Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

Бизнесмен ЗВЯГИНЦЕВ создал себе «Левиафана»

7 сентября 2016 10:46
2
5756

Омский нефтетрейдер Геннадий ЗВЯГИНЦЕВ осужден на три года за срежиссированное банкротство своей компании

31 августа судья Куйбышевского районного суда Василий БОНДАРЕВ признал предпринимателя Геннадия ЗВЯГИНЦЕВА виновным в преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК РФ) собственной фирмы по оптовой продаже топлива ООО "Континент-Ойл" с причинением контрагенту, уфимскому ООО "Промышленная компания "Лаврос", ущерба "в крупном размере" – 19 млн 261 тысяч рублей. Как и просила прокурор Елена СИДОРОВА, нефтетрейдер получил наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима. Кроме того, суд обязал ЗВЯГИНЦЕВА в полной мере возместить ущерб Промышленной компании "Лаврос". Интересы подсудимого представлял адвокат Сергей МУХИН. На оглашении приговора его замещал Андрей ХАБАРОВ.

"Подарок" из Уфы

Как сказано в приговоре, ООО "Континент-Ойл" было создано единственным учредителем ЗВЯГИНЦЕВЫМ в 2003 году и зарегистрировано по адресу: пр-т Губкина, д. 1. Возглавил компанию Вячеслав ЗЫКОВ. В январе 2007 года между ПК "Лаврос" в лице директора ГОРЯЧЕВА и "Континент-Ойлом" в лице ЗЫКОВА был заключен договор поставки нефтепродуктов. Действуя в рамках этого договора, в августе 2008 года уфимская компания поставила омской 700,5 тонны дизеля на общую сумму 19 млн 402 тысячи рублей, однако "Континент-Ойл" за полученное топливо не рассчитался.

В августе 2009 года ПК "Лаврос" обратилась в арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о взыскании долга с ООО "Континент-Ойл". В сентябре того же года башкирский суд обязал омскую фирму выплатить контрагенту несколько меньшую сумму – 19 млн 261 тысячу рублей. Судья БОНДАРЕВ отметил, что ЗВЯГИНЦЕВ знал и об имеющейся у его организации задолженности, и о том, что в случае ликвидации общества "Континент-Ойл" при отсутствии там имущества долг погасить не удастся. Суд установил, что омская компания могла погасить долг перед ПК "Лаврос", учитывая имеющуюся дебиторскую задолженность, однако вместо этого решила "уклониться от уплаты долгов за счет искусственного увеличения кредиторской задолженности и доведения возглавляемого общества до банкротства".

Рождение кредиторов

В фиктивной ликвидации, как установил суд, участвовали несколько подконтрольных ЗВЯГИНЦЕВУ юридических лиц из числа работников ООО "Континент-Ойл", знакомых ЗВЯГИНЦЕВА, а также родственников его и директора компании ЗЫКОВА. В Омске за ними числились в том числе ООО "Стройэнергосервис", ООО "Сибирская топливно-промышленная компания", ЗАО "Сибирские топливные ресурсы", ООО "ТСК "Надежда", ООО "Западно-Сибирская нефтехимическая компания". В Саргатском районе были зарегистрированы ООО "Мастер Плюс", ЗАО "Северные ворота".

В октябре 2009 года, как сказано в приговоре, ЗВЯГИНЦЕВ изготовил ряд фиктивных документов и заявление конкурсного кредитора о признании ООО "Континент-Ойл" банкротом от имени одной из подконтрольных ему организаций – "Стройэнергосервис". Номинальный директор этой фирмы по указанию ЗВЯГИНЦЕВА подписал данное заявление и отнес в Арбитражный суд Омской области. В подтверждение своих требований с октября 2010 года по сентябрь 2011 года "кредитор" представил в суд "заведомо фиктивные документы", содержащие ложные сведения о поставках "Континент-Ойла" в адрес "Стройэнергосервиса" нефтепродуктов в объеме 720 тонн на сумму 11 млн рублей на условиях стопроцентной предоплаты. Судья БОНДАРЕВ признал, что представленные договоры между двумя фирмами не основаны на реальных сделках: поставок топлива не было.

