В 2014 году в Омске снесено и кронировано 20 тысяч кубометров деревьев, которые как отходы были вывезены на свалку.
20 января на заседании комитета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования депутаты заслушали доклады об экологической безопасности в Омске и о состоянии городской ливневой канализации и степени ее негативного воздействия на окружающую среду.
Об экологической безопасности рассказал начальник отдела экологического надзора Росприроднадзора по Омской области Сергей ТЕКТОВ. Он отметил, что уровень загрязненности воздуха в 2015 году (по сравнению с 2014-м) практически не изменился. Тем не менее проблемы существуют. Одна из них – недостаточность средств, выделяемых на лабораторные исследования промышленных выбросов. В 2015 году из федерального бюджета на них было выделено более 8 млн рублей, а из регионального – только 200 тысяч.
В ушедшем году ведомство проводило проверки по обращениям граждан, жалующихся на загрязнение воздуха сероводородом. По результатам были выявлены нарушения на ОАО «Омский мясной двор – завод колбасных изделий», АО «САН ИнБев». Еще одной организацией, загрязняющей воздух, названа ТЭЦ-5. «Мы все знаем, что в качестве топлива данное предприятие использует экибастузские высокозольные угли. По результатам проверок были выявлены факты нарушения правил эксплуатации пылеулавливающего оборудования», – отметил Сергей ТЕКТОВ. Он ответил на вопросы депутатов, в частности, пояснил ситуацию с компанией Омсктехуглерод, на которую жалуются жители города: «Цех 4 по приемке коксохимического сырья до сих пор эксплуатируется без герметичной системы слива. Пока эта проблема кардинально решена не будет…».
Депутаты интересовались, сколько в городе станций, проводящих измерения загрязненности атмосферного воздуха и в каком режиме они работают. На эти вопросы ответил председатель общественного совета при минприроды Анатолий СОЛОВЬЕВ, пояснив, что в конце 2014 года начали работать две автоматические круглосуточные станции, которые в реальном времени передают состояние воздуха и днем, и ночью, в будни и в выходные. Он отметил, что эта информация оперативно выкладывается на сайте минприроды: «Никто ничего не скрывает, какая бы ситуация ни была», и предложил к 2017 году, который президент РФ Владимир ПУТИН объявил годом экологии, подготовить доклад об экологическом состоянии Омска: «Там можно было бы выложить все материалы. Успокоить население, что у нас город один из лучших».
Депутат Николай ЭГЛИТ обратил внимание на нерациональное использование имеющихся ресурсов: «В 2014 году в Омске снесено и кронировано 20 тысяч кубометров деревьев. Отходы вывезены на свалку, а ведь это десятая часть всего годового вывоза. Мы топливо вывезли на свалку! Японцы бы отопили весь частный сектор и не губили бы деловую березу». Анатолий СОЛОВЬЕВ ответил депутату, что на севере региона, в частности в Тевризском районе, из отходов древесины производят пеллеты для обогрева, но в городе это экономически невыгодно.
Откуда нефтепродукты в Иртыше
Тесно связан с общей экологией города и вопрос о ливневой канализации в Омске. Через ливневку в Иртыш и Омь сбрасываются самые разные загрязняющие вещества, в том числе и нефтепродукты. В августе 2014 года в воде затона Зеленого острова было зафиксировано наличие нефтепродуктов с концентрацией, превышающей предельно допустимую в 50 раз. Депутат Дмитрий ЛИЦКЕВИЧ возмутился, что до сих пор не определен виновник: «Это сумасшедшая цифра. У нас там из года в год купели, дети парусным спортом занимаются… А ведь это агрессивная среда! Кто должен установить вредителя? Нефтезавод совершенно в другой стороне. В связи с этим источник не так сложно, думаю, найти». Ответил ему начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами Росприроднадзора по Омской области Вадим МАТВЕЙЧУК: «Расследование проводилось, но, к сожалению, лица не выявлены. Это могут быть водопользователи, которые были в то время на реке. Это могут быть те, кто несанкционированно сбросил. Это может быть сброс даже через ливневую канализацию» – и добавил, что не исключает возникновения подобных ситуаций (когда виновный не найден) и в дальнейшем.
Делая доклад о состоянии городской ливневой канализации и степени ее негативного воздействия на Иртыш и Омь, Вадим МАТВЕЙЧУК рассказал, что вопрос строительства очистных сооружений на сбросе сточных вод давно назрел: «Управление вышло в судебные органы по понуждению администрации города к строительству данных сооружений по очистке воды. Такое решение судом принято. Город к исходу 2016 года должен обеспечить установку соответствующего оборудования на восьми выпусках в Иртыш и на трех – в Омь». Он привел пример с очистными сооружениями комплекса «Арена-Омск», которые построены, но сегодня не эксплуатируются.
Вадим МАТВЕЙЧУК отметил, что в городскую ливневую канализацию регулярно попадают нефтепродукты, после чего эта вода уходит в Иртыш и Омь. Для изменения ситуации управление вышло с иском принять меры и прекратить сброс у Ленинградского моста нефтепродуктов. Решение пока не принято, отложено на февраль 2016 года. Продукты нефтепереработки в ливневке – не случайность. «Во-первых, это происходит от выпадения осадков из атмосферного воздуха на поверхность и, во-вторых, от автотранспорта – выхлопные газы, трансмиссионные масла», – пояснил представитель Росприроднадзора.
Опять тупик
Первый заместитель мэра города Омска, директор департамента городского хозяйства Сергей ФРОЛОВ рассказал, как решается вопрос ливневок в городской администрации. В частности, в этом году была создана схема ливневой канализации, которая, когда ее «рассекретят», появится на сайте города. Отметил он и существующие проблемы: «Часть канализации заилена, часть продавлена, а часть… Строится микрорайон, делается ливневка, а она в никуда – тупиковая». На вопрос Дмитрия ЛИЦКЕВИЧА, откуда берутся такие тупиковые ливневки, первый вице-мэр пояснил: «Строится небольшой микрорайон – 3-4 дома, например, на Жукова, по проекту ливневка должна быть. Она и сделана, но проект имеет зону, где она заканчивается. А ближайшая ливневка, например, на Лермонтова. И в рамках проекта не предусмотрены эти 300 метров. По факту она есть, но ее нужно доделать».