Как Омск встречал День Победы в мае 1945 года
Илья БРОДСКИЙ, Сергей НАУМОВ
Ежегодно в начале мая мы отмечаем важнейшую историческую дату, «праздник со слезами на глазах» — День Победы. Это свершение досталось дорогой ценой нашему народу. Сколько бы ни прошло лет, но боль потерь не утихает. Наверное, поэтому и возникла в последние годы традиция, именуемая «Бессмертный полк», который в этом году вновь прошел по омским улицам 9 мая.
Наш город от линии фронта отделяли многие тысячи километров, но война тяжелым катком проехалась по судьбам практически каждого жителя Омского Прииртышья. В городе и области в первые и последующие дни Великой Отечественной войны были сформированы многие воинские соединения и части, такие, как 178-я, 282-я, 308-я, 362-я, 364-я стрелковые дивизии, 49-я и 77-я кавалерийские дивизии, 70-я отдельная морская бригада, 75-я отдельная стрелковая бригада, 146-я и 30-я отдельные лыжные бригады, 712-й отдельный батальон связи. Всего в Омске было сформировано 6 стрелковых, 2 кавалерийские дивизии, несколько бригад и других соединений.
Когда началась мобилизация, поезда с солдатами отъезжали на фронт от городской железнодорожной ветки, которая располагалась на территории современного сквера имени 30-летия ВЛКСМ. Основательница татаро-башкирского ансамбля «Умырзая», член президиума Омского филиала Российского фонда культуры Ляля Алимова, которой в 1941 году было 7 лет, вспоминает: «Это место является святым для всех, кто навсегда проводил и потерял своих родных в первые месяцы Великой Отечественной войны… Мы – три дочери солдата трех, пяти и семи лет от роду – с мамой тоже проводили с этой площадки папу 7 июля 1941 года, бежали за товарным эшелоном, который увозил людей в неизвестность».
За годы войны в армию было призвано 286 тысяч жителей Омской области. Из 8,7 миллиона человек, погибших непосредственно на фронтах, 144 тысячи – наши земляки. То есть фактически домой не вернулся каждый второй призванный в армию омич. Те, кто ждал своих отцов, братьев, сыновей с войны, буквально считали дни и часы до победы. Сегодня будет кстати вспомнить о том, как радостная весть – сообщение об окончании войны, которая длилась почти четыре года — пришла в Омск, о том как наши земляки реагировали на разгром фашистской Германии.
В опубликованных воспоминаниях Татьяны Зубаревой, дочери известного омского поэта, репрессированного в 1930-е годы, Георгия Вяткина, в годы войны учившейся в театральной студии при Омском драматическом театре, встречается такой фрагмент: «Шла война, напротив площади Дзержинского вывешивали карту военных действий, мы бегали туда смотрели: наши наступают! Однажды утром мы вышли с занятий на перерыв, направились туда, а нам навстречу Колесников (актер Омского театра драмы. – Авт.): «Ребята! Война кончилась!»
Выдающийся сибирский художник Тимофей Козлов позднее запечатлел на полотне один из таких моментов, когда омичи с волнением и интересом рассматривали упомянутую карту. Картина называется «У карты Великой Отечественной войны». Она хранится в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля.
Однокурсник Татьяны Зубаревой, будущий народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, а тогда просто мальчик, учившийся в студии при Омской драме, Михаил Ульянов по-юношески восторженно описывал увиденное. В своих мемуарах и дневниках, опубликованных в разные годы («Моя профессия» (Москва, 1975) и «Неизвестный Михаил Ульянов. Жизнь великого артиста и человека» (Москва, 2010), он неоднократно мысленно возвращался в тот памятный день, который так глубоко запал ему в душу.
Вот записи в дневнике: «Двадцать восьмое апреля 1945 года.
Вчера вечером с балкона слушал речь Сталина, г-на Черчилля и г-на Трумэна по поводу соединения советских и союзных войск. И подумал: «Черт возьми! Ведь я живу в грандиозных исторических событиях, которые будут служить учением для всего мира и всем поколениям на миллионы лет»...
Десятое мая 1945 года. День Победы.
Кончилась война! Германия капитулировала. Победа!!
…Одиннадцатое мая 1945 года.
Вот уже четыре дня мы, советский народ, живем в мирной обстановке. Ведь почти четыре года длилась эта война. Сколько жертв, побед, поражений. А все-таки победа наша. Какое торжество было на улицах города. Вылилось в празднества. У театра играет оркестр и тысячи народа. Ходят, смеются, танцуют, целуются, обнимаются. Это же незабываемый день. День Победы.
