, а в кормовой – столовая 2-го класса. На пароходе наличествовали электрическое освещение, ванные комнаты, аптека и библиотека. Именно на этом судне, кстати, в 1912 году (правда, с разницей в несколько месяцев) бежали из нарымской ссылки Иосиф Сталин и Яков Свердлов. А в 1915 году Григорий Распутин плыл на нем из Тобольска в свое родное село Покровское.

В начале ХХ века Омск стал основным портом Западной Сибири, центром промышленного и торгового судоходства. В навигацию 1914 года он пропустил столько грузов, сколько Новониколаевск и Томск или Тюмень и Барнаул вместе взятые.

После 1917 года весь водный транспорт был поэтапно национализирован, но это не отразилось на регулярности Иртышского речного сообщения. В 1921 году, после завершения первой Карской экспедиции внешнеторгового товарооборота, речные пароходы с баржами прибыли в бухту Находка. Морские суда взяли на борт более 700 тысяч пудов хлеба, масла, кожсырья. В 1923 году в Омске было организовано Западно-Сибирское государственное речное пароходство, которое возглавил известный в Омске революционер и партийный работник Александр Дианов.

В 1928 году на Иртыш прибыл буксирный теплоход «Анастас Микоян» мощностью 1600 л. с. – первый из пяти винтовых теплоходов, построенных для сибирских рек по заказу Главсеврморпути в Германии. Важную роль экипаж этого судна сыграл в годы Великой Отечественной войны, когда получил от Государственного Комитета Обороны важное задание: вывести советские корабли из портов Нарьян-Мара и Архангельска в восточные районы Сибири. Задание выполнялось во фронтовых условиях, и переправлять суда через арктические моря было непросто: немецкие подлодки делали все, чтобы сорвать буксировку судов, а частые шторма рвали стальные тросы как нитки. На «Микояне» нашли другой способ проводки судов, при помощи сжатия. Суда обхватывали тросами, первый стягивал корму, второй нос корабля. При штормах тросы напрягались и сжимали судно, не позволяя ему деформироваться, и чем сильнее был ветер, тем сильнее становилась сцепка каравана. С помощью этой технологии речники Иртыша и моряки научились проводить суда практически без потерь. Благодаря мужеству экипажей и несмотря на яростные атаки немецких подводных лодок, в тыл удалось переправить около трехсот единиц флота. Именно за это экипаж «Анастаса Микояна» получил благодарность Верховного Главнокомандующего. Позднее теплоход «Анастас Микоян» был переименован в теплоход «Россия».

После войны, в 1947 году, в связи со 100-летием организованного судоходства на реках бассейна и за выдающиеся достижения в развитии речного транспорта на востоке страны Нижне-Иртышское речное пароходство было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

В 1960-е годы сибирский речной флот пополнился судами современной конструкции как отечественной, так и зарубежной постройки: пассажирскими теплоходами и дизель-электроходами «Тюмень», «Римский-Корсаков», судами на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», грузовыми теплоходами грузоподъемностью до 2000 тонн, буксирами-толкачами, ледоколом «Обь». В этот же период большая часть флота была переведена на жидкое топливо – мазут. В 1964 году первую тюменскую нефть к омскому причалу доставил экипаж танкера ТН-652.

В 1991 году была открыта еще одна этапная страница в истории Иртышского пароходства: его суда впервые вышли в загранплавание.

Как и для всей страны, для пароходства годами испытаний стали 1990-е. После резкого падения темпов производства в стране стремительно уменьшились как объемы, перевозок грузов, так и пассажиропоток.

К сожалению, сегодня Иртышское пароходство переживает один из самых драматичных периодов своей истории. Подробности событий всех последних лет существования пароходства неоднократно освещались в СМИ. А этот текст хотелось бы закончить фразой, которой закончили журналисты «Речника Иртыша» последний (точнее, вынужденно последний) выпуск своей газеты в прошлом году: «Верим – здравая мысль победит!»

Сергей НАУМОВ

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Розы АЛИМОВОЙ, Ивана ЯНОВСКОГО

При поддержке передачи «Удивительное рядом. Омская версия» телеканала "Продвижение".

Комментарии
о.обыватель 23 ноября 2016 в 00:42:
Некролог и трудно верить в здравомыслие местной равнодушной и алчной элиты
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.