На минувшей неделе, 10 февраля, Арбитражный суд Омской области утвердил Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества ООО «АВА Компани» с целью погашения долгов перед кредиторами.
Версии о причинах банкротства крупнейшего омского деревообрабатывающего предприятия были разные. В том числе не слишком правдоподобные: якобы осенью 2016 года у предприятия сгорел харвестер – валочная машина, денег на новую не нашлось, в результате предприятие скатилось в пропасть финансовой несостоятельности. О проблемах некогда успешного предприятия, поставщика ИКЕА, о возможном восстановлении производства на площадях банкрота и распродаже имущества, которая уже начинается, обозреватель-аналитик «Коммерческих вестей» Николай ГОРНОВ поговорил с арбитражным управляющим Максимом ЛАГОДОЙ.
– Максим Сергеевич, на ваш взгляд, почему ООО «АВА Компани», у которого в 2016 году была выручка свыше 540 млн. рублей, которое работникам своим платило достаточно высокую заработную плату, оказалось вдруг финансово несостоятельным?
– У меня не так много времени было, чтобы разобраться в объективных причинах банкротства, но некоторые я могу назвать. На мой взгляд, совпали сразу несколько неблагоприятных факторов. Спусковым крючком стало, конечно, сгоревшее оборудование, которое не удалось заменить в отсутствие средств на приобретение, чтобы продолжить экономически активный сезон. Сезон валки леса и его вывоза – это зима, как известно. И когда форс-мажор происходит в самое горячее время, то из такой ситуации нужно выходить очень быстро, чего сделать не удалось, и проблемы предприятия стали расти, как снежный ком.
В какой-то момент ситуацию удалось стабилизировать: деревообработка перешла на сырье, которое заготавливали подрядчики, но отсутствие финансового рычага все же сказывалось, и нужно было сконцентрироваться на продукции массовой, а компания вместо этого стала производить продукцию глубокой переработки с большей добавленной стоимостью. Судя по товарным остаткам на складе, которые я видел, прежде всего загружали линию по производству кухонных фасадов из березы для компании ИКЕА. Идея понятная, рынок этот неограниченный, ИКЕА продает мебель по всему миру, планы были большие, а поскольку акционеры «АВА Компани» предполагали завод продавать, то контракт с компанией ИКЕА был им нужен, он мог, как яркая обертка, увеличить ценность «АВА Компани» при продаже.
– Пару лет назад «КВ» проанализировали баланс «АВА Компани». Судя по балансу, у предприятия за несколько лет выросла краткосрочная кредиторская задолженность, в 2014 году она составляла 114 млн. рублей, а в 2016-м – уже 206 млн. рублей. А недорогие долгосрочные займы при этом погашались. В 2013 году таковых числилось в балансе 715 млн. рублей, а к 2016 году осталось вдвое меньше – 329 млн. рублей. Складывается впечатление, что акционеры выводили свои деньги. Не это ли посадило предприятие на финансовую мель?
– Честно говоря, я не готов сейчас ответить на этот вопрос по одной простой причине, предыдущий конкурсный управляющий, так уж получилось, разобрал и вывез серверное оборудование и все финансовые документы завода. И сейчас возвращает документы частями, и даже не мне, а следственным органам, которые буквально завалены коробками с документацией. Эти коробки нам еще предстоит разбирать, изучать. А изучать пока тоже негде, завод обесточен, не отапливается, и работать там сейчас нет возможности. С другой стороны, как показывает практика, строки бухгалтерского баланса далеко не всегда дают объективную картину. И только на данных баланса я бы не стал строить каких-то далеко идущих выводов.
– В свое время «КВ» вообще много писали об «АВА Компани». И предприятие, на наш взгляд, было одним из самых современных. И оборудование было хорошим. И менеджмент был вроде бы грамотным. И тем не менее...
– Все так. Кстати, к предыдущим выводам о причинах банкротства я бы добавил еще неблагоприятные погодные условия зимы 2016 года и слишком, на мой взгляд, большой фонд заработной платы. На оплате персо...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.