Вот собрался кружок и люди, совершенно трезвые, танцуют. Вот выскочил в круг старичок и начал танцевать. Незабываемый день. Целый день бродил по городу и смотрел это празднество».
В годы Великой Отечественной войны Михаил Ульянов был воспитанником студии при Омском театре драмы. Несмотря на все тяготы и лишения, культурная жизнь Омска не замерла, а даже, наоборот, получила мощный импульс. В ноябре 1941 года в Омск был эвакуирован Московский государственный театр имени Е. Вахтангова. Приехал весь основной творческий состав театра во главе с художественным руководителем, народным артистом РСФСР Рубеном Симоновым. Свой первый театральный сезон на омской сцене вахтанговцы открыли 29 ноября 1941 года. В этот день был показан один из лучших спектаклей театра – комедия Шекспира «Много шума из ничего» в постановке режиссера Иосифа Раппопорта. Главные роли в спектакле исполняли худрук театра Рубен Симонов, заслуженная артистка РСФСР Цецилия Мансурова, лауреат Сталинской премии Андрей Абрикосов. За двадцать два месяца работы артистами театра имени Е. Вахтангова было сыграно 628 спектаклей, из них 170 выездных, проведены 658 шефских спектаклей и концертов. Ставились спектакли, соответствующие духу времени: «Разлом» Бориса Лавренева, «Фельдмаршал Кутузов» Владимира Соловьева, «Нашествие» Леонида Леонова, «Парень из нашего города» Константина Симонова и др.
Постановщик спектакля «Фельдмаршал Кутузов» Николай Охлопков так объяснял необходимость постановок патриотической тематики: «В героических, легендарных днях прошлого – источник огромного, поэтического вдохновения и обильнейший материал для творческого осмысливания политических событий современности».
Всего в годы войны в Омске работало пять театров, в том числе и Сталинградский театр оперетты. Омский драматический театр, предоставивший свою сцену театру имени Е. Вахтангова, дал московским гостям возможность работать четыре дня в неделю, а свою работу на родной площадке сократил до трех дней. Тем не менее несколько популярнейших пьес военной поры были поставлены омичами. Например, постановка «Парень из нашего города» была осуществлена Линой Самборской, тогдашним художественным руководителем Омской драмы, актрисой, которую Михаил Ульянов считал одним из главных своих учителей и наставников. В те годы юный Миша Ульянов вряд ли мог даже в самых смелых мечтах вообразить, что через несколько лет он станет ведущим актером Московского государственного театра имени Е. Вахтангова, а позднее и возглавит его. В 1945 году он вместе с однокурсниками мечтал только об одном — чтобы скорее закончилась война. Вот как позднее Михаил Ульянов вспоминал то время:
«Мы учились в тяжелое время войны. Все наши внутристудийные дела, удачи и поражения для нас все-таки были второстепенны по сравнению с тем, что происходило на фронтах. Недалеко от театра на площади стояла огромная карта войны, по которой отмечался ход боев. Каждый день мы останавливались и вглядывались в карту, старались понять, сколько же еще продлится война. Мы выступали в госпиталях, ждали с тревогой писем от отцов и братьев, тянули как можно дольше свой карточный хлеб, жили той тревожной жизнью войны, которой жили тогда все.
Однажды на площади я остановился пораженный и восхищенный: мимо прошел в черной широкоплечей бурке, в кубанке с синим верхом и синим башлыком неведомо откуда появившийся казак. И столь он был живописен, столь красив, такой он шел небрежно-спокойный, столько в нем было уверенности в себе, что я долго стоял раскрыв рот, смотря вслед этому немыслимо красивому казаку. Может быть, это был мой земляк, по воле военной судьбы попавший в кавалерийские части. И пахнуло вдруг от этого красавца уверенностью в близком конце войны, близкой Победе.
И вот в незабываемый майский ранний час я проснулся от крика моей тетушки, которая, плача и смеясь, все повторяла и повторяла слова: "Конец, конец! Победа, победа!" В этот день мы без устали ходили по улицам города. Люди танцевали, плакали, обнимались и целовались, плясали ухарски, бесшабашно, затаптывая все горе, все долгие дни и ночи ожидания, все слезы и страдания. Это был незабываемый день. Солнечный, майский, светлый день сорок пятого года».