В феврале стало известно о планируемой самоликвидации ОАО «МВЦ Интерсиб». «С чем связано это решение? Неужели старейший выставочный оператор региона прекратит существование?» – с такими вопросами обозреватель «Коммерческих вестей» Ольга УМОВА обратилась к генеральному директору акционерного общества Ивану МАСЛЮКУ. И вот что он рассказал.
– Самоликвидация – это техническая необходимость, и, конечно, наша компания работать не перестанет. Вместо ОАО будет зарегистрировано ООО «МВЦ «Интерсиб». Напомню, что изначально в состав акционеров нашего общества входили областное правительство, городская администрация и Азовский немецкий национальный район. Со временем областная и городская администрация свои акции продали, а Азовский район остался. Необходимость реорганизации из ОАО в ООО сегодня назрела по ряду причин, связана она и с тем, что по законодательству в ООО не может входить муниципальное образование. Поэтому решили существующее юридическое лицо ликвидировать и создать новое.
– ООО «МВЦ «Интерсиб» когда будет зарегистрировано?
– Сейчас совет директоров только внес предложение в повестку дня собрания о самоликвидации, а решение об этом будет принимать общее собрание.
– Учредители останутся те же?
– Ведем поиск и новых соучредителей, нам было бы интересно привлечь инвестиции.
– Как чувствуют себя в целом выставочные операторы в России?
– Российский союз выставок и ярмарок подвел итоги выставочной деятельности в России за 9 месяцев прошлого года и пришел к выводу, что, несмотря на рецессию, кризис, и в целом не очень оптимистичную ситуацию, выставочная деятельность развивается, спада нет. Единственное, в чем просела статистка, – по участию зарубежных экспонентов, причем и по количеству, и по метражу. Тем не менее выставки как инструмент рынка в любом случае будут жить. Понятно, что бизнес охотнее откликается на выставки в тех регионах, куда идут инвестиции. А инвестиции идут туда, где они быстро окупаются, в том числе в мощные государственные проекты. Как пример могу привести то, что происходит в Красноярске в связи с подготовкой к Универсиаде. Компании, занимающиеся производством оборудования и материалов, едут сейчас на выставки именно туда, потому что понимают, что там есть потребитель. Разумеется, остается привлекательной Москва, с ее миллиардными бюджетами и программами. В Омске, к сожалению, подобных проектов сегодня нет.
– Как бы вы оценили деловую активность в Омске в целом?
– Определенное снижение интереса к выставкам в Омске есть в последнее время, местный бизнес занимает достаточно пассивную позицию. Наш город в целом отличается от других схожих по количеству населения, по инфраструктуре городов тем, что он конечен – сюда много не зайдет компаний, так как рынок ограничен отсутствием логистических протоков, отсутствием конгломерации с другими крупными населенными пунктами. У меня давно родилось сравнение: Омск со своей экономикой похож на восточный сосуд: длинное узкое горлышко, переходящее в колбу, в которой что-то на дне плещется, но движения нет, и приходится либо испаряться, либо загнивать.
– То есть задача в том, чтобы это самое горлышко расширить?
– Да, мы видим свою задачу в том, чтобы привлекать в Омск ресурсы, технологии, инновации, чтобы за счет этого развивался и местный бизнес. В 90-е годы, когда рынок меньше зависел от государственных вливаний, это удавалось неплохо. Многие омские компании продовольственного направления выросли на наших выставках «Агропродсельмаш», на выставке «Содружество приграничных территорий», которую мы впервые провели в 1995 году. Помимо аграрной темы и приграничной, активно развивались оборонно-промышленное и нефтехимическое направление, потом родился проект военной выставки. И сегодня роль выставок по сути не изменилась, они остаются эффективным инструментом рыночных отношений. Для многих компаний это важная имиджевая составляющая, им необходимо в конкурентной борьбе свое присутствие на рынке так или иначе обозначать. Но в целом цели участия предприятий в выставках остались прежними – это решение сбытовых и маркетинговых задач. Причем если раньше к маркетингу относились как к отдельному направлению, то сейчас маркетинг непосредственно связан со сбытом, и иначе не имеет смысла.
– Вы проводили ряд выставок, арендуя областной экспоцентр. Как отнеслись к новости о том, что эта площадка будет вскоре передана под мультимедийный музей?
– Решение о передаче экспоцентра под музей для нас было неожиданным, хотя руководство региона вынашивало такие планы, как я понял, еще с осени. Пока мне неизвестны подробности о том, как долго эта музейная экспозиция будет работать, что станет с площадкой дальше, какие альтернативные площадки видит областное правительство. Конечно, ситуация с организацией конгрессно-выставочных мероприятий в Омске осложнится, на какое-то время рынок просядет. Да, нам будет сложнее зарабатывать свой хлеб, будут дополнительные издержки, сложнее станет привлекать иногородних участников, которые очень большое внимание уделяют технической оснащенности. Но я рассчитываю на то, что город и бизнес не останутся без выставочной инфраструктуры.
