Вместо 9 лет лишения свободы и 80 млн рублей штрафа, которые просил прокурор, суд приговорил бывшего замначальника УМВД по Омской области к 4 годам лишения свободы и 500 тысячам рублей штрафа.
13 января в Октябрьском районном суде Омска зачитали приговор бывшему заместителю начальника УМВД РФ по Омской области Сергею КЛЕВАКИНУ, обвиняемому в превышении должностных полномочий и получении взятки за предоставление привилегий фирме Виктора МЕДВЕДОВСКОГО при проведении в 2012 году аукциона на поставку служебных квартир для сотрудников полиции в муниципальных районах. В марте 2016 года Октябрьский суд в лице судьи Евгения БАЛАЦЫРЯ оправдал КЛЕВАКИНА, однако уже в июне уголовная коллегия Омского областного суда отменила приговор и направила дело на пересмотр в тот же Октябрьский районный суд, но к судье Александру МАТЫЦИНУ. Гособвинение просило назначить Сергею КЛЕВАКИНУ наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, а также взыскать с него штраф в размере 80 млн рублей. По сравнению с прошлым процессом, когда речь шла о 12 годах и 280 млн рублей, требования гособвинения снизились.
Более двух часов судья Александр МАТЫЦИН зачитывал приговор, из которого следует, что, оценив исследованные доказательства, суд счел вину подсудимого полностью доказанной. К показаниям КЛЕВАКИНА, что он не предоставлял МЕДВЕДОВСКОМУ информацию о приобретении служебного жилья и не получал от него денежные средства и что МЕДВЕДОВСКИЙ таким образом его оговаривает, суд отнесся критически.
Судья отметил, что позиция подсудимого опровергается доказательствами, имеющимися в деле. Когда начала развиваться история с приобретением квартир для УМВД, КЛЕВАКИН вызвал свою подчиненную Ольгу ТАРАНОВУ, которой поручил по телефону передать информацию по подбору жилья в Омской области МЕДВЕДОВСКОМУ. В этот день или на следующий ТАРАНОВА доложила КЛЕВАКИНУ, что информация передана. В начале октября 2012 года МЕДВЕДОВСКИЙ сообщил, что приобрел несколько квартир в районах области и можно начинать проводить аукцион. После этого ТАРАНОВОЙ было поручено она готовить документацию. В итоге во всех аукционах победителем была признана организация ООО «РБТ-Сервис».
Суд признал показания свидетеля ТАРАНОВОЙ допустимыми, а к ее уверениям, что показания в ходе предварительного следствия и судебного заседания она давала под воздействием следователя и оперативного сотрудника ФСБ, суд отнесся критически, рассматривая их как попытку помочь КЛЕВАКИНУ избежать уголовной ответственности.
Кроме того, суд пришел к выводу:«Показания свидетеля защиты ФЕДОРОВА, что отсутствуют данные об образовании денежных средств, на которые фирма скупала квартиры, которые были впоследствии проданы с аукциона УМВД, а также отсутствие данных по обналичиванию денежных средств в сумме 4 млн рублей опровергаются материалами уголовного дела. Показания свидетеля МЕДВЕДОВСКОГО, который, будучи допрошенным как в ходе предварительного следствия, так и в ходе двух судебных заседаний, последовательно показывал, что в сентябре 2012 года КЛЕВАКИН сообщил ему, что УМВД России собирается передать на крупную сумму денежных средств квартиры УМВД Омской области, предложил ему с целью заработка приобрести конкретные квартиры в районах области. КЛЕВАКИН сказал, что обеспечит его победу в аукционах, что для обеспечения его победы МЕДВЕДОВСКИЙ будет должен передать денежные средства в сумме, равной половине полученной прибыли. Он сообщил КЛЕВАКИНУ о своем согласии принять участие в проводимых аукционах. КЛЕВАКИН сказал, что назначит со своей стороны ответственное лицо, которое будет заниматься всеми организационными вопросами».