17 декабря 2009 года Арбитражный суд Омской области ввел в отношении "Континент Ойл" процедуру наблюдения. "В целях искусственного увеличения кредиторской задолженности" по заданию ЗВЯГИНЦЕВА руководители других аффилированных с ним юрлиц представили в суд документы, якобы подтверждающие, что и перед ними у ООО "Континент-Ойл" есть долги. Арбитражный суд на основании этих сделок ввел в компании процедуру банкротства, однако Куйбышевский районный суд теперь установил их фиктивность. Также судья БОНДАРЕВ признал, что с целью привлечения кредитов "Континент-Ойлом" между ним и номинальными фирмами создавались иллюзии больших оборотов. Деньги перегонялись туда-сюда в отсутствие поставок, а банки и факторинговые компании, видя движение на счетах большим сумм, выдавали кредиты.

На основании заявлений кредиторов 20 апреля 2010 года Арбитражный суд Омской области вынес решение о признании ООО "Континент-Ойл" банкротом и открытии конкурсного производства сроком 6 месяцев – оно завершилось 29 апреля 2011 года. 12 сентября 2011 года соответствующая запись была внесена в ЕГРЮЛ.

Позиция ЗВЯГИНЦЕВА

На протяжении всего судебного разбирательства подсудимый своей вины не признавал. Он объяснял суду, что ООО "Континент-Ойл" работало не по адресу регистрации (пр-т Губкина, 1), а в офисе на пр-те Маркса, 18/10. С конца 2006 по 2010 год, по словам Геннадия ЗВЯГИНЦЕВА, фактическим и юридическим руководителем принадлежащего ему предприятия являлся не он, а директор Вячеслав ЗЫКОВ – он самостоятельно принимал все решения и заключал сделки с контрагентами. Сам подсудимый, по его словам, в деятельность компании не вмешивался.

Все указанные в обвинительном заключении организации, как утверждает ЗВЯГИНЦЕВ, действительно приобретали у ООО "Континент-Ойл" нефтепродукты. Подтверждается это, по его мнению, выписками по расчетным счетам фирм, собственники и руководители которых хоть раньше и работали вместе, но являлись участниками реальной хозяйственной деятельности. То, что компании располагались "в соседних кабинетах" со своим основным партнером на Маркса, 18/10, подсудимый объяснил тем, что их деятельность была напрямую связана с работой ООО "Континент-Ойл", а также частично – ООО "Торговый дом "Континент". Сами компании являлись агентами – искали наиболее выгодные цены покупки и продажи товаров. Заключать сделки напрямую с поставщиками они не могли не только из-за недостаточной финансовой обеспеченности, но и потому, что при прямой купле-продаже сразу же теряли бы покупателя: в таком случае заказчик видел в бумагах фактического продавца товара и к нему в последующем обращался, минуя агента. Что до "Континент-Ойла", это была их "якорная организация", с которой уже в течение длительного времени работали крупные поставщики и покупатели нефтепродуктов.

Геннадий ЗВЯГИНЦЕВ утверждает, что у ООО "Континент-Ойл" и у него лично агенты периодически занимали деньги -то есть существовали они за счет деятельности его компании. После 2006 года, когда, как рассказал подсудимый, он перестал участвовать в текущей деятельности своего предприятия, некоторые руководители фирм-соседей продолжали к нему периодически обращаться за инвестициями в ту или иную сделку. Если деньги были, ЗВЯГИНЦЕВ вкладывался или же занимал у ООО "Континент-Ойл", которое вносило суммы в качестве предоплаты организациям. При этом сам предприниматель уже не вмешивался в текущую деятельность компании: указаний не давал, договоров не заключал.

Свою причастность к инициированию банкротства посредством "Стройэнергосервиса" подсудимый отрицает. На всех имеющихся в банкротном деле документах, справках и заявках стоят, по его словам, оригинальные печати организации и подлинные подписи их руководителей.

Кроме того, Геннадий ЗВЯГИНЦЕВ утверждает, что не имел умысла банкротить предприятие. В целом финансовая деятельность ООО "Континент-Ойл" базировалась на банковских кредитах и займах (в основном самого учредителя), а собственных свободных средств у компании не было. Когда в 2008 году случился кризис, пошла волна неплатежей, большая часть контрагентов закрылась. Подсудимый отметил, что некоторые из них просто похитили у его компании деньги. В отношении руководителей ряда компаний были возбуждены уголовные дела. В частности, есть дело против директора ООО "КНК", который получил от нефтетрейдера топливо от ПК "Лаврос", но не рассчитался. Сама компания "КНК" обанкротилась, получить с нее было нечего.

