Те в свою очередь лоббируют повышение предельных тарифов.
12 декабря состоялось заседание Общественного совета при РЭК, на котором обсуждались тарифы на перевозку для муниципальных предприятий. Они начнут действовать в Омске с 1 января 2019 года.
Сначала эксперты дали высказаться руководителю департамента транспорта мэрии Александру ВЯЛКОВУ, который рассказал, что на сегодняшний день в Омске транспортные услуги оказывают «Пассажирское предприятие № 8», МП «Электрический транспорт» и 65 частных перевозчиков. Затем чиновник привел подробную статистику по своей вотчине:
– Главная проблема пассажирских предприятий Омска – износ транспортных средств, который по состоянию на 1 января текущего года составлял 82,3% по автобусам, 92% по троллейбусам и 98,6% по трамваям. В 2018 году «ПП № 8» заключило договоры на приобретение (на условиях аренды) 100 автобусов среднего класса, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, 20 автобусов большого класса, работающих на природном газе, и 100 автобусов малого класса. По состоянию на 1 января 2019 года степень износа автобусного парка составит 48%.
Что насчет финансов? ВЯЛКОВ держал ответ:
– За счет приобретения 220 новых автобусов в 2019 году планируется снизить затраты на ГСМ на общую сумму 204 млн. рублей. На приобретение шин и запасных частей в первый год эксплуатации – 52 млн. рублей. За счет оптимизации численности фонд оплаты труда снизится на 54,2 млн. рублей. Снижение расходов на текущую деятельность на 310 млн. рублей позволит погашать лизинговые платежи. В 2018 году, несмотря на рост цен на энергоресурсы, снизились затраты на оплату коммунальных услуг. Модернизация котельной МП «Электрический транспорт» существенно улучшает существующую экологическую ситуацию и уменьшает затраты предприятия на 12,6 млн. рублей ежегодно. Для частичного решения проблемы сокращения автоподвижного состава МП «Электрический транспорт» самостоятельно производит капитально-восстановительные работы. С 2011 года отремонтировано 13 трамваев и 10 троллейбусов. В настоящее время проводится капитально-восстановительный ремонт одного троллейбуса и одного трамвая. Прорабатывается вопрос о передаче 10 трамвайных вагонов из Москвы на безвозмездной основе. В текущем году за счет увеличения производственной программы на 3,9 тысячи машино-часов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года получены дополнительные доходы в сумме 5,3 млн. рублей. За 10 месяцев текущего года доходы от прочей деятельности составили 122,2 млн. рублей, что на 5 млн. рублей больше соответствующего периода прошлого года.
В конце своей речи ВЯЛКОВ предложил увеличить размер предельных тарифов для муниципальных предприятий, чтобы омский транспорт мог развиваться:
– Специалистами РЭК проведена техническая и экономическая экспертиза материалов по расчету тарифов городских пассажирских предприятий и рассматриваются следующие размеры предельных тарифов: для «ПП № 8» – 40,94 рубля, для МП «Электрический транспорт» – 40,67 рубля. Несмотря на значительный рост цены на ГСМ на 42%, с учетом применяемого индекса дефлятора предельный тариф на 2019 года на текущую деятельность по МП г. Омска «ПП № 8» ниже, чем установленный на 2018 год. Указанные предельные тарифы обеспечивают возмещение текущих расходов предприятия и их развития. В том числе, они сделают возможным эффективное выполнение обязательных требований по обеспечению безопасности перевозок и повышению качества обслуживания пассажиров.
Дискуссии после, однако, не получилось: ВЯЛКОВ весьма профессионально отражал крайне спорные замечания членов Общественного совета. Что касается все-таки содержательного общения, то директор дептранса, например, пояснил, что свежеприобретенные автобусы на метане смогут заправляться на двух мобильных заправщиках, а падение пассажиропотока в принципе удалось остановить: за 11 месяцев этого года перевезено 44 млн. пассажиров – почти столько же, сколько и в прошлом.
Затем за кафедру вышла начальник отдела регулирования транспортных и социально значимых услуг РЭК Юлия ЧЕТВЕРГОВА, давшая оценку экономики муниципальных перевозчиков с точки зрения регуляторов. По предварительным расчетам, затраты на перевозку составят 2,9 млрд. руб. с учетом расходов на приобретение подвижного состава. Исключены расходы на сумму 700 млн. рублей: уменьшены объемы расхода топлива, смазочных материалов и шин, откорректированы арендные платежи за имущество и подвижной состав, исключены «прочие внереализационные расходы».
Председатель Общественного совета Виктор ГААК резюмировал весьма краткое заседание:
– Омичи сами видят, что в сфере транспорта за уходящий год в городе сделано очень много. Появилось двести двадцать новых автобусов. Заменены трамвайные рельсы на проблемных участках. Да и сами трамваи отремонтированы, утеплены. Раньше многие ворчали: «Зачем вы используете большие автобусы, которые всем мешают и ходят почти пустыми?» Нынешние новые ПАЗы пустыми не ходят, это заметили все. Это серьезный шаг вперед, в том числе в сфере оптимизации затрат.
Обещано, что на восполнение межтарифной разницы из бюджета города будут выделены средства. Таким образом, с 1 января 2019 года стоимость проезда при безналичном расчете составит 25 рублей, при оплате наличными – 30 рублей. Две поездки, совершенные в течение 45 минут, обойдутся в 25 рублей. Пенсионеры будут отдавать за проезд 18 рублей вместо 19, а школьники – 15 вместо 16.
Окончательно тарифы утвердят на заседании правления РЭК Омской области 18 декабря.