Также за причиненный природе ущерб суд обязал Дмитрия ЗОЛОТАРЕВА выплатить государству 89 млн рублей
19 декабря 2017 года Советский районный суд в лице судьи Юлии КАЙГОРОДОВОЙ вынес приговор по уголовному делу в отношении директора ООО «Мерк», ООО «Природоохранное предприятие «Мерк» Дмитрия ЗОЛОТАРЕВА. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, т.е. транспортировка, хранение, захоронение или иное обращение химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, а также повлекли отравление и загрязнение окружающей среды).
Судом установлено, что в период с 2010 по 2015 год ЗОЛОТАРЕВ заключал коммерческие договоры с предприятиями из разных регионов России по утилизации отходов, имеющих в своем составе полихлордифенилы (ПХД), которые относятся к стойким органическим загрязнителям и имеют I класс опасности. Отравляющие вещества он незаконно размещал на территории Омской, Новосибирской, Тюменской областей и других субъектов Российской Федерации, тем самым причинив земельному фонду Российской Федерации экологический вред в размере более 89 млн рублей.
В списке клиентов, передавших ЗОЛОТАРЕВУ на утилизацию отходы, значатся такие предприятия, как ОАО ФСК ЕС «Забайкальское предприятие электрических сетей», ЗАО «Кремний», филиалы ПАО «МРСК Сибири», ООО ТД «Усть-Каменогорский конденсатор», ОАО «ФСК ЕЭС «МЭС Волги», ОАО «ФСК ЕЭС «Верхне-Донское ПМС», ООО «Синарский трубный завод» и прочие. При этом злоумышленник фактически не мог исполнить взятые на себя обязательства, поскольку используемое на его предприятиях оборудование не предназначалось для обезвреживания отходов, содержащих ПХД и ПХБ (бифенилы). При этом, согласно выданной лицензии, компании ЗОЛОТАРЕВА имели право только на транспортировку, размещение и хранение отходов I класса опасности. И только при наличии специальной техники и обученного персонала. Об обратных фактах суду рассказали десятки свидетелей – водители, грузчики и прочие наемные сотрудники, которые даже не знали, что именно они загружают в транспорт или доставляют.
Кроме того, следственные органы в ходе предварительного следствия направили соответствующие запросы о передаче ЗОЛОТАРЕВЫМ опасных грузов для последующей утилизации в те компании страны, которые могли на законных основаниях такие работы произвести. Отовсюду получены отказы: ООО «Экотранс» ООО «Зеленый город», ООО «Экологический ресурс» ООО «Технопроект», «Эко-спас», «Институт промышленных технологий», ООО «Экоресурс», ООО «Сталкер», АО «Башкирская содовая компания», ООО «Питер Гранд» и многие другие не имели договорных отношений с ООО «Мерк», а также ООО «ПП «Мерк» на обезвреживание отходов, содержащих ПХД. Сам ЗОЛОТАРЕВ также не сумел предоставить документы, подтверждающие его слова, – акты или договоры о передаче грузов. А те документы, которые подсудимый все же предоставил следственным органам, только подтвердили изначальные предположения следователей.
Согласно материалам уголовного дела ООО ТК «Прометей», ООО ТК «Статус», ООО «Аспект стройхолдинг», которые имели договорные отношения с фирмами осужденного, при проверке следственными органами не подтвердили своего статуса перерабатывающих компаний.
– Они являются номинальными организациями, которые не имели лицензии на осуществление деятельности по очистке трансформаторов, содержащих ПХД, не имели оборудования и, следовательно, не могли надлежащим образом произвести работы по обезвреживанию отходов первого класса опасности. Кроме того, согласно показаниям конкурсного управляющего ООО «Стройхолдинг» СИМОНЕНКО, данная организация не вела никакой хозяйственной деятельности, являлась номинальной организацией, производящей обналичивание денежных средств, поступивших ей на счета от различных организаций. Следовательно, перечисление денежных средств на счета указанных компаний является выводом денежных средств с целью их дальнейшего обналичивания, – пояснила судья КАЙГОРОДОВА.
