Фестиваль-2019 прошел в гастрольном режиме без обсуждений, капустников и творческих встреч.
«Молодые театры России» – проект, давший старт театральному движению в Омском регионе. Он был учрежден в 2002 году при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Омской Области и проводится на базе «Пятого театра» раз в два года.
У кого что болит
Изначально целью фестиваля было представлять лучшие спектакли театральных коллективов России, созданных в начале 1990-х («Пятый театр» и сам появился тогда же). Потом появились театры и из-за рубежа, сделав статус фестиваля международным вопреки названию. Время идет – рожденные в 1990-е годы театры взрослеют. Пора что-то менять?
– Может быть, немножко поменяется формат, – рассказал на пресс-конференции программный директор XII Международного фестиваля «Молодые театры России» театральный критик Олег ЛОЕВСКИЙ. – Просто эти молодые театры уже не молодые, и они уже мало отличаются порой от обычных репертуарных театров. Это раньше они были какие-то особые, а теперь вписались в общую картину. Надо находить какой-то новый поворот в этой теме. Может быть, брать те театры, которые возникли за последние пять лет. Вот они совершенно по-другому устроены, с другой энергией. Главное – в них много молодых режиссеров, а они уже точно другие, у них свой взгляд на мир, и им по барабану, принято или не принято ставить так, как хотят они, поймут это или не поймут. Позвали – не вмешивайтесь, а то я встану и уйду, и мне ваших денег не надо! То есть это уже абсолютно новое поколение. Работать с ними интереснее, чем с состоявшимися театрами, состоявшимися режиссерами. У тех уже все в порядке, надо искать тех, у кого не в порядке, у кого болит.
Есть идея включить в будущем в программу театрального фестиваля и блок молодого российского кино, идея приглашения частных театров, театров, работающих вне стационарных помещений, тех, кто создает иммерсивные спектакли, спектакли-променады, добавил Олег ЛОЕВСКИЙ.
Пока что из новинок можно отметить то, что фестиваль наконец-то стал неконкурсным. Вручение каких-то дипломов, награждение по номинациям всегда вызывало недоумение. Спектакли обычно привозились настолько разные, что сравнивать их и выбирать лучшие казалось невозможным. При этом нужно было оплачивать работу жюри.
В этом году фестиваль прошел в гастрольном режиме. Был просто показ спектаклей, без обсуждений, капустников, творческих встреч с известными актерами и режиссерами. Разумеется, причина всего вышеперечисленного – банальная нехватка денег. Несмотря на то, что в Год театра фестиваль поддержало и региональное, и федеральное министерство культуры, бюджет его оказался довольно скромным, да и афиша не слишком большой.
За шесть дней, с 23 по 28 октября, зрители увидели шесть спектаклей. Многие из них уже побывали на других фестивалях, в том числе на «Золотой маске». Это коллективы из самых разных уголков страны, О каких-то мы бы, наверное, даже не узнали, не будь фестиваля. Все вместе они действительно представляют некий срез театральной жизни сегодня.
На фестивалях (любых) иногда, вольно или невольно, возникает некая объединяющая тема. Сейчас оказалось, что многие постановки посвящены семейным взаимоотношениям («Мой внук Вениамин», независимый проект, Москва, «Ханана», Театр «18+», Ростов-на-Дону, «Вино из одуванчиков», Театр «Парафоаз», город Глазов) и исследованию русского характера (та же «Ханана» и «Мертвые души» Драматического театра «Поиск», Лесосибирск). Кстати, в инсценировке повести Николая Гоголя играют всего три актера, которые влезают в самые разные образы, пытаясь переосмыслить хрестоматийный текст с точки зрения современного человека.
Фестивальный хэдлайнер
«Мой внук Вениамин» – первая пьеса драматурга Людмилы УЛИЦКОЙ. После нее ей посоветовали пьес больше не писать. УЛИЦКАЯ совету не вняла, однако ее дебютное творение так и не имело успешной сценической судьбы. Постановка Марфы ГОРВИЦ едва ли не единственная.