ЗВЯГИНЦЕВ рассказал в суде, что, когда банкротством "Континент-Ойла" заинтересовалась прокуратура, он поинтересовался у ЗЫКОВА, в чем там проблема. ЗЫКОВ ему передал позицию правоохранительных органов о том, что сделок с организациями не было. Однако директор "Континент-Ойла" заявил, что сделки были реальными, и добавил, что по ним агенты перечисляли в адрес "Континент-Ойл" деньги, которые в последующем остались в компании и были направлены на текущую деятельность предприятия. Товар по заключенным договорам контрагенты не получили. Так как имущество фирмы ЗВЯГИНЦЕВА, по словам ЗЫКОВА, никуда не выводилось, получалось, что материальное положение ее не ухудшилось, а улучшилось. Директор компании настаивал на том, что, несмотря на мнение правоохранителей о фиктивности сделок, деньги партнерам надо вернуть. На этом основании ЗЫКОВ сделал вывод о том, что претензии силовиков не обоснованы.

Свидетелей обвинения из числа руководителей некоторых считающихся аффилированными фирм ЗВЯГИНЦЕВ назвал заинтересованными в исходе дела из-за гражданских исков против них с его стороны.

Потерпевший и свидетели

Представитель признанного потерпевшим ООО "ПК "Лаврос" МУХАМЕТЛАТЫПОВА рассказала в суде, что после того, как решение башкирского арбитража о взыскании 19 млн рублей в их пользу вступило в законную силу, им стало известно о том, что исполнительное производство по нему прекращено – "Континент-Ойл" обанкротился. После этого свидетель приезжала в Омск и беседовала со ЗВЯГИНЦЕВЫМ лично. Тот объяснил, что сделка с ПК "Лаврос" оказалась для него крайне невыгодной: покупатель (ООО "КНК") с ним не рассчитался. Он рассказал также, что намерен закрывать компанию: банкротство в условиях кризиса неизбежно.

Против ЗВЯГИНЦЕВА в суде выступили несколько свидетелей. Директор ЗАО "Сибирские топливные ресурсы" ПОСТНИКОВ рассказал, что все подозрительные организации были подконтрольны лично подсудимому. Руководители там были номинальные и ничего не решали. Банки выдавали кредиты "Континент-Ойлу", опираясь на обороты компании – а для этого фирмы, реально ничем не занимавшиеся, создавали видимость деятельности, перегоняя деньги между собой. В итоге полученные средства выводились на другие предприятия.

Банкротство, по данным свидетеля обвинения, было придумано "под финансовый кризис", чтобы не возвращать средства банкам и факторинговым компаниям. Имеющиеся в деле заявки-спецификации ПОСТНИКОВ также назвал фиктивными. Он отметил, что в них отсутствовала положенная для подобных документов информация о станции прибытия, о грузополучателе. Кроме того, срок отгрузки в указан необычайно длинный – 60 дней. За это время, отметил свидетель, цены на топливо могли измениться.

Согласно свидетельским показаниям, номинальные фирмы формально учредили и возглавили родственники и знакомые ЗВЯГИНЦЕВА и ЗЫКОВА, а также работники ООО "Континент-Ойл". Некоторые из них подтвердили в суде, что так и было. К примеру, водитель-экспедитор ОЛЕЙНИК рассказал, что его "руководство" "Западно-Сибирской нефтехимической компанией" и "Мастером Плюс" заключалось в том, что раз месяц он заезжал к ЗВЯГИНЦЕВУ и ставил подпись в графе "директор". В смысл подписываемых бумаг он не вникал: расписывался и уезжал. Дополнительная должность приносила ОЛЕЙНИКУ 4 тысячи рублей в месяц сверху, однако позже он попросил об "увольнении". Аналогичные показания дал еще один водитель ЗВЯГИНЦЕВА. Оба утверждают, что к банкротству "Континент-Ойла" отношения не имеют, с заявлениями о включении в реестр кредиторов в арбитражный суд не обращались.

Выяснилось, что подконтрольные ЗВЯГИНЦЕВУ фирмы были зарегистрированы по адресам, где о них никто не слышал. В суде это подтвердили несколько свидетелей, ответственных за аренду в указанных в учредительных документах помещениях.

