К спектаклям здесь относятся как к детям, причем желанным.
В Камерном драматическом театре им. В.С. Решетникова состоялись первые показы спектакля «Чужой ребенок» (12+) по пьесе Василия Шкваркина. 22 июля специальный показ пройдет в Омской крепости. Можно сказать, что «Чужой ребенок» стал долгожданным – о спектакле много говорили еще до его появления.

Пьесу Шкваркина ставят часто, в этом есть что-то необъяснимое. Возможно, постановщикам кажется притягательным советское ретро, возможно – сочный юмор. Кстати, когда-то спектакль по этой пьесе был и в омской драме, он назывался «Девушка с ребенком», и одну из своих первых ролей в нем сыграла Марина КРОЙТОР. Сейчас на сцене тоже много молодежи.

Пьеса написана в 1933 году. Это комедия положений, которая неизбежно для тех лет содержит тему «нового человека» и высмеивает обывательщину и буржуазные пережитки. Режиссер-постановщик Сергей ТИМОФЕЕВ увидел в ней другое – то, как поколение молодых людей вступает в жизнь, как переживает первую любовь и встречающиеся на пути препятствия. Это, по мнению режиссера, происходит одинаково всегда. Поэтому он не привязывается к конкретному времени, избегает его точных примет, но иногда они все-таки досадно вылезают.

Действие происходит в дачном поселке, в семье музыканта Сергея Петровича Караулова. Его дочь Маня, начинающая актриса, репетирует роль дореволюционной барышни, которая ожидает ребенка, не будучи замужем. Она пытается понять страдания своей героини, но у нее не получается. Слова Мани о ребенке слышит ее дачная подружка Зина и мгновенно разносит новость по всему поселку. «Старорежимные» родители Мани в шоке, а трое влюбленных мужчин сначала отворачиваются от нее, а потом наперебой предлагают брак. Каждый со своей целью. Инженер Прибылев – чтобы самоутвердиться, показать свою высокоморальность, которой нет и не было. Зубной техник Сеня Перчаткин – борясь с мещанским сознанием. И только студент Костя – из искренней любви.

На сцене садовый столик, умывальник (правда, почему-то без воды), развешенное на веревке белье, калитка в зарослях зелени. Из таких знакомых всем мелочей художник-постановщик Лиана ПРОХОРОВА собирает картинку уютного быта. В углу выстроен фрагмент дачи с верандой и окном на втором этаже, что позволяет создать двухуровневую игровую площадку.

Спектакль достаточно длинный, он идет с двумя антрактами, и, соответственно, в нем три части. Если первая абсолютно хороша и по ритму, и по временной сглаженности, то вторая начинает давать сбои и в том, и в другом; третья оказывается перегружена событиями, а проще говоря, беготней; и только ближе к финалу спектакль вновь обретает дыхание. Нестыковка компонентов проявляется в каких-то репликах. Например, рядом звучит упоминание о царе и Керенском, при которых жили родители Мани, и сравнение Кости со Шварценеггером.

Среди актерских работ самые интересные, многогранные и убедительные получаются у Натальи МЕЛЬНИКОВОЙ и Вячеслава БОЛДЫРЕВА (родители Мани). Они, можно сказать, «делают» этот спектакль. Несмотря на то, что он посвящен молодым, именно через старшее поколение, через его восприятие, какие-то, может быть, уже наивные суждения происходящее выглядит острее и ярче. Это относится и к Николаю ПУШКАРЕВУ, который играет отца еще одной героини – студентки Раи. Хотя тут, конечно, есть некоторый перегиб и уход в шаржированность, поскольку речь идет о еврейской семье.

Конфликт поколений налицо: Маня в начале спектакля обвиняет мать и отца в том, что они «неяркие», прожили жизнь пресно и скучно, считай зря. Но, когда они принимают за правду выдуманную историю о ребенке и готовы поддержать дочь, оградить ее от трудностей и горечей, готовы воспитывать внука, она понимает, как была не права и что внешняя эффектность жизни – совсем не главное.

Молодой актрисе Екатерине УХОВОЙ еще сложно дается роль Мани, как и роль Кости – Даниилу НОЗДРИНУ (в этих ролях зрители также увидят Евгению СУРОВУЮ и Ивана МЕЛЬНИКОВА), но это именно роли на вырост, здесь есть над чем работать и нарабатывать опыт. Пока что молодым актерам помогает их природное обаяние.

Потрясающе естественна Рая в исполнении Дарьи ВИШНЯГОВОЙ, тут случилось абсолютное попадание в типаж и органику. Рая – девушка, которая как раз оказалась в том положении, которое нафантазировала себе Маня. И ее невымышленный «чужой ребенок» вдруг дарит счастье ей и ее товарищу по институту Яше (Джамиль ДЖАМИЛОВ), щедрому душой кавказскому парню, который до этого был лишь хранителем сердечных тайн друзей.

Зина у Анны НОВОСЕЛОВОЙ странно похожа на ее недавнюю героиню – малолетнюю сплетницу Ядвигу из спектакля «Путешествие на Марс». То есть практически один в один, даже внешне. Такой неожиданный самоповтор огорчает. Ну а если это сделано намеренно, тогда – зачем?

Излишне экзальтирован Сенечка у Демида ГУЛЬКО. И если другие как-то уходят от акцентов на время, то Сенечка весь в эпохе 1930-х с его перестройкой психологии, изживанием в себе собственника и мещанина, лозунговым мышлением.

Пошлый ловелас и карьерист Прибылев (Артем ХАЙЛОВ) тоже типичный антигерой советской сатирической драматургии, но роль подана как-то ровнее. Что интересно, ХАЙЛОВ играет еще и Яшу, образ совершенно противоположный. В спектакле два актерских состава, а на отдельные роли даже три, поэтому, конечно, он каждый раз будет разным. А так как спектакли вообще имеют обыкновение расти и крепнуть, то зрителей ждет еще немало интересных встреч с «Чужим ребенком».
Фото © Александр РУМЯНЦЕВ



