Нехватка рабочих кадров на омских промышленных предприятиях имеет в том числе и идеологические корни
Социологи Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского 8 сентября презентовали монографию «Престиж статуса квалифицированного рабочего». Монография написана по материалам социологического исследования, проведенного в 2013 году на основании опроса рабочих и руководителей четырех омских предприятий: ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», филиал «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова» ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ООО «Сиблифт», ООО «Полиом», а также учащихся ССУЗов.
Основной вывод исследования достаточно прост: общество склонно недооценивать статус квалифицированных рабочих.
«Если рассматривать престиж как уважение со стороны общества и как оценку, которую оно дает одной профессии по сравнению с другой, то престиж квалифицированного рабочего ниже, чем он того заслуживает. Мы не хотим сказать, что престиж статуса квалифицированных рабочих низкий, но он недооценен в обществе. Даже опрошенные студенты ССУЗов и профучилищ дают не слишком высокие оценки престижу рабочих профессий: так, например, профессии слесаря КИПиА, оператора-наладчика ЧПУ и токаря находятся на одном уровне с водителем и страховым агентом», – поясняет один из авторов исследования, кандидат философских наук Ирина ОГОРОДНИКОВА.
Самооценка рабочих значительно выше, чем оценка, которую дает им общество. Разбираясь в этом противоречии, авторы монографии указывают, что самым важным в определении престижа является экономический ресурс. По уровню заработной платы квалифицированный рабочий не просто равен, но и часто превосходит представителей офисного персонала. Мало того, во внутризаводской среде заработная плата рабочего порой бывает выше некоторых категорий управленцев и инженеров.
Рабочий, обладающий высокой квалификацией, склонен к позитивному самоопределению, он ставит свою профессию в один ряд с самыми уважаемыми в обществе профессиями. На положительное самоопределение рабочего накладывает отпечаток и особая заводская среда – здесь взаимоотношения между людьми строятся на основах взаимопомощи, коллективности, поддержки. Рабочие воспринимают свой завод не просто как место работы, а как особый мир, команду, семью. Особенно высокая самооценка наблюдается у прослойки так называемой рабочей аристократии – людей, признанных заводским коллективом уникальными мастерами своего дела.
Пытаясь разобраться в причинах, по которым общество необоснованно занижает престиж рабочих профессий, авторы приходят к выводу, что еще сильны стереотипы 90-х годов, что якобы рабочий – это человек тяжелого, низкооплачиваемого труда, который не смог выбиться в люди и поэтому вынужден работать на «мрачном заводе».
Низкий статус рабочего в обществе является одной из причин кадрового голода омских промышленных предприятий.
«Понижение оценки сказывается на социальном самочувствии рабочих и не способствует привлечению молодежи к работе на заводах», – отмечает ОГОРОДНИКОВА.
По оценке социологов, молодые люди, выросшие на идеологии денежного успеха, хотят от своего места работы все и сразу. Преувеличение гедонистических ценностей, нежелание трудиться формируют завышенные ожидания и необоснованные претензии у молодых людей. Ситуацию усугубляет оторванность системы образования от реальной заводской жизни – часто во время обучения будущие рабочие никак не взаимодействую с предприятиями. Тем более закрытая жизнь заводов пугает школьников. Школьнику, планирующему свое будущее, более понятна и знакома работа в офисе, магазине, банке.
Не со всеми выводами монографии готовы согласиться в Министерстве промышленности Омской области. Чиновники считают, что за три года, прошедшие со времени проведения исследования, ситуация с престижем рабочих специальностей изменилась в лучшую сторону. На его повышение повлияла пропаганда успехов отечественной промышленности на государственном уровне и общемировые тенденции развития высокотехнологичных производств. Кроме того, сами омские предприятия начали проводить более активную кадровую политику. Примером может служить АО «Высокие технологии», 30% акций которого принадлежит Омской области.
«Нашему предприятию необходимы не просто специалисты, а профессионалы высокого уровня, поэтому готовить их мы начинаем со школьной скамьи, – рассказывает генеральный директор «Высоких технологий» Дмитрий ШИШКИН.– В 2015 году для школьников и их родителей на предприятии проведено более 100 ознакомительных экскурсий, 30 родительских собраний. Мы активно участвуем в целевой подготовке специалистов. У нас накоплены традиции сотрудничества с ОмГТУ, Омским авиационным колледжем им. Н.Е. Жуковского, Омским техникумом высоких технологий машиностроения. На данный момент по договорам о целевом обучении в вузах обучается 179 студентов, которым оказываются меры социальной поддержки, в том числе единовременная и ежемесячные стипендии. Студенты-целевики проходят практику на предприятии, а получив диплом, трудоустраиваются на завод. В 2015 году на завод пришли работать 59 молодых специалистов».
Реализуя комплексную кадровую политику, предприятие смогло повысить престиж рабочих специальностей в глазах молодежи и привлечь на производство новые кадры – на сегодняшний день количество работников в возрасте до 35 лет в «Высоких технологиях» составляет 44%, средний возраст персонала – 40 лет.