Страницы жизни знатока Омского Прииртышья Сергея ЛАПТЕВА
«Летописец омской истории», «Подвижник краеведения», «Рыцарь сибирской культуры». Такие характеристики мы слышим чаще всего, когда вспоминают деятельность выдающегося краеведа Андрея ПАЛАШЕНКОВА. Славу «главного омского краеведа» он заслужил по праву. Но любой читавший книги о доблестных рыцарях знает, что компанию каждому благородному Дон Кихоту должен составлять Санчо Панса — верный оруженосец, помощник и друг. Рядом с ПАЛАШЕНКОВЫМ такой человек тоже был. Звали его Сергей ЛАПТЕВ.
Тернистый путь исследователя
Сергей Романович ЛАПТЕВ родился 24 сентября 1891 года в городе Чистополе Казанской губернии в семье приказчика. С началом Первой мировой войны он был призван в царскую армию и прослужил в ней около трех лет, был подпоручиком инженерных войск. В 1918 году его мобилизовали в армию адмирала КОЛЧАКА, с которой он затем отступал до Красноярска, где и перешел на сторону красных. Служил в Особом отделе 5-й Армии, являясь военным топографом и начальником оперативно-строительного отдела, в 1920 году был участником советско-польской войны.
В биографии Сергея ЛАПТЕВА множество различных пробелов и нестыковок. Известно, что первый раз он оказался в нашем городе в 1923-1924 годах и работал в конторе Сибирского областного союза сельскохозяйственных кооперативных союзов, располагавшейся по адресу: ул. Тобольская, 11 (ныне – ул. Орджоникидзе). А жил краевед на ул. Большой Луговой. Образование ЛАПТЕВ получал на естественном отделении (заочном) физико-математического факультета Томского университета, но, не доучившись год, ушел из университета. Причины, побудившие его на этот поступок, также остались неизвестными.
Уже во время первого недолгого пребывания в Омске Сергей ЛАПТЕВ заявил о себе как об активном исследователе. В протоколах Омского отдела Географического общества за 1924 год говорится о том, что ЛАПТЕВ «выражал желание работать в Отделе, занимаясь исследованиями в области климатологии, метеорологии и математической географии».
В 1924 году ЛАПТЕВ переезжает в Свердловск, где сразу же разворачивает бурную краеведческую деятельность. Он входит в Уральское областное бюро краеведения, Уральское общество любителей естествознания. Здесь молодой ученый знакомится с выдающимся геохимиком и минералогом академиком Александром ФЕРСМАНОМ, метеоритоведом Леонидом КУЛИКОМ, писателем Павлом БАЖОВЫМ, художником и искусствоведом Игорем ГРАБАРЕМ. Удача сопутствует краеведу. В одной из экспедиций он находит набор серебряной посуды, из которого два блюда с золотой чеканкой вскоре пополнят коллекцию Эрмитажа. Затем вовсе необыкновенная история: в старом каретнике ЛАПТЕВ находит «Мадонну» кисти РАФАЭЛЯ, вывезенную заводчиками на Урал в XVIII веке. Экспертиза показала, что это копия, выполненная на очень высоком профессиональном уровне. После реставрации картины Игорем ГРАБАРЕМ она «совершила триумфальное турне по Западной Европе».
Но, неожиданно для всех, в 1932 году Сергей ЛАПТЕВ переезжает в Омск. В начале 1930-х годов волна «краеведческих погромов» докатывается до Урала. Начинаются увольнения, затем аресты. Памятуя о своей службе в колчаковской армии, ЛАПТЕВ решает не искушать судьбу и покидает Свердловск. Начинается 35-летний омский период его жизни
В Омске он также активно включается в краеведческую работу. Помимо преподавания химии в Комвузе, Сергей ЛАПТЕВ становится заместителем председателя, затем председателем Омского областного бюро краеведения. После ликвидации бюро с 1937 года он трудится на Областной станции юных натуралистов, занимает должность заведующего отделом неживой природы. В 1946 году ЛАПТЕВ переходит на работу в Областной краеведческий музей на должность заместителя директора по научной части.
За годы работы в музее ЛАПТЕВ вместе с ПАЛАШЕНКОВЫМ и другими сотрудниками совершают более сорока экспедиций по Прииртышью, заезжают и на Урал. На ЛАПТЕВЕ фактически вся организационно-техническая работа: «Искусство подготовки – это большое искусство и требует большой опытности и практики… Расходы, как это всегда бывает в музейных экспедициях, самые минимальные… Вообще когда за экспедицию берутся музейцы и краеведы, то расходы всегда грошовые. Это настоящая любовь к делу, любовь к своей профессии, любовь к своему краю».
В 1948 — 1950 годах ЛАПТЕВ и ПАЛАШЕНКОВ выпускают ряд брошюр, в том числе брошюру «Маршруты экскурсий и походов по Омской и смежным с ней областям». Несмотря на небольшую разницу в возрасте, отношение ЛАПТЕВА к своему коллеге подчеркнуто уважительное, он выделяет его среди других даже на страницах личного дневника: «Иногда зимой, сидя где-нибудь в плохо отапливаемом рабочем музейном кабинете, мечтаешь или обмениваешься мыслями с каким-нибудь приятелем-краеведом или с уважаемым А.Ф. (Андреем Федоровичем. – С. Н.) о том, как много нужно нам, краеведам, еще сделать, чтобы изучить сколько-нибудь полно нашу область».
