Об этом за круглым столом рассказал директор инновационного научно-образовательного центра «Космическая экология» Валерий ТРУШЛЯКОВ
11 апреля в пресс-центре Омского союза журналистов на круглом столе «Вклад омичей в развитие космической индустрии страны», посвященном Дню космонавтики, собрались чиновники и представители омских предприятий, задействованных в отрасли космоса и ракетостроения. В том числе в обсуждении темы участвовали исполнительный директор Союза «Омское региональное объединение работодателей» Виктор БЕЛОВ, руководитель департамента промышленности и инновационных технологий регионального минпрома Светлана АРТЮШИНА, космонавт-испытатель, механик отдела испытаний ПО «Полет» Юрий ИСАУЛОВ.
Центр ракетной техники в Омске
Многие присутствующие вспоминали историю омской промышленности, которая тесно связана с космосом. Советник гендиректора ЗАО «ПО «Электроточприбор» Владимир ОСИПОВ рассказал:«Час зачатия» омской ракетной техники известен точно. Есть постановление от 31 декабря 1957 года ЦК и Совмина. Оно дословно называлось так: «О создании центра производства ракетной техники в городе Омске». Надо отметить, что это был первый в Советском Союзе центр космической техники». Под это постановление с нуля специально были созданы два предприятия – «Сибирские приборы и системы» и «Завод подъемных машин».
Дабы наглядно показать, чем именно для космоса занималось его предприятие, Владимир ОСИПОВ принес с собой измерительно-преобразовательную головку (правда, уже нового поколения), именно она определяет все параметры полета ракеты.«От того, насколько правильно работала эта штука, зависело, куда летела ракета. Одна из самых маленьких головок сегодня стоит 120 тысяч рублей», – объяснил он журналистам.
Лев ОСИПОВ, заместитель технического директора по гироскопическому производству АО «Сибирские приборы и системы» и бывший генеральный директор завода (1988–1996 годы), рассказал, что его предприятие было создано в 1959 году для производства гироскопических приборов и систем управления ракет и космических аппаратов: «Основная продукция, которую мы выпускали, – это системы управления ракет. На борту «Энергии» (от ред. – Одна из самых мощных в мире ракет-носителей сверхтяжелого класса) стояло 16 наших систем управления. Точные, современные и надежные».
Приборы АО «Сибирские приборы и системы» стояли на многих ракетах стратегического назначения, а также работали на космос. В частности, здесь делали привод системы терморегулирования для «Венеры» – советской автоматической межпланетной станции для изучения планеты Венера и космического пространства – и буровой станок для «Луны-16» (автоматической межпланетной станции, которая доставляла лунный грунт на землю). А с 1973 года завод еще более серьезно занялся космосом – начал выпуск систем ориентации и стабилизации для космических аппаратов. Первым опытом стала система СПРМ, которая фиксировала по факелу запуска ракеты потенциального противника.
– Мы сейчас входим в корпорацию «Информационные спутниковые системы им. академика Решетнева», она находится в городе Железногорске Красноярского края. 50 процентов всех спутников, если не больше, создаются на этом объединении. Для них мы тоже делаем систему ориентации и стабилизации, в частности, начинали с аппарата «Ураган», потом он перешел в ГЛОНАСС. Там привод солнечных батарей нашего изготовления. Мы до сих пор его делаем, т.е. занимаемся в космическом сегменте. Сегодня пока работа есть – рассказал замначальника отдела главного конструктора АО «Сибирские приборы и системы» Виктор КОСТИН.
Р-12
Неоднократно заходила речь о советской жидкостной одноступенчатой баллистической ракете средней дальности наземного базирования Р-12. Оказалось, что в 2018 году осенью исполняется 60 лет с момента, когда первая такая ракета вышла с конвейера завода «Полет».