Да и согласно экономической экспертизе в рамках судебного следствия в структуре расходов ООО «Мерк» и ООО «ПП «Мерк» отсутствуют расходы, направленные на обезвреживание опасных отходов. Исходя из того, что у ЗОЛОТАРЕВА не было собственного оборудования, а также расходов и фактов утилизации ПХД третьими лицами, суд пришел к однозначному и неутешительному выводу – отходы попросту где-то выбрасывались. Пока следствием установлены только границы территорий – это Новосибирская и Тюменская области, Нижегородский и Омский регионы.
– Суд пришел к выводу, что вина подсудимого последовательно доказана, – прозвучало в решении суда.
Вину в совершении преступления он не признал. Более того, в ходе суда и на предварительном следствии отказался давать показания. Последний факт суд оценил, «как способ избежать наказания».
Ранее «КВ» писали о том, что в Тюменском регионе у ЗОЛОТАРЕВА, по его словам, размещенный и ожидающий своей утилизации на спецплощадке груз украли. Но суд критически отнесся и к данному факту – ведь ЗОЛОТАРЕВ не сообщил своевременно о данном вопиющем факте в правоохранительные органы. Не принял во внимание суд и выводы по экспертизе грунта, предоставленные стороной защиты. Пробы почвы были взяты в июне текущего года вблизи описанной площадки и, согласно доводам защиты, должны были подтвердить отсутствие загрязнения. Однако суд принял во внимание выводы государственного эксперта, который установил, что данные не могут быть однозначными из-за сезонного колебания грунтовых вод ни много-ни мало на полтора метра вглубь.
Кроме того, ЗОЛОТАРЕВ требовал предъявить ему конкретные места захоронения опасных веществ – иначе он с предъявленным обвинением не согласен. Однако суд также пришел к выводу, что места для сокрытия преступлений были выбраны ЗОЛОТАРЕВЫМ заранее.
– Таким образом, деяния ЗОЛОТАРЕВА тщательно спланированы, – заключила судья.
Стоит добавить, что в решении суда немалый объем заняло перечисление вредных и необратимых последствий от отравления отходами первого класса опасности. Мы акцентируем лишь внимание на том, что ПХД и ПХБ не могут испаряться, вредные вещества навсегда оседают в почве, разносятся грунтовыми водами, а попадая в организм человека, вызывают ряд мутогенных нарушений, способны вызывать раковые и другие заболевания, не выводятся из организма. Менее 1 г опасных веществ вызывают мгновенную смерть. Всего СК России по Омской области насчитал 536 тонн вывезенных ЗОЛОТАРЕВЫМ опасных отходов. В приговоре суда прозвучало, что не менее 30% от этого веса, т.е. 193 тонны, составляют именно ПХД.
– ЗОЛОТАРЕВУ было достоверно известно о степени опасности химических отходов, о правилах работы с ними… Также ему достоверно было известно о том, какая документация требуется для надлежащей работы в сфере данного вида лицензируемой деятельности, – прозвучало в решении суда. – В ходе исследования подтверждающих невиновность ЗОЛОТАРЕВА доказательств не установлено, иных доказательств не представлено.
Советский районный суд назначил ЗОЛОТАРЕВУ наказание в виде 2 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Кроме того, суд лишил его права в течение 3 лет заниматься лицензированными видами деятельности, а также обязал возместить в доход государства более 89 млн рублей в полном объеме в качестве возмещения причиненного материального ущерба – за загрязнение почв, грунтовых вод.
После оглашения приговора Дмитрий Николаевич был взят под стражу в зале суда. Адвокат ЗОЛОТАРЕВА Павел НЕСТЕРЕНКО посчитал часть приговора по реальному возмещению нанесенного ущерба незаконной.
– Невозможно говорить о каких-то определенных цифрах, когда фактический объем ущерба не установлен, не установлены даже места захоронений опасных отходов. Поэтому вред мог быть, а могло и не быть. Так же, как и отходы… Где они? Теоретически они могут быть где-то размещены, могут где-то стоять, а может, они вообще в Корею улетели. Мы с приговором не согласны и будем подавать апелляцию, – заявил после оглашения приговора правозащитник.
Отметим, что в настоящее время в суде рассматривается уголовное дело в отношении бывшего руководителя Управления Росприроднадзора по Омской области, обвиняемого в совершении двух преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное лицом с использованием служебного положения) по факту незаконной выдачи ООО «Мерк» и ООО «Природоохранное предприятие «Мерк» лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.