Cломавшись под напоминаниями «передать эти чертовы показания», я пошел по сайтам поставщиков услуг. Для начала опишу впечатления потребителя, пользующегося сайтом «Омск РТС» – не корпоративным OMSKRTS.RU с фотографиями, раскрытием информации ОАО, пресс-релизами и прочей красотой под девизом «Теплые отношения», а его «закрытой частью» – «Личным кабинетом».
Как обещают энергетики, с помощью сайта вы можете «получить информацию о состоянии Вашего лицевого счета; передать показания индивидуальных приборов учета; получить справочную информацию об обслуживающем Вас абонентском отделе, услугах, их стоимости, о способах оплаты; распечатать квитанцию; произвести оплату за потребленную тепловую энергию АО «Омск РТС» без комиссии; задать вопрос сотрудникам СП «Теплоэнергосбыт» и получить ответ на электронную почту».
Не берусь догадываться, под какую операционную систему делали сайт. Наверное, под «сферическую в вакууме». Потому что в IE, FF и Chrome в разделе «ПУ отопления» нижнее меню накладывается на боковое, а встроенные карты в половине разделов не отображаются. По архитектуре сайт больше всего напоминает павильон «Уралочка», который долго надстраивали, обшивали, расширяли, снова надстраивали – и получили небоскреб.
Личный кабинет физлица украшает извещение об акции – для юрлиц – и список должников – тоже юрлиц. (Ну и ладно, может, у энергетиков такой фэншуй.) Меня же интересует раздел «Приборы учета ГВС» (т.е. горячего водоснабжения), потому что мы три месяца назад заменили счетчик. Однако там до сих пор числится прежний ПУ, хотя все документы о замене, поверке и опломбировании и по электронной почте отправили, и даже ножками отнесли. Почему-то в системе «ВсеПлатежи» VP.RU, использующей данные поставщиков услуг о пользователях и их лицевых счетах, номера приборов учета давно обновлены.
И что теперь делать? Написать заявление. Примечательно, что на сайте есть несколько разделов с контактами: «Контактная информация» или «Контакты» в разных нижних меню, «Контакты для населения» в разделе «Населению», «Офисы обслуживания населения» – в верхнем меню «Личного кабинета». Думаю, где-то вам удастся найти адрес и телефон нужного офиса. А вот адресов электронной почты на сайте нет вообще. Потребителю доступно лишь одностороннее общение через раздел «Обратная связь», где можно указать собственный E-mail и ждать ответа.
Поиск интереса ради словоформы «E-mail» обнаружил на сайте три упоминания, в документе «Стандарт обслуживания потребителей», одно из которых – о том, что показания должны приниматься в т.ч. по электронной почте – которая нигде не указана.
Важный раздел – «Детализация счета». Будучи продвинутым человеком, умея читать графики и таблицы, эту «расшифровку» я не в состоянии понять: «Начисления по полному тарифу, Детально, Сумма, Детально, Итого начислено, Сумма, Детально» – при этом половина столбцов – пустые, в некоторых стоят «плюсы» для открывания выпадающей таблицы, а в строках до сих пор стоит ОДН, которые компания уже не имеет права мне начислять.
Есть версия, что такие системы пишут программисты, не обремененные обязанностью оплачивать коммунальные услуги. Поэтому они организуют сервис так, как понимают (точнее, не понимают), без оглядки на удобство потребителя. Но почему компания не может привлечь тестировщика?! Посадите 30 человек из очереди на почте с их же квитанциями и попросите заплатить через сайт и проверить платежи за предыдущие месяцы.
Вы боитесь, что они вас проклянут до седьмого колена? Правильно. Еще и я к ним присоединюсь.