Главный инженер ПО «Полет» Владимир КОЛОБКОВ рассказал, что первая ракета Р-12 была запущена и показала хорошие результаты в 1958 году. Производство было налажено в уникально сжатые сроки – всего за год, что, по мнению участников круглого стола, сегодня просто немыслимо. Тогда же за четыре года на заводе изготовили более 500 единиц такой техники.«Если говорить о начале космической эры, вместе с Р-12 по заказу Министерства обороны делалось три машины ТУ-104, которые были предназначены для лунной программы. Эти три самолета были предназначены для обучения космонавтов», – пояснил Владимир КОЛОБКОВ.
Перспективы и кадры
Эти две темы, как ни старались участники круглого стола придерживаться предпраздничной атмосферы, вышли минорными.
Когда зашла речь о подготовке кадров для космической промышленности, доктор технических наук, профессор кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ Валерий ТРУШЛЯКОВ довольно жестко отметил, что сегодня на космическое и ракетное производство идут «дети третьего сорта». Лучшие же отправляются учиться туда, где впоследствии хорошо платят, – на информационные технологии, вычислительную технику. «Зарплата оказывает самое мощное воздействие на выбор профессии», – сделал вывод Валерий ТРУШЛЯКОВ.
Еще одной проблемой кадров в космической промышленности назвали так называемый разрыв поколений, который образовался в конце 90-х – начале 2000-х годов, когда на мизерную заработную плату на заводы никто не шел работать. Из-за этого разрыва сегодня на предприятиях работают в основном люди старшего поколения (за 55 лет) и молодежь (до 35 лет). По мнению участников круглого стола, ситуация выравняется к 2025 году.
Грустный взгляд на положение вещей в отрасли озвучил Лев ОСИПОВ. «Я оптимист, но если говорить о ракетостроении и космонавтике… Эта отрасль загнана в такой угол, что практически лишилась разработчиков, которые знали алгоритмы решений, соответственно, теряется производственная база. Специалисты уходят, а молодых не на чем воспитывать, заказов-то нет. Если мы в советское время опережали американцев по развитию космической техники на 20 лет, то сейчас — уже отстаем. Если упорно заниматься, лет через десять встанем на ноги. Но всякое занятие требует финансирования, – удрученно отметил представитель АО «Сибирские приборы и системы» и пояснил: –«Ангара» ведь еще с советских времен создавалась, а сейчас нового нет».
Космический мусор
Поскольку участникам круглого стола не возбранялось задавать вопросы, журналисты этим воспользовались. И одной из поднятых тем была, конечно, экология: «Насколько космическая промышленность ухудшила нашу экологию?»
На вопрос охотно ответил Валерий ТРУШЛЯКОВ, который является также директором инновационного научно-образовательного центра «Космическая экология»: «В 80-х годах у нас было огромное количество жалоб населения на загрязнения, которые оказывает ракетно-космическая техника, когда падают ракеты, первые ступени, вторые. Тогда встал вопрос, можно ли модернизировать системы. Все занимались уменьшением воздействия пролива топлива на окружающую среду. Потом, слава богу, пришла перестройка, все затормозилось. Сейчас состояние такое же, ракетно-космическая техника оказывает негативное влияние в двух сферах: в районах падения – взрывы, пожары, проливы топлива, отравление химическими веществами грунтов, и второе – космический мусор. Здесь я могу похвалиться: Омск, мягко говоря, «нагадил» в космосе больше, чем кто-либо в мире. «Космический мусор» – это моя тема, и гордость меня охватывает, что там омских машин, например «Космос-3М», болтается 300 штук. Представляете? Омску достались орбиты 1000 километров, 24 тысячи и 36 тысяч километров. Мы с Красноярском делали огромные спутники ГЛОНАСС. Они остались там. А самая большая программа загрязнений пришлась на поддержку связи с морфлотом. Мы запускали спутники тысячекилометровой орбиты, и на ней осталось 300 наших вторых ступеней и столько же спутников. Это именно омское железо! Может быть, оно красноярской, днепровской, московской разработки. Но железо наше, и это радует».