В 1953 году Сергей ЛАПТЕВ возвращается на Станцию натуралистов и снова начинает работать в качестве педагога с юными краеведами. С 1947 года ЛАПТЕВ — бессменный ученый секретарь Омского отдела Географического общества СССР. Всю свою жизнь Сергей Романович интересовался самыми различными научными дисциплинами и сферами жизни Омского Прииртышья. Среди его научных интересов физическая география, палеонтология, гидрология, лимнология, ботаника и многое другое. Результаты своих исследований он фиксировал в рукописных «томах». Сегодня более тридцати толстых тетрадей с записями краеведа, его рисунки и чертежи хранятся в личном фонде в Историческом архиве Омской области.
Позднее счастье
Бурной была и личная жизнь Сергея ЛАПТЕВА. Со старых фотографий на нас смотрит неулыбчивый человек, носивший очки-«велосипеды», на голове которого и волос-то нет. Трудно представить, что этот худощавый, сутуловатый мужчина, уж точно внешне не герой-любовник, пользовался у женщин большим успехом.
Официально ЛАПТЕВ был женат трижды. С первой женой, носившей фамилию ЗЕНКОВСКАЯ, он познакомился еще до первого приезда в Омск и после свадьбы даже взял двойную фамилию, которая фигурирует во всех документах 1920-х годов – «ЛАПТЕВ-ЗЕНКОВСКИЙ». Сейчас трудно сказать, чего в этом жесте было больше: любви к молодой супруге или же желания таким образом «заретушировать», попытаться скрыть «белогвардейский фрагмент» своей биографии. Точно неизвестно, сколько лет официально просуществовал этот союз, но, судя по всему, в Омск в 1932 году ЛАПТЕВ приехал уже один. По одной из версий, разлад в семье начался, когда жена поняла, что ее муж вовсе не горит желанием делать ученую карьеру, добиваться званий, степеней, премий, а всей этой суете предпочитает скромную, тихую работу в лаборатории и романтику полевых экспедиций. Детей у супругов не было.
В отличие от своего друга ПАЛАШЕНКОВА, который после развода с женой больше никогда не связывал себя официальными узами брака, ЛАПТЕВ холостяковал недолго и снова женился. Имя второй его жены неизвестно, но именно в этом браке у Сергея ЛАПТЕВА родились дети: мальчик и девочка. Несмотря на появление детей, семейного счастья Сергей Романович не обрел. У его новой жены оказалась плохая наследственность (ее родители крепко выпивали), сын серьезно болел. Известный омский историк и краевед Александр КОЛЕСНИКОВ рассказывал, что, когда однажды оказался в гостях у ЛАПТЕВА, был неприятно поражен гнетущей атмосферой в квартире старшего коллеги. Обстановка была очень неуютной, ощущалось, что в этом доме нет любви. Вторая семья краеведа в итоге тоже распалась.
Настоящее чувство, выстраданное, пришло к ЛАПТЕВУ в том возрасте, когда люди обычно уже не ищут спутников жизни и смиряются с одиночеством. Он познакомился с доброй, интеллигентной женщиной по имени Нина Николаевна, тоже не очень счастливой в предыдущем браке. Третья жена понимала мужа с полуслова, не требовала от него шикарной жизни, не досаждала упреками. Супруги ЛАПТЕВЫ дорожили своей поздней любовью. Женившись на Нине Николаевне, Сергей Романович наконец-то обрел душевный покой.
Нина Николаевна умерла в апреле 1967 года. Уже будучи сам смертельно больным, ЛАПТЕВ отправился вместе с ПАЛАШЕНКОВЫМ выбирать место для могилы на Старо-Северном кладбище. После поминок он попросил Андрея Федоровича, чтобы тот обязательно похоронил его рядом с женой. 8 августа 1967 года Сергей ЛАПТЕВ покинул этот мир. ПАЛАШЕНКОВ исполнил последнюю волю друга. В этой истории «верный оруженосец» ушел раньше «благородного рыцаря».
Шли годы, а достойный памятник на могиле супругов ЛАПТЕВЫХ так и не появился. Надмогильный холмик венчала скромная металлическая «пирамидка», которая дожила до сегодняшнего дня. Снега, дожди и время стерли инициалы с небольшого булыжника, лежащего вроде как в место надгробия. Могила Сергея ЛАПТЕВА оказалась утраченной. Но в регистрационных журналах Старо-Северного мемориального кладбища сохранились сведения с номерами участка и места захоронения. В июне 2017 года стараниями краеведов Ильи БРОДСКОГО и Владимира ПАНАСЕНКОВА могила ЛАПТЕВА была обнаружена, приведена в порядок. На памятнике-«пирамидке» появилась металлокерамическая табличка с надписью «Лаптев Сергей Романович. Ученый-краевед. 24.09.1891-08.08.1967». А это значит, что преемственность поколений омских краеведов не утрачена и дело Сергея ЛАПТЕВА, Андрея ПАЛАШЕНКОВА и других подвижников-энтузиастов продолжает жить.
Сергей НАУМОВ
Иллюстрации:
1. Сергей Романович Лаптев
2. Экспедиционная зарисовка. Из личного архивного фонда Сергея Лаптева
3, 4. Могила Сергея Лаптева на Старо-Северном кладбище Омска. Июнь 2017 года