Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Александр ЛЮТАРЕВИЧ: «Потребители должны получать электроэнергию качественную, соответствующую всем стандартам»

16 ноября 2016 10:29
0
4077

10 октября в правительстве Омской области наградили почетными грамотами трех лауреатов президентского гранта.

Кандидат технических наук, доцент ОмГТУ Александр ЛЮТАРЕВИЧ стал обладателем одной из них. О своей работе он рассказал корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Александр Геннадьевич, за какую работу вас отметили в правительстве Омской области?

– Мы занимаемся разработкой двигателя для беспилотного летательного аппарата. Сейчас на рынке огромное количество беспилотников, и, как правило, все они оснащены зарубежными двигателями. Мы создаем двигатель под конкретный беспилотник, которым в нашем университете занимается Павел ПОГАРСКИЙ. Мы намерены сделать двигатель, не уступающий зарубежным аналогам. Имея удачный опыт (а по– другому быть не может по условиям гранта), мы перейдем и на другие беспилотники.

– Как давно занимаетесь этой темой?

– Вообще двигателями занимаемся с 2011 года. Тогда благодаря поддержке нашего бывшего ректора, а ныне президента ОмГТУ Виктора Владимировича ШАЛАЯ, это направление выделили как одно из приоритетных. Наше малое инновационное предприятие в 2011 году совместно с индустриальным партнером – ООО «Институт Микроприбор» в лице Александра Васильевича ГРУЗДА – выиграло грант в программе «СТАРТ». Мы совместно начинали работу по разработке и изготовлению макетов, образцов подобных электродвигателей.

– Каким был первый двигатель?

– Мы создали в рамках гранта электропривод – двигатель и систему управления. Собирали под конкретное задание – для «определенных отраслей народного хозяйства». В результате он не уступал зарубежным аналогам. В принципе мы, имея этот опыт, можем разработать любой двигатель на постоянных магнитах. Если нужно, чтобы он умел поворачивать, – будет, хотите получить максимальный момент – сделаем.

Двигатель для беспилотника – это двигатель постоянного тока, который питается от аккумулятора. По сути, это синхронный двигатель с возбуждением от постоянных магнитов. По сравнению с другими он имеет лучшие энергетические показатели (КПД и коэффициент мощности), которые позволяют создавать больший момент, а также получить минимальные массогабаритные показатели при прочих равных условиях.

– На какой стадии находится проект?

– Все идет в соответствии с календарным планом. В прошлом году начали прорабатывать концепцию. В марте выиграли президентский грант и сейчас проводим работы по расчету и моделированию макета электродвигателя, разрабатываем испытательный стенд. В следующем году изготовим его и начнем испытывать. Из средств гранта часть денег пойдет на приобретение оборудования, как раз сейчас закупаем стенд для снятия характеристик.

– Когда двигатель будет готов?

– К декабрю 2017 года. За это время мы должны сделать макет электродвигателя. Говорим пока о макете, но подразумеваем, что это будет все– таки опытный образец. Готов он будет через год или немного раньше.

– А когда появится первый промышленный экземпляр?

– Это сложно. Чтобы начать выпуск готовых изделий, нужно знать технологический процесс предприятия, где его будут изготавливать, разработать документацию под него, чтобы на каждом этапе указать, что как делать. Для этого придется искать заказчиков.

– Вы связывались с потенциальными производителями?

– Время от времени с нами на связь выходят какие– то организации и интересуются этими разработками. Называть я их не стану. Это российские, но не омские предприятия. В условиях санкций они переходят на отечественные комплектующие.

– Какую грузоподъемность будет иметь двигатель?

– До 15 килограмм. Мы планируем, что на беспилотнике будет установлено оборудование для тепловизионной, фото– или видеосъемки. С точки зрения сфер использования данный аппарат актуален, например, для энергетики. Мы хорошо это знаем, поскольку на нашей кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий» ОмГТУ занимаемся исследованиями по определению мест повреждения в сетях с изолированной нейтралью и селективной защитой от однофазных замыканий на землю. В электрических сетях напряжением 35 киловольт определять место повреждения достаточно дорого, иногда надо болотоход запускать. А беспилотник может пролететь вдоль линии и определить место замыкания. Также с помощью беспилотного летательного аппарата можно проводить тепловизионное обследование тепловых сетей. Вообще круг использования беспилотников с нашим двигателем достаточно широк. При этом работать он будет на обычных аккумуляторных батареях.