– В целом, как вы считаете, почему правительство решило выставочной площадкой пожертвовать?
– Прежде всего, наверное, предложение такое поступило, от которого нельзя было отказаться, и другой подходящей площадки для того, чтобы разместить мультимедийный музей, не было. Но, с другой стороны, может, и региональные власти сегодня понимают, что работу выставочной площадки нужно было изначально организовать по-другому. В 2007 году, когда минэкономики готовило решение о создании АРВД как выставочного оператора, я тогдашнему первому зампреду Евгению ВДОВИНУ говорил о том, что создавать областного выставочного оператора нецелесообразно, что площадка должна быть равнодоступной для максимального количества операторов, что содержать такую площадку на одних плечах будет сложно. Предлагал наделить АРВД функционалом изучения конъюнктуры рынка. К сожалению, изначально был заложен ошибочный, на мой взгляд, механизм использования имеющихся ресурсов. Агентство самостоятельно практически не генерировало события, а ориентировалось по большей части на заказ правительства. Соответственно, и министерства, организуя отраслевые выставки, ориентировались исключительно на Агентство.
– Зампред областного правительства Владимир КОМПАНЕЙЩИКОВ, комментируя «КВ» ситуацию с передачей экспоцентра, называл в качестве альтернативы «Красную звезду» и СКК имени Блинова. Вы к этим площадкам уже присматривались?
– Последнюю выставку в «Красной звезде» мы провели в 2014 году. Если вы помните, эта площадка стала недоступной как раз с того момента, как в Омске побывал глава Минспорта РФ МУТКО, которого тогда убедили, что там надо поменять покрытие. Покрытие поменяли, понятно, что его беречь надо, но не могу сказать, что мы со своими выставками его как-то портили. Ковролином поле застилали, покрытие не ковыряли, после себя наводили порядок.
– Говорят, что на поле к тому же жесткий график тренировок, и забирать у спортсменов под выставки площадку никто не будет…
– Понятно, что есть там график тренировок, что не так просто все это. Будем сейчас обращаться к Михаилу РАСИНУ (главе городского департамента спорта. – Прим. «КВ») с просьбой рассмотреть возможность.
Что касается СКК имени Блинова, я уже встречался с руководителем, но пока перспектива по этой площадке неясная. Дело в том, что в спорткомплексе площадка подо льдом с октября по апрель, а заходить на лед очень дорого.
– В каком смысле? Застелить дорого?
– Нет, застелить там есть чем. Но если ты арендуешь площадку на два дня, то ты за поддержание льда в эти два дня и платишь, а это очень серьезные расходы. Цену, которую мне озвучили, сегодня поднять практически нереально.
– Что будет с теми выставками, которые МВЦ «Интерсиб» на текущий год уже запланировал?
– В марте мы успеваем провести на территории экспоцентра наш традиционный форум «Промтехэкспо». Следующая выставка – Сибирская строительная неделя – запланирована на май, и она в любом случае состоится.
– На какой площадке?
– На этот вопрос я пока ответить не могу. Ищем площадки. Экспоцентр, на который мы рассчитывали, с 1 апреля недоступен. Есть принципиальное понимание, что надо развивать альтернативную площадку. Сейчас занимаемся поиском вариантов, ведем переговоры с людьми, у которых есть подходящая недвижимость. Есть такие, кто планировал строить, но кризис помешал. Нет сомнений в том, что выставочная деятельность в регионе в любом случае будет существовать. Другое дело, что территория теряет в имидже в глазах иногородних участников. Экспоцентр как выставочная площадка был удобен еще и потому, что соседствует с конгресс-холлом, а это дополнительные помещения для проведения деловых мероприятий и необходимое оснащение, оборудование. Сам выставочный павильон – это, разумеется, всего-навсего четыре стены, с ним решить вопрос намного проще.
– Но новую площадку нужно еще и раскрутить, привлечь к ней внимание.
– Я уверен прежде всего в том, что выставка живет тогда, когда приносит коммерческий интерес своим участникам. Хотя, разумеется, удобная логистика и хороший трафик – обязательные условия. Экспоцентр ведь тоже долго раскручивали, и это удавалось, несмотря на определенные минусы в организации. Думаю, этой выставочной площадке недоставало зонирования, людям сложно было пробраться к узкоспециализированной выставке через вешалки с шубами и прилавки с медом. В целом же хотелось бы, чтобы в региональном правительстве пришли к пониманию простой вещи – чем больше игроков на рынке выставочных услуг, тем выше деловая активность. И в этом смысле региональным властям нужно отдавать те выставочные проекты, соорганизаторами которых они выступают, на конкурсы и работать над консолидацией усилий.
– Городским властям сотрудничество с выставочными операторами интересно?
– Разумеется, ведь деловая активность важна не только для бизнеса, она приносит прямые дивиденды и самому муниципальному образованию. Например, Дюссельдорф – экономика этого города как раз и складывается благодаря реализуемым выставочным проектам, потому как активно развивается гостиничный бизнес, общепит, туристическая сфера, производство сувенирной продукции и так далее. То есть включен мультипликативный эффеккт от деятельности выставочной компании.