Действительно, рассказанная в пьесе история какая-то странная, невнятная и не очень правдоподобная. Особенно непонятна она с точки зрения мотиваций – как героев, совершающих какие-то поступки, так и потенциальных постановщиков, которые вряд ли могут понять, зачем это надо ставить. Главная героиня пытается женить сына на «правильной девушке», чтобы сохранить род и получить от пары желанного внука. Потом «удочеряет» совершенно постороннюю девицу и объявляет своим внуком ее будущего ребенка, при том, что где-то вскоре должен появиться родной, правда, не от одобренной мамой невестки.
Сейчас сюжет приобретает и живость, и душевность, наверное, только благодаря исполнительнице главной роли народной артистке РФ Лии АХЕДЖАКОВОЙ. Художественный руководитель «Пятого театра» Никита ГРИНШПУН не зря сразу назвал эту постановку хэдлайнером фестиваля. Спектакль прошел с аншлагом, зрители долго не отпускали актеров. А Лия АХЕДЖАКОВА в свою очередь призналась, что Омск для нее особенный, любимый город. И это не простые слова вежливости. Актриса не только несколько раз была здесь с театральными постановками, но и много лет помогает благотворительному центру «Радуга». А скоро она еще и сыграет в пьесе омского автора Светланы БАЖЕНОВОЙ «Как Зоя гусей пасла».
Слова и музыка
Центр имени Всеволода Мейерхольда (Москва) представил на малой сцене Театра драмы моноспектакль Виктора РЫЖАКОВА «Иранская конференция» по пьесе Ивана ВЫРЫПАЕВА. РЫЖАКОВ считается лучшим интерпретатором вырыпаевских пьес, что он в очередной раз и продемонстрировал, заменив собой целый звездный состав (так играют «Иранскую конференцию» в Театре наций). Это не единственный его проект, показанный в Омске. Фестиваль завершил «Современный концерт», уникальный спектакль театра «Июльансамбль», кстати, самого молодого участника. «Июльансамбль» сформировался в мастерской Виктора РЫЖАКОВА в 9-й студии МХАТ, известной своей музыкальной направленностью. «Современный концерт» за полтора часа рассказывает историю ХХ века языком музыкальных хитов. Через такую реконструкцию времени и его музыкальной культуры исполнители пытаются собрать картину и мира сегодняшнего, ведь ничто не приходит само по себе.
Ну а самым лучшим отражением сегодняшнего дня, по мнению Олега ЛОЕВСКОГО, являются пьесы молодых драматургов, читка которых была устроена в рамках фестиваля. В частности, читали совсем новую пьесу Ярославы ПУЛИНОВИЧ.
– Молодые театры возникают, как правило, вместе с драматургом, – говорит ЛОЕВСКИЙ. – Так в свое время с появлением ЧЕХОВА возник МХАТ, так Малый театр обрел себя через ОСТРОВСКОГО. И сегодня вся новая драма возникает на пьесах молодых драматургов. И, может быть, подобная читка поможет обратить внимание на то, что современная драматургия – это не маргинальная драматургия, а серьезные, свежие произведения, которые анализируют тот мир, в котором мы живем, и взаимодействуют с теми процессами в обществе, которые происходят. Драматургия – это зеркало, с которым трудно не считаться. Без современных пьес театра не может быть вообще.
После первого фестивального дня программный директор поделился хорошей новостью:
– Вчера были произнесены какие-то важные слова и губернатором, и министром культуры, из которых понятно, что этот фестиваль «Молодые театры России» не последний, что он будет продолжаться. Это очень важно, потому что фестиваль – это все-таки система какого-то знакомства. Если не знакомиться с коллегами, не делиться своими успехами, театр начинает закисать. Поэтому фестивали должны быть.
Впрочем у Никиты ГРИНШПУНА в следующем году истекает срок контракта. Будет ли он продлен, и если нет, заинтересуется ли новый творческий лидер продолжением фестиваля, неизвестно. Да и, честно говоря, ощущается уже некий кризис идей. Поживем – увидим.