27 февраля пресс-конференцию в мэрии Омска дала главный финансист города Инна ПАРЫГИНА.
Она много говорила о том, что делается для привлечения дополнительных доходов, для исполнения социальных обязательств перед горожанами, а также рассказала, что планирует делать, если новый мэр освободит ее от занимаемой должности. Записала ответы Инны Александровны на вопросы журналистов обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.
О проблемах
Придя на должность директора департамента, я не предполагала, с какими сложностями столкнется и российская экономика в целом, и экономика города, тем более что Омск готовился к трехсотлетию. Первая проблема, которая перед нами встала, — это недостаточность собственных доходных источников. Мы продолжаем жить на пресловутые 4,5 копейки с собранного рубля. Этого мало, тем более что проблемы накапливались в городе годами и требуют емких вложений. В городе более 450 учреждений дошкольного и школьного образования, и 11% из них размещены в зданиях до 1960 года постройки. В учреждениях культуры и на объектах культурного наследия ситуация еще сложнее. В целом на обновление социальной сферы надо одномоментно более 4,5 млрд рублей. Здесь нужна большая госпрограмма, связанная с обновлением инфраструктуры города, целью которой будет не только ликвидация очереди, как было с детсадами, но и обеспечение безопасности детей. На устранение предписаний надзорных органов, вынесенных в отношении наших учреждений, мы, вне всякого сомнения, ежегодно направляем средства, так, в текущем году на учреждения образования на эти цели заложили около 87 млн рублей, на учреждения культуры около 40 млн.
О мобилизации доходов
Изыскать дополнительные доходные источники — это была первая задача, которую поставил Вячеслав Викторович передо мной в 2012 году. Мы собрали все свои умственные и организационные способности, проработали вопрос со своими структурными подразделениями, с УФНС, в итоге за это время в бюджет дополнительно привлечены 1,7 млрд рублей. В качестве примера приведу работу с налоговой задолженностью, в 2013 году мы впервые с налоговой службой организовали акцию по информированию граждан о наличии у них задолженности по налоговым платежам, и она за первый же год дала 50 млн рублей во все уровни бюджета, из них 27 млн – в бюджет города.
Кроме того, мы подготовили ряд законодательных инициатив, которые были поддержаны областной властью. Первая связана с принятием регионального закона о патентной системе налогообложения, он был принят, в казну поступило около 30 млн рублей. Много готовили и федеральных законов, ряд проектов получили поддержку, например, о продлении действия ЕНВД. Более сложно обстоят дела с теми проектами, которые предусматривают перераспределение налогов в пользу муниципалитета. Мы в этой части теперь работаем с депутатами ГД напрямую, и сейчас два проекта находятся в работе. Один — по включению земельных участков, занятых многоквартирными домами, в состав объектов налогообложения земельным налогом в части нежилых помещений, этот документ прошел три Комитета Госдумы и сейчас направлен на заключение Правительству РФ. Это порядка 100 млн рублей поступлений в год в городской бюджет по уже сформированным участкам, а в целом потенциал поступлений оценивается в сумму порядка 360 млн рублей. Второй проект предполагает установление порядка исчисления налога на имущество в зависимости от даты ввода объекта в эксплуатацию. Законопроект Заксобранием поддержан, возвращен нам на небольшую доработку, мы его скоро снова депутатам представим, и надеюсь, их не отпугнет, что в Госдуме находятся без движения 2,5 тысячи законопроектов.
О кадастровой оценке
Вы знаете, что на протяжении ряда лет в Омске складывалась противоречивая практика и было существенное напряжение между муниципалитетом и предпринимательским сообществом с точки зрения кадастровой стоимости земельных участков. Предприниматели использовали такой механизм, как оспаривание кадастровой оценки в комиссии при Росреестре, разобрались в этом вопросе мы только в 2013 году, нам удалось выиграть ряд судов и сформировать федеральную практику. Так, в прошлом году комиссией было поддержано мнение департамента финансов и предложения бизнеса по понижению кадастровой оценки земли по 26 земельным участкам не были приняты, что позволило не снизить кадастровую оценку более чем на 700 млн рублей, а это порядка 30 млн рублей земельного налога в бюджет города ежегодно. Сейчас профессиональные игроки рынка прекрасно понимают нашу твердую позицию, и отчеты, которые нам представляют, уже не обладают такими серьезными ошибками, которые приводят к значительному понижению кадастровой оценки. Напомню, что кадастровая оценка по отдельным земельным участкам в 2012 году понизилась в 24 раза, это поспособствовало снижению и земельного налога, и арендных платежей за землю. Так, в 2011 году в бюджет города только земельного налога поступило 3,16 млрд рублей, сейчас поступает от этого источника чуть больше 700 млн рублей за год. По сути, на 2 с лишним млрд рублей ежегодно бюджет города опосредованно субсидирует омских предпринимателей. Задаюсь вопросом: в каком месте это привело к расцвету бизнеса на территории города?