– Расскажите о предстоящем форуме «Промтехэкспо», какие на него планы?
– На этот раз на «Промтехэкспо» мы делаем упор на автоматизацию, в рамках деловой программы запланирована конференция «Промышленная автоматизация и интернет-технологии на пути к индустрии 4.0». Мы заключили соглашение с коллегами из Санкт-Петербурга, с выставочным оператором FarExpo, который проводит одну из ведущих в этой отрасли выставок в стране, и она будет впервые в этом году проходить в Омске. По сути, это первый такой опыт у нас – чтобы выставку переманить из столицы в провинцию. Обычно проекты переносят из Москвы в Монако, например, или из Санкт-Петербурга в Москву. За этим первым опытом подтянутся, как мы рассчитываем, и другие проекты. Тем более что это не такое событие, которое из бюджета тянет деньги, а такое, которое, наоборот, нацелено на привлечение средств в регион.
– Областные власти пытались раскрутить арктическую тему, даже ВТТВ к Арктике привязали…
– Выставки по освоению Арктики в Омске не будет в том формате, в котором она проводилась раньше. Недавно вышло постановление Правительства РФ, которое определило проведение базовой выставки по Арктике в Архангельске. Там выставка будет проходить каждые два года.
– Почему Омск не смог такого решения от правительства добиться?
– Вот это вопрос. Возможно, кто-то недоработал. В свое время, когда я входил в оргкомитет по организации военной выставки в Омской области, по три месяца проводил в Москве в согласованиях с различными ведомствами. И сейчас продолжаю добиваться поддержки своих проектов со стороны федеральных министерств. Только на этой неделе с тремя департаментами Минпромторга провел переговоры, и кстати, Минпромторг сейчас включает нашу выставку «Промтехэкспо» в перечень поддерживаемых проектов. А из регионального плана «Промтехэкспо» при этом вычеркнули! Видимо, какие-то другие темы помасштабнее есть.
– В каком смысле – вычеркнули?
– Губернатор ежегодно утверждает план конгрессно-выставочной деятельности. Приоритетными в нем оказываются те проекты, за которые платит бюджет, прошло или не прошло все остальное – на это никто внимания не обращает. План на 2017 год подписали буквально на днях. И в этом году заявленная нами выставка «Промтехэкспо» в план не вошла, ее исключили. И это при том, что наша выставка в 19-й раз проводится, ее знают, на нее приезжают из других регионов.
– А какой вам резон от того, что выставка стоит в губернаторском плане?
– Это тоже интересный вопрос. Уровень поддержки в плане не прописывается, и какой она будет – информационной ли, организационной ли – неизвестно. Тем не менее для каждой выставки, для экспонентов важен уровень поддержки, статус мероприятия. Выставка – это еще и некий контрольный замер движения, существующего по тому или иному направлению. Провести серьезное мероприятие без консолидации усилий заинтересованных сторон очень сложно. В 2015 году мы на агентских условиях ведь участвовали в привлечении экспонентов на арктическую выставку и привезли новосибирскую делегацию, привезли ассоциацию производителей светодиодов. Сейчас, к сожалению, такой консолидации нет. По сути, мы все разобщены, Агентство свои задачи решает, ТПП – свои, мы тоже. В то же время у каждого есть свои наработки. Связать все воедино нереально, но планировать совместно, обсуждать темы, определять приоритеты – почему нет? Как мне кажется, министерство экономики тоже озабочено сейчас этой ситуацией, ведь выставка – это равнобедренный треугольник: организатор – посетитель – экспонент. Нет чего-то одного – нет и события.
– «Интерсиб» входит в Российский союз выставок и ярмарок?
– Мы сейчас в союз не входим, Агентство тоже, насколько я знаю, вышло, сложно на членские взносы средства выкроить. Но мы с союзом продолжаем взаимодействовать, в заседаниях я участие принимаю, и эти отношения – результат многолетнего партнерства, некий наработанный капитал. Благодаря этим взаимоотношениям, в частности, удалось и питерских коллег убедить перенести выставку по автоматизации в Омск.
– Каков ваш прогноз, как дальше будет развиваться выставочная отрасль?
– Общая тенденция, особенно сейчас, в кризисное время, такова, что объединение выставок будет продолжаться, мы будем наблюдать сложение усилий, появление новых брендов на рынке. Что касается ситуации в Омской области, сейчас плясать уже приходится не от интересов бизнеса, не от важности проекта, а от места проведения, от стоимости площадки, смотреть, потянет ли рынок существующие условия. Мы не унываем, рассчитываем на то, что рецессия закончится. Я в этой сфере с 1989 года, участвовал еще в организации самых первых омских ярмарок, много кризисных ситуаций за это время было, так что я уверен, что отрасль в целом никуда не денется, бизнес все равно будет искать и находить пути для развития.