– Вес двигателя?

– Хотим сделать его легче. Будем стараться, чтобы он весил в районе 200– 250 грамм. Если сделать вес еще меньше, то снизится его мощность.

– У вас есть идеи создания малого инновационного предприятия для коммерциализации проекта?

– У нас в ОмГТУ уже есть малые инновационные предприятия. Только на нашей кафедре – три. Когда мы работали над грантом в рамках программы «СТАРТ», создали ООО «ОмЭнергоАудит», директором которого был я. Если понадобится, мы привлечем эти малые предприятия, и они будут коммерциализировать новый проект. Такие планы есть, потому что с самого начала эта разработка была направлена на практическую реализацию. Я об этом говорил и когда нас награждал губернатор: что двигатель пойдет в промышленность, что мы изобретение на полку не положим, а будем реализовывать. Здесь, я думаю, нам университет поможет.

– Александр Геннадьевич, а в России существуют подобные разработки?

– Конечно, но они ориентированы на другие, более высокого класса беспилотники, например для военных. Двигатели для беспилотников уже создали некоторые организации, занимающиеся разработками в Москве, Казани, под свои же беспилотники. Но этот рынок открытый, почему бы нам не поучаствовать?!

– В чем ноу– хау вашей разработки?

– Есть ряд технических решений. Там будет определенная система охлаждения, нюансы в разработке, укладке обмоток, сама винтомоторная группа имеет техническое решение, которое мы тоже планируем запатентовать. По сути, мы предлагаем обычные характеристики, но при меньших массогабаритных показателях двигателя. Попытаемся улучшить и КПД.

– Какие у вас планы?

– С научной работы я уходить не хочу. Параллельно буду искать заказчиков для двигателя под беспилотник, а потом начну разрабатывать другие проекты.

– Вы уже защитили кандидатскую диссертацию…

– Да, в 2009 году. Ее тема касалась качества электроэнергии. Я в то время плотно занимался этой проблемой. Электрическая энергия – это тоже товар, и он попадает под сертификацию, потребители должны получать электроэнергию качественную, соответствующую всем стандартам. Есть специальный ГОСТ.

– Как можно установить качество энергии?

– Только с помощью специализированных приборов. Нужно обратиться в лабораторию, чтобы вам измерили качество электроэнергии. Если выяснится, что она не соответствует стандартам, нужно попытаться сначала организационными методами повысить ее качество. Если речь идет о предприятии, то, возможно, кроме организационных мероприятий нужно будет применять какие– то технические средства. Как раз ими мы и занимаемся. У нас на кафедре есть люди, которые разрабатывают приборы, измеряющие показатели качества электроэнергии, и есть те, кто занимается устройствами обеспечения качества электроэнергии. Мы создали макет такого устройства, однако на сам прибор нужны средства. Подавали заявку на грант и почти выиграли. Как только выиграем – сделаем.

– Александр Геннадьевич, чем вы увлекаетесь вне работы?

– Люблю активный отдых, спорт, выезжать на природу с семьей, на рыбалку, охоту. Неважно, куда ехать, главное – чтобы была хорошая компания. Сейчас хожу в тренажерный зал. Люблю путешествовать на машине.

 

Справка

Александр ЛЮТАРЕВИЧ родился 22 апреля 1982 года в Омске. В 2000 году с отличием окончил 54-ю школу. В том же году поступил на электротехнический факультет ОмГТУ, который окончил по специальности «Электроснабжение» с красным дипломом в 2005 году. После окончания вуза работал на кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий» ассистентом. В 2006-м поступил в аспирантуру ОмГТУ и в 2009 году защитил кандидатскую диссертацию. Сегодня работает на кафедре «Электроснабжение промышленных предприятий» доцентом, старшим научным сотрудником.

Женат. Воспитывает дочь.

 

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «То ли банковская почта, то ли почтовый банк»

Аня, проба пера и старинные тени

13 декабря 22:30
0
430

Просто наступила зима

13 декабря 15:03
1
877

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.