Дебиторская задолженность за воду и электроэнергию у жителей Омска и предприятий суммарно составляет около 1,4 млрд. рублей.
20 августа в студии МКР-Медиа журналисты выясняли, какие долги за жилищно-коммунальные услуги накопили омичи и организации города в 2020 году.
Главный судебный пристав Омской области Галина ТИТОВА, которая была назначена на эту должность в мае, рассказала, что в данный момент в работе ведомства находятся около 80 тыс. исполнительных документов на сумму порядка 1 млрд. рублей. Однако нельзя сказать, что эта цифра может охарактеризовать долги омичей по ЖКХ, поскольку собственники жилья несут солидарную ответственность по неуплатам.
Она отметила, что число исполнительных производств постоянно растет, причем безотносительно к пандемии, т. е. рост наблюдался и в начале года и в мае, идет и сейчас. По сравнению с прошлым годом количество должников увеличилось примерно на 20%. А вот суммы снизились на 15%.
– Мы были ограничены в совершении определенных действий. Наши приставы в апреле-мае не выходили на адреса вообще. Работали больше через удаленные ресурсы. Практика показала, что категория должников за коммунальные услуги, к сожалению, не имеет ресурсов на счетах, чтобы произвести списание электронно, – отметила Галина ТИТОВА. Однако у каждого третьего должника удержание производится из дохода.
Также она признала, что в этом году замедлились темпы взысканий: «Мы, к сожалению, не смогли сохранить темп окончания производств, который был в прошлом году. Увеличилось количество производств, которые не удалось завершить исполнением, взыскать сумму. Как раз потому, что судебным приставам все-таки нужно ходить к этой категории домой». Главный судебный пристав пояснила, что в данный момент каждый 11-й должник по оплате коммунальных ресурсов ограничен в праве выезда за границу, и заметила, что ситуация, когда границы закрыты, скоро изменится, поэтому беспокоиться об оплате долгов стоит сегодня.
Самые крупные суммы долгов, конечно, у юридических лиц, но и у омичей солидные задолженности: у приставов в производстве около двух тысяч исполнительных листов с суммами более 100 тыс. рублей.
Коммерческий директор компании «Росводоканал Омск» Ольга СМИКОВСКАЯ отметила, что общая сумма дебиторской задолженности перед ее предприятием – более 800 млн. рублей. Физлица задолжали 488 млн. рублей. Причем за последние 7 месяцев долги выросли на 10 %, т. е. почти на 50 млн. рублей. «Процентов 20-30 не имеют задолженности, а все остальные физлица в той или иной степени имеют долги: у кого-то 100 рублей, у кого-то, к сожалению, и 100 тысяч», – рассказала Ольга СМИКОВСКАЯ. Она пояснила, что большая часть задолженности была сформирована, когда в период ограничений во время пандемии закрылись пункты приема платежей, люди просто не знали, как заплатить. Ольга СМИКОВСКАЯ пообещала, что в ближайшее время Водоканал начнет открывать офисы.
Ее коллега, директор по правовым и корпоративным вопросам ООО «Омская энергосбытовая компания» Вадим ЛОБАНОВ озвучил свои цифры: на 1 августа общая задолженность населения перед организацией составила 638 млн. рублей (это включая просрочку – 375 млн. рублей). «На 1 апреля просроченная задолженность населения была 277 млн. рублей. Если сопоставить ее с уровнем на 1 августа, то прирост составляет 35 %. У нас сейчас 263 лицевых счета, имеющих задолженность более 50 тыс. рублей на общую сумму 23 млн. рублей», – пояснил представитель ОЭК.
Однако больше всего омичи и предприятия должны за горячую воду и отопление АО «Омск РТС». Заместитель гендиректора по энергосбытовой деятельности компании Олег ХИЛЬКО рассказал: общая дебиторская задолженность у них составляет без малого 2,3 млрд. рублей, из которых 1,9 млрд. – задолженность населения. Юрлиц, злостных неплательщиков, при этом не так много – около 60. В компании отметили снижение уровня оплаты в 2020 году в среднем на 3% (у населения чуть выше – 4%).
Представители ресурсоснабжающих предприятий говорили, что готовы идти на предоставление отсрочек, однако к такой мере прибегают единицы абонентов. Олег ХИЛЬКО считает, что следует адресно работать с причинами неплатежей, поскольку существует категория абонентов, которая всегда оплачивает услуги за ресурсы нерегулярно, а в данный момент прикрывает это ситуацией с пандемией.