О расходах бюджета
Я напомню, что расходы нашего бюджета на 70% социальные. У нас только в наших муниципальных учреждениях работает 27 тысяч человек, прирост расходов только на повышение зарплат бюджетникам составляет 326 млн к уровню 2012 года, и это в условиях, когда доходы города в абсолютном выражении не выросли. В связи с увеличением количества учреждений социальной сферы рост расходов, с учетом зарплаты и затрат на содержание учреждений, составил около 800 млн рублей в год. Что касается численности муниципальных служащих, она сократилась с 2012 года на 135 единиц, или на 7,2%.
Расходы на формирование муниципального дорожного фонда, который составляет 2–2,5 млрд рублей ежегодно, мы берем на себя примерно процентов на 10, это 250 млн рублей. Напрямую в наш дорожный фонд зачисляется наша доля акцизов на нефтепродукты, доходы, связанные с использованием дорожной инфраструктуры, штрафы за нарушение правил перевозки грузов и так далее. Этого недостаточно, и мы обращались в регион с просьбой вернуть нам штрафы за нарушения ПДД, но вопрос пока не решен. С точки зрения приведения дорог в нормативного состояние серьезную поддержку оказала Федерация, в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» мы второй год подряд получим по 1 млрд рублей. В прошлом году еще губернатором было дополнительно направлено 643 млн рублей. Конечно, мы ждем 2019 года, когда федеральный центр обещает начать финансировать не только ремонт дорог, но и строительство. Речь идет прежде всего о дороге по 3-й Енисейской, которая ждет своего часа, потому что 778 млн рублей бюджету города не потянуть.
О госдолге
5,2 млрд рублей госдолг города сегодня составляет, это не критично для города, так как наши собственные доходы составляют 7,8 млрд рублей. Бюджет следующего года сформирован уже без дефицита, что позволит нам завершить наращивание госдолга.
В части оптимизации госдолга неплохим механизмом для нас стало размещение муниципальных облигаций. Впервые мы разместили облигации в 2015 году на 1 млрд рублей, в 2016 году — на 2,5 млрд. Сейчас мы видим, что ставки падают, и полагаем, что к концу года они еще снизятся, и мы к концу года еще 2,5 млрд разместим в облигационных займах.
Благодаря выходу на фондовый рынок нам удается сдерживать среднюю ставку по нашим долговым обязательствам на уровне 9,7% годовых. Кроме того, мы пользуемся бюджетными кредитами под 0,1% годовых, 3,5 млрд рублей мы перекредитовываем, каждые 50 дней идут перекредитовки, и это тоже дает экономию около 80 млн рублей в год только на процентах. Добавлю, что мы ни разу не были закредитованы под максимальную ставку в 18% годовых, которая предлагалась в кризисное время, мы не получали такие кредиты.
О смене мэра
От смены власти, слава богу, не зависит жизнедеятельность города, потрясений не будет, у нас в РФ достаточно цивилизованный переход власти. С тем объемом доходов бюджета города, перспектив по увеличению которого я, как главный финансист, пока не вижу, новый мэр столкнется со всеми теми же проблемами, которые мы на протяжении пяти лет решали. Это ремонт и содержание дорог, старение городской инфраструктуры, ведь тот запас прочности, который был заложен в советские годы, исчерпан.
О собственных планах
Спасибо за беспокойство, я пока не буду озвучивать свои планы насчет того, чем займусь, если новый градоначальник меня уволит. Могу сказать, что отдельные предприниматели, которые входят сейчас в состав городского совета, ждут не дождутся, когда меня освободят от занимаемой должности, чтобы пригласить к себе на работу. Они мне уже об этом не раз заявляли, так что буду рассматривать предложения. В целом же, полагаю, что я достаточно профессионально исполняю свои обязанности и пригожусь еще городу.
Я бы точно не согласилась возглавить город. Это очень сложное многоотраслевое хозяйство, и в процессе управления иногда применяются непарламентские выражения. Я бы в этом плане не смогла работать с мужчинами. Так что на этом посту должен быть мужчина. Хотя есть и сильные женщины, конечно.
О доплатах к пенсиям чиновников
На это город тратит 27 млн рублей в год. Много возмущения, не заслужили и так далее, но обратите внимание, что практически в каждой отрасли есть льготное пенсионное содержание либо льготный выход на пенсию, каждая отрасль поддерживает так или иначе своих пенсионеров, взять тех же педагогов, военных, судей. Это, может, и больная для населения тема, но надо понимать, что чиновник любого уровня находится под тройной лупой, и многое ему не разрешено, тот же бизнес. Нам, по сути, разрешена только преподавательская деятельность. Мне кажется не совсем справедливым лишать поддержки людей, которые вложили в этот город большую часть своей жизни, принимали серьезные политические решения, старались удержать город на определенной траектории развития. И доплаты, это ведь не 100 тысяч в месяц, это даже для руководителей от 10 до 30 тысяч в месяц, в зависимости от занимаемой должности. От 10 тысяч, например, для руководителя структурного подразделения, 30 тысяч – только мэру. А для рядового чиновника при 25 годах стажа доплата будет составлять 4–5 тысяч рублей.