В итоге ООО «РБТ-Сервис» приобрело квартиры, указанные КЛЕВАКИНЫМ, после чего стало участвовать в аукционах. В 16 из 18 проводимых аукционов компания «РБТ-Сервис» была единственным участником. Квартиры были проданы УМВД по максимально возможной цене. Затем для передачи КЛЕВАКИНУ денежных средств МЕДВЕДОВСКИЙ дал указание главному бухгалтеру ООО «РБТ-Сервис» Валентине ЛИТВИН организовать обналичивание поступивших денежных средств в сумме не менее 4 млн рублей. Примерно 27 декабря ЛИТВИН получила наличными 2 млн рублей. С 27 декабря по 31 декабря 2012 года КЛЕВАКИНУ передали эти деньги. После 10 января 2013 года ЛИТВИН передала МЕДВЕДОВСКОМУ оставшиеся 2 млн рублей, и он с 10 по 31 января 2013 года встретился с КЛЕВАКИНЫМ и передал их ему.
«Из показаний свидетелей следует, что в начале сентября МЕДВЕДОВСКИЙ сказал, что поступило предложение от УМВД России по Омской области по участию в аукционах по приобретению квартир для служебного использования. Попросил посчитать налоговую ставку, а также провести предварительный мониторинг цен в районах области и узнать, имеет ли место коммерческая выгода по перепродаже этих квартир в дальнейшем. Спустя некоторое время МЕДВЕДОВСКИЙ сказал, что коммерческая выгода имеется, после чего они начали приобретать квартиры в районах Омской области», – говорится в приговоре. Кроме показаний свидетелей МЕДВЕДОВСКОГО, КОРОЛЕВА, ТРОФИМОВА, суд основывался на данных анализа телефонных разговоров МЕДВЕДОВСКОГО и КЛЕВАКИНА с октября 2012-го по январь 2013 года.
Суд пришел к выводу: «Все действия КЛЕВАКИНА как должностного лица были направлены на передачу информации о квартирах МЕДВЕДОВСКОМУ для дальнейшей продажи с аукциона УМВД России по Омской области и в последующем получения за данные от МЕДВЕДОВСКОГО денежных средств в размере 4 млн рублей».
Судья Александр МАТЫЦИН счел квалификацию действий КЛЕВАКИНА по п. в ч. 3 ст. 286 УК РФ излишней:«Суд исключает из обвинения КЛЕВАКИНА квалифицирующий признак «за общее покровительство по службе». На заседании было установлено, что МЕДВЕДОВСКИЙ не находился на службе в УМВД и в каких-либо служебных отношениях с КЛЕВАКИНЫМ не состоял. Суд полагает, что обвинение КЛЕВАКИНА в части установления завышенной первоначальной максимальной цены не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания. Так, приобретение квартир осуществлялось УМВД России по Омской области в порядке, установленном федеральным законом». Суд счел, что цена квартир – 27 тысяч 750 рублей за квадратный метр – соответствует бюджетному законодательству.
Сергея КЛЕВАКИНА осудили по ч. 6 ст. 290 УК РФ за «получение должностным лицом лично взятки, совершение действий в пользу взяткодателя, если они привели к превышению полномочий должностного лица и оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям в особо крупном размере».
В судебном заседании было установлено, что подсудимый КЛЕВАКИН осознавал преступность своего деяния и желал наступления преступных результатов. Мотивом служили преступные интересы. «КЛЕВАКИН, являясь должностным лицом, заместителем начальника управления министерства внутренних дел РФ по Омской области, в нарушение ФЗ о защите конкуренции передал информацию МЕДВЕДОВСКОМУ для дальнейшей продажи с аукционов УМВД России по Омской области и в последующем получил от МЕДВЕДОВСКОГО за данные действия денежные средства в размере 4 млн рублей».
При вынесении приговора суд учел, что КЛЕВАКИН совершил особо тяжкое преступление. Смягчающим обстоятельством признаны состояние здоровья подсудимого, наличие государственных ведомственных наград, участие в контртеррористической операции.
С учетом личности подсудимого судья Александр МАТЫЦИН счел возможным при назначении наказания применить положения ст. 64 УК РФ и назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ. При этом гражданский иск прокурора о взыскании с КЛЕВАКИНА причиненного ущерба оставить без удовлетворения.
Судья зачитал резолютивную часть приговора: «Суд приговорил признать КЛЕВАКИНА Сергея Никитича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ, и назначить наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 4 года со штрафом в размере 500 тысяч рублей, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных, административных, хозяйственных полномочий в органах внутренних дел сроком на 3 года, с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Срок наказания исчислять с 13 января 2017 года. Зачесть в срок наказания нахождение КЛЕВАКИНА под стражей с 15 июля 2015 года по 15 марта 2016 года. Взять под стражу в зале суда».