Действующая схема перевозок дает преимущества частному транспорту перед муниципальным
Ирина БЕЗЪЯЗЫКОВА, РЭК
На минувшей неделе позиция Региональной энергетической комиссии Омской области относительно итогов предварительного анализа заявок городских пассажирских предприятий была озвучена сразу на трех мероприятиях: на совещании под руководством вице-губернатора Игоря БОНДАРЕВА, на заседании комитета Омского городского совета по финансово-бюджетным вопросам, а также во время круглого стола регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».
Для того чтобы исключить недопонимание, появившееся у некоторых интернет-СМИ при освещении темы тарифов, РЭК возвращается к основным тезисам выступления председателя РЭК Омской области Олега ГОЛУБЕВА на прошедших мероприятиях.
Замкнутый круг
В 2016 году предельные тарифы на перевозку пассажиров городским пассажирским предприятиям были установлены от 26,71 руб. до 29,13 руб., рост тарифов в среднем составил 28 %. При этом предприятия просили больше, хотели включить плановый лизинг. На 2017 год муниципальные предприятия предложили очередной рост тарифов на 30 % — 56 % – от 35 до 42 руб. за поездку с учетом лизинга. Однако на самом деле основная причина роста тарифов – снижение пассажиропотока.
Из-за роста стоимости проезда пассажиры пересаживаются на другие виды транспорта. Отток пассажиров происходит в сегмент частных перевозок, пассажиры пересаживаются на личный транспорт или предпочитают дешевых федеральных операторов такси. Пассажиропоток падает, и этот фактор приводит к росту экономически обоснованной стоимости проезда, которую устанавливает РЭК. Повышение экономически обоснованной стоимости проезда влияет на количество субсидий, которые необходимо вернуть транспортникам из бюджетов города (межтарифная разница) и области (компенсация за проезд льготников). Бюджет города не располагает достаточным количеством средств – город вынужден будет обращаться к депутатам с предложением о повышении стоимости проезда. Повышение стоимости проезда вновь приводит к снижению пассажиропотока. Круг замыкается.
В других городах проезд дешевле
Есть и дополнительные факторы, такие, как наличие в транспортной схеме дублирующих друг друга регулируемых и нерегулируемых маршрутов, где городской автобус в скорости, маневренности и количестве транспорта неизбежно проигрывает более дорогостоящим, но зато чаще циркулирующим маршруткам. Наконец, не решена в городе и проблема наличия нелегальных перевозчиков.
В компенсации межтарифной разницы на 2017 год в бюджете города едва заложена четверть необходмой суммы (251 млн рублей) при текущем тарифе. Чистая математика: этих средств хватит на год, только когда провозная плата для жителей будет 27 рублей. РЭК категорически против такого развития событий. Ситуация, когда городские власти обратятся к депутатам за увеличением стоимости проезда для жителей, изначально не должна провоцироваться недостаточными суммами, заложенными в городском бюджете. В таких условиях размер экономически обоснованного тарифа на 2017 год, который считает РЭК, не играет особой роли.
В других городах находят решение. Так, стоимость проезда в автобусах в Иркутске – 15 рублей; в Барнауле и Томске – 17 рублей; в Новосибирске 19 рублей (маршрутки 23-25 в зависимости от расстояния поездки).
Высокий тариф – маркер неэффективности
Ввиду высокой социальной значимости вопроса председатель РЭК Олег ГОЛУБЕВ предложил администрации города Омска, во-первых, синхронизировать тарифные заявки предприятий, представленные на утверждение в РЭК Омской области, с возможностями городского бюджета, и при необходимости принять меры по корректировке бюджета либо тарифных заявок. Во-вторых, разработать и принять программу по финансовому оздоровлению городских пассажирских предприятий, содержащую перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятий, минимизацию и сокращение расходов, а также увеличение объема перевозок. В-третьих, необходимо пересмотреть действующую схему перевозок, поскольку она узаконивает преимущества частного транспорта перед муниципальным. Кроме того, перевод муниципалитетом всех маршруток в нерегулируемую сферу не позволяет РЭК оценить реальную экономику частников, как планировала сделать это РЭК, формируя новую методику установления тарифов в прошлом году. Некоторые частные предприятия, которые остались в регулируемой сфере, собирают все необходимые документы, показывают свою экономику и получают обоснованный тариф. В Омске это ООО «АвтоСила-55», ООО «Тортранс», ИП Торопов В.А., ИП Бондаренко А.С.
В-четвертых, есть возможности и по оптимизации самих маршрутов. АО «Омск-пригород», сдвинув время отправления одной электрички на 10 минут, увеличило пассажиропоток на направлении на 30%. Почему городской транспорт в часы пик отправляется в гараж, а не собирает основной поток пассажиров? Возможностей нарастить пассажиропоток много, в том числе за счет только лишь организационных мероприятий, без вложения средств, однако транспортники пользуются ими крайне недостаточно.
Вопрос об установлении тарифов на перевозку пассажиров для городских пассажирских предприятий на 2017 год до конца ноября будет вынесен на рассмотрение Общественного совета при РЭК. Правление РЭК примет решение о размере экономически обоснованного тарифа не позднее 15 декабря 2016 года.