Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Прогулки по Милану

27 февраля 2020 10:31
1
3278

Омская журналистка – о будничной прелести модного города. 

Татьяна КРАВЕЦ

Даже у человека, никогда не бывавшего в Италии, при упоминании Милана сразу возникнут ассоциации или с оперным искусством – кто не слышал о «Ла Скала», или с высокой модой и роскошным шопингом – здесь же творили Армани, Версаче, Дольче и Габбана.

Но если отвлечься от событийных ярких моментов – показа прет-а-порте или оперных премьер (о необычном визите на премьеру «Тоски» читайте в «КВ» № 2, 2020), то, оказывается, в Милане немало иных – будничных прелестей. За два вояжа (последний в минувшем году) формула моего увлеченного пребывания в этом городе сложилась из четырех «Д»: «Да Винчи – Джиро – Дуомо – Долоре».

Для кого-то эта случайная формула вполне может определить будущий незабываемый отпуск.

«Тень от шедевра»

В гости к Леонардо да Винчи – в церковь Санта-Мария-делле-Грацие, где находится его фреска «Тайная вечеря», можно зайти в любое время года и практически в любой день: предусмотрено только три (!) выходных – 1 января, 1 мая и 25 декабря.

А зайти, ох, как захотелось в первый же приезд в Милан! Так случилось, что накануне путешествия в одной из интернет-статей зацепила фраза об этой фреске – «тень от шедевра». Грустные слова. Конечно, знала, что Да Винчи экспериментировал с красками и грунтами и, к сожалению, в этом случае получилось не совсем удачно – яичную темперу нанес на сухую штукатурку, потому уже через 20 лет началось разрушение фрески. Но, к счастью, реставраторы сумели сохранить многие участки подлинной живописи 15 века. Сейчас же давние знания обновились более печальными фактами (раньше не слышала): оказалось, что «Тайную вечерю» пытались повредить, и доминиканские монахи отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами сидящих, и войска Наполеона превратили церковь в конюшню и бросали камни в головы апостолов, а во время Второй Мировой войны на крыше взрывались бомбы союзников…

В общем, поняла, что надо спешить прикоснуться к великому творению, пока не случилось других происшествий – на горе мое и человечества.

На итальянском билетном сайте за два месяца до нужной даты (в апрельский невысокий сезон) оплатила бронь за визит – 8 евро. Уже на месте узнала, что летом цена билета наполовину дороже и приобрести его можно лишь за четыре месяца – желающих не счесть. Но еще можно попасть в Санта-Мария-делле-Грация вместе с общей экскурсией по Милану – стоит в зависимости от близости даты от 40 до 70 евро. И, конечно, есть вероятность, подойдя к церкви, поймать случайный билет.

В назначенный час наша группа (пускают только по 25 человек) через стеклянные двери вошла в коридор и… оказалась в герметичном коконе – за нами двери закрылись, а впереди не открылись. Через несколько минут всех пригласили пройти внутрь полутемного зала. И кокон, и полумрак, и запрет на внос фотоаппаратов оказались обязательными требованиями – освещение старинных полотен осуществляется особым образом, чтобы не повредить краски, а герметичность перехода поддерживает установленную температуру в зале.

– Сейчас несколько минут и войдем в зал «продезинфицированными», – вдруг услышала за спиной ироничное замечание на родном языке. И следом уже серьезное размышление того же соотечественника: – Здесь идет очистка нашей одежды с помощью специальных устройств.

О, какие меры сохранности художественной ценности! И какие знающие русские туристы!

А потом были невероятные пятнадцать минут