Завтра, 3 октября, в выставочных залах городского музея «Искусство Омска» состоится открытие выставки «Берлинский транзит»,
где можно увидеть работы более чем двух десятков русскоязычных европейских художников, проживающих в Берлине. Идея этой выставки принадлежит омскому художнику и режиссеру Василию МЕЛЬНИЧЕНКО, который с 2015 года тоже работает в Германии. Накануне открытия выставки обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с ним и выяснил, как живется сегодня творческому русскоязычному человеку в Берлине.
– Василий, расскажи, зачем приехал в Омск? Плановый ли это визит? В чем особенность «Берлинского транзита»? Сам ли ты предложил музею «Искусство Омска» выставить работы русскоязычных художников из Берлина или это музей предложил?
– Визит плановый, только я планировал приехать не в сентябре, а в октябре, пришлось сдвинуть сроки по семейным обстоятельствам, у моей мамы возникли проблемы со здоровьем, к сожалению. Инициатива проведения выставки принадлежит директору музея Ларисе ТИМКОВОЙ, незадолго до отъезда я получил от нее письмо с предложением что-нибудь сделать, если я вдруг соберусь приехать в Омск. Я очень удивился, поскольку был в полной уверенности, что я для Омска отрезанный ломоть и никто меня здесь не помнит, тем не менее предложение я принял, хотя времени для ее подготовки оставалось мало, а позже понял, что правильно сделал.
Еще позже появилась идея сделать социально-антрополо-гический проект, показать срез европейского искусства, работы русофонных художников Берлина. Вообще в Германии в силу ряда причин значительно представлены русские художники, они оказали и продолжают оказывать сильное влияние на немецкое и европейское искусство в целом. Я переговорил с большим количеством художников, предложил им представить свои работы в Омске, и большинство из них согласились. Понятно, что никто не смотрит в эту сторону, в Омске ничего не происходит, нет ни фестивальных площадок, ни крупных выставок, ни коллекционеров, по сути, это просто белое пятно. Тем не менее потребность в зрителе у художника есть.
– Сколько художников будет представлено на выставке?
– Больше двадцати. Работы у всех разные, порядка 90 работ – бумажные, и еще будет шесть видеопроекций. Центральная идея выставки – желание расширить горизонты, сделать интервенцию европейских художественных образов, практик, идеологий. Эта идея мне представляется вполне плодотворной. В российской жизни в целом, как мне кажется, очень сильна идеологическая составляющая. Политика мифологизирует все вокруг. Людям кажется, что есть какой-то особый русский путь, какой-то русский мир, параллельная русская жизнь и так далее, на поддержку русского языка за рубежом, к примеру, государство тратит, как мне кажется, бешеные деньги, при том что на выходе получается пшик. Все равно мы все арендуем комнаты под свои студии в Российском доме науки у культуры. И на этой выставке, на мой взгляд, важным будет еще и разнообразие тем, максимально далеких от локальной российской повестки. Хочется показать омичам, что в мире существует огромное количество разных повесток.
– Работы ты привез с собой?
– Да, в огромной папке, вез их четыре дня, потому что сначала ехал автобусом до Риги, потом от Риги до Москвы, а от Москвы уже на поезде. В поезде, кстати, меня хотели оштрафовать за то, что моя папка, в которой я вез работы, была на два сантиметра больше установленного размера.
– Нелегкая жизнь у галеристов...
– На самом деле я уже и не галерист, иметь галерею в Берлине – дело очень затратное, меня хватило на полтора года, потом деньги кончились, и я ее закрыл. Сейчас галерея существует лишь как интер...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.