Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Нацпроекты появятся в бюджете Омской области в феврале

29 ноября 2018 09:53
0
1777

Региональный минфин решил подождать, пока туман над федеральными решениями по распределению ресурсов развеется. 

Бюджетом «новых возможностей» назвал бюджет 2019 года глава областного минфина Вадим ЧЕЧЕНКО 22 ноября на публичных слушаниях по проекту главного финансового документа региона на 2019 год и плановый период. Позитивная оценка министра связана с двукратным увеличением целевой поддержки со стороны Федерации. Впрочем, были озвучены и негативные моменты, связанные с отсутствием динамики по налогам.

Налоговые и неналоговые доходы

Напомним, что проект бюджета на будущий год сформирован с профицитом в 500 млн. рублей, что связано с необходимостью снизить уровень общей долговой нагрузки к концу года до 75%. К слову, к концу 2021 года соотношение госдолга региона и налоговых и неналоговых доходов и вовсе не должно превышать 66%. Соответствующие условия выставила Омской области Федерация, предоставив рассрочку бюджетных кредитов на семилетний срок. 

Из общего объема доходов в 77,5 млрд. рублей 79% – это налоговые и неналоговые доходы. Предусмотрены они без роста к уровню текущего года. Положительную динамику, ожидаемую по НДФЛ (плюс 1,6 млрд. рублей к уровню текущего года), по словам ЧЕЧЕНКО, съест снижение поступлений по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. По сравнению с уровнем текущего года поступления по налогу на прибыль, по ожиданиям УФНС, уменьшатся на 600 млн. рублей. А налог  на имущество организаций снизится сразу на 1,4 млрд. рублей, что связано с отменой на федеральном уровне налога на движимое имущество организаций. Часть потерь по имущественным налогам Федерация обещает компенсировать, в том числе за счет пересмотра нормативов по акцизам на крепкий алкоголь. Со следующего года норматив зачисления акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в бюджеты субъектов РФ вырастет с 50% до 80%. Эти дополнительные поступления будут учтены в бюджете в феврале после уточнения прогноза Федеральным казначейством. А пока акцизы по подакцизным товарам предусмотрены в бюджете региона на уровне 2018 года – 14,6 млрд. рублей.

По неналоговым доходам тоже роста не ожидается, как и в текущем году, они планируются на уровне 1,1 млрд. рублей. Основной объем – порядка 708 млн. рублей – приходится на штрафы, санкции и возмещение ущерба. По словам главы регионального минимущества Бориса СМОЛЬНИКОВА, по поступлениям от сдачи областного имущества в аренду ожидается небольшой рост, и за три года планируемая сумма платежей от аренды составит свыше 230 млн. рублей. План по продаже областного имущества за эти же три года должен обеспечить поступления на уровне 226 млн. рублей, в том числе в 2019 году – 72 млн. рублей. От 33 государственных предприятий Омской области минимущество ожидает в будущем году получить в бюджет порядка 11,5 млн. рублей.

Динамика

– Стоит признать, что отставание Омской области от среднероссийских темпов роста налоговых и неналоговых доходов имеет системный характер. Если в среднем по стране этот темп за последние пять лет составил 157%, а по Сибирскому округу и вовсе 170%, то у Омской области за этот же период – только 122%, – заявил Вадим ЧЕЧЕНКО. Основная причина отставания, по его словам, связана с низкими темпами роста налога на прибыль. В 2019 году поступления по налогу на прибыль в областной бюджет превысят уровень 2014 года всего на 9%, тогда как в среднем по стране за эту же пятилетку налог на прибыль вырос более чем в полтора раза, а по регионам Сибири более чем в два раза.

По 2018 году ожидания регионального правительства также достаточно скромные. Так, по словам замминистра экономики Омской области Анны НЕГОДУЙКО, валовой региональный продукт составит в 2018 году порядка 720 млрд. рублей, с  ростом 0,2% к уровню 2017  года. Замедление динамики в министерстве связывают с ситуацией в промышленности и сельском хозяйстве. Объем инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 104 млрд. рублей, с ростом на 1% к уровню 2017 года, тогда как в предыдущие четыре года в области фиксировалось снижение объема инвестиций.

Прогноз на предстоящие три года, впрочем, позитивнее. В 2021 году минэк прогнозирует ВРП с ростом на 2,1% к уровню 2018 года по пессимистичному варианту, и на 7,5% – по оптимистичному. Рост объема промышленного производства за три года составит от 0,5% до 7,5% к уровню 2018 года в зависимости от варианта, объем инвестиций в основной капитал вырастет за этот же период на 5-9%, а среднемесячная зарплата жителей региона – на 12–18%.

Безвозмездные поступления

Поступления из федерального бюджета в проекте областного бюджета предусмотрены на уровне 16,5 млрд. рублей. В этой сумме еще не учтены распределенные Федерацией в ноябре дотация на сбалансированность (6,2 млрд. рублей) и субсидии на нацпроекты (5,7 млрд. рублей).