Свидетель ПОСТНИКОВ рассказал, что ЗВЯГИНЦЕВ с помощью придуманной им схемы сумел вывести из предприятия сотни миллионов рублей. Так были обанкрочены ТД "Континент" и "Континент-Ойл". Указание защиты на то, что ПОСТНИКОВ давал ложные показанию по одному из гражданских дел, а также что он является подозреваемым по другому уголовному разбирательству, суд воспринял как не относящиеся к данному делу.

Приговор

В приговоре указано, что фиктивность сделок с фирмами подтверждает, помимо прочего, то обстоятельство, что указанные в заявках-спецификациях поставщики топлива, в числе которых есть и "Газпром нефть", не могли отпускать топливо "Континент-Ойлу" из-за наличия у последнего задолженности перед ними. И в заявках действительно отсутствуют общепринятые для подобных документов данные о пункте назначения, получателе и прочем.

Признавая Геннадия ЗВЯГИНЦЕВА виновным в преднамеренном банкротстве, судья Василий БОНДАРЕВ отметил, что по состоянию на 2010 год более 90% задолженности ООО "Континент-Ойл" (свыше 2,6 млрд почти из 3 млрд рублей) составили кредитные обязательства перед теми самыми фирмами, которые следствие сочло аффилированными с подсудимым. А значит, из 10% требований реальных кредиторов лишь 5% составил долг перед ПК "Лаврос" – уфимской компании, таким образом, не на что было рассчитывать в результате банкротства. Судья утверждает, что ЗВЯГИНЦЕВ знал об этом и на это рассчитывал.

В действительности же "Континент-Ойл", по мнению суда, был в состоянии не только расплатиться с ПК "Лаврос", но и избежать банкротства. Отчет конкурсного управляющего ООО "Континент-Ойл" Ирины ОВЕРИНОЙ, как и ее показания о неудовлетворительном финансовом положении общества, суд воспринял критически. Такое же отношение судья БОНДАРЕВ выразил к двум финэкспертизам, проведенным в период предварительного расследования и судебного разбирательства. Оба отчета подтвердили, что ООО "Континент-Ойл" с 2010 года находилось в неудовлетворительном материальном положении, однако суд проигнорировал их результаты, объяснив свою позицию тем, что экспертам были предоставлены далеко не все документы – многое было уничтожено.

Показания директора ООО "Континент-Ойл" Вячеслава ЗЫКОВА в пользу Геннадия ЗВЯГИНЦЕВА судья также не счел существенными. Он отметил, что на следствии этот свидетель отказался что-либо рассказывать, а в суде выступил уже после того, как сторона защиты ознакомилась с материалами дела.

Судья БОНДАРЕВ отметил положительные характеристики личности ЗВЯГИНЦЕВА и отсутствие у него судимости – это стало смягчающими обстоятельствами. Отягчающих обнаружено не было, тем не менее суд назначил ему, как и просил прокурор, три года колонии общего режима. Учитывая то, что срок наказания реальный, судья отказался от штрафа, лишь обязав Геннадия ЗВЯГИНЦЕВА выплатить признанному потерпевшим ООО "ПК "Лаврос" всю сумму ущерба – 19 млн 261 тысячу 571 рубль.

Подсудимый, до того момента находившийся под подпиской о невыезде, был арестован в зале суда. До вступления приговора в законную силу ЗВЯГИНЦЕВ будет находиться в СИЗО города Омска. У защиты есть 10 дней, чтобы подать апелляционную жалобу на приговор в Омский областной суд.

Комментарии
просто обыватель 8 сентября 2016 в 12:02:
Дело начатое Корейко в 20-е гг. ХХ века активно продолжается омскими последователями....
Просто прохожий 7 сентября 2016 в 12:23:
В дополнение к данным сделкам. Ныне осужденный Геннадий Звягинцев взял 4 кредита по 50 млн. на 4 свои компании в «Примсоцбанке» где тогда работал его дружок Карючин Юрий Петрович, ныне руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Омской области. Кредиты были невозвратные, за что Карючина Ю.П. просто уволили, а с ним пропали из Банка кредитные досье Звягинских организаций. Источник: http://bk55.ru/news/article/81882/
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.