По словам ЧЕЧЕНКО, дотацию на сбалансированность депутатам предложат учесть уже в первом чтении. Часть дотации будет направлена на дофинансирование расходов по ключевым направлениям во втором чтении бюджета, часть, как и при принятии бюджета текущего года, сначала направят на увеличение профицита и распределят только в феврале в режиме первых изменений в бюджет. Тогда же, в феврале, минфин учтет в бюджете и федеральные субсидии на нацпроекты. «На федеральном уровне еще не все ресурсы на нацпроекты распределены, решения еще принимаются по отдельным направлениям, а потому региону предстоит дополнительно прорабатывать вопросы по обеспечению региональной доли софинансирования нацпроектов, по формированию проектно-сметной документации. Несмотря на установленную для Омской области долю в 2%, по отдельным мероприятиям для достижения целевых индикаторов может понадобиться дополнительное финансирование. Несмотря на то, что в бюджете средства на нацпроекты будут учтены в феврале,  законодательство позволяет работать с этими ресурсами уже с января, так что проблем здесь не возникнет», – разъяснил министр финансов.

Расходы

Общий объем расходов областного бюджета на 2019 год в проекте сформирован на уровне 77 млрд. рублей. Из этой суммы на одну только зарплату бюджетников уйдет почти 32 млрд. рублей. На страховые взносы в фонд ОМС на неработающее население (которые Федерация, кстати, все обещала забрать на себя, но так и не решилась) – 9,5 млрд. рублей. На социальное обеспечение уйдет 12 млрд. Сфера образования подразумевает расходы в 19,9 млрд. рублей. По словам главы минобра Татьяны ДЕРНОВОЙ, эти средства позволят обеспечить устойчивое функционирование системы образования, сохранить школы и детсады в малочисленных деревнях и селах, на 20% обновить фонд учебной литературы, на 7% повысить контрольные цифры приема в техникумы и колледжи и так далее.  Министр обратила внимание на основную проблему отрасли: серьезный износ основных фондов учреждений, достигающий 80%. Впрочем, в бюджетном послании на 2019 год губернатор пообещал направлять на реновацию школ не менее 200 млн. рублей ежегодно.

Расходы на отрасли национальной экономики традиционно существенно скромнее социальных. Самая «жирная» статья здесь – это дорожный фонд региона, который пока наполнен до уровня в 7 млрд. рублей, но вскоре, по информации минфина, увеличится до 9 млрд. Расходы на поддержку сельского хозяйства запланированы в объеме 2,2 млрд. рублей, но цифра не конечная, уже во втором чтении бюджета ее планируют увеличить. Прирастут в ходе исполнения бюджета – прежде всего за счет нацпроектов – и расходы инвестиционного характера. Пока они составляют 3,7 млрд. рублей, из которых больше половины приходится на дороги.

Нацпроекты

Распределенные региону субсидии на нацпроекты в объеме 5,7 млрд. рублей, как известно, пойдут на дороги (2,2 млрд.), формирование комфортной городской среды (580 млн.), социальную поддержку (свыше 800 млн.),  развитие сферы здравоохранения (1,5 млрд. рублей), на решение вопросов в сфере демографии, образования, экологии, спорта и прочих. Так, на 1,5 млрд., выделенных здравоохранению, будут переоснащены  учреждения, оказывающие помощь больным с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, улучшено оснащение детских поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов. Помимо того, по словам Вадима ЧЕЧЕНКО, регион планирует привлечь федеральные средства на строительство нескольких медицинских учреждений.

На нацпроект «Образование», как добавила Татьяна ДЕРНОВА, за ближайшие три года регион получит от Федерации порядка 5,5 млрд. рублей, к которым должен будет добавить 570 млн. рублей собственных средств. Уже в этом году поступят ресурсы на обновление материально-технической базы учреждений и создание детского технопарка. Кроме того, регион претендует на федеральную поддержку в строительстве шести образовательных объектов, так что и по этой отрасли корректировки областного бюджета предстоят.

– Бюджет 2019 года – это бюджет новых возможностей. С учетом средств на национальные проекты, расходы бюджета Омской области на 2019 год уже после первых изменений достигнут 89 млрд. рублей, что на 2 млрд. рублей больше уровня текущего года. И это не предел, – прокомментировал Вадим ЧЕЧЕНКО. При этом он подчеркнул, что рассчитывать только на федералов будет неправильным, – и областным, и муниципальным властям нужно консолидировать усилия по активизации имеющихся у региона ресурсов, развитию собственной налогооблагаемой базы, по выводу теневой экономики в легальную плоскость, по поддержке инвесторов, повышению дисциплины налогоплательщиков и другим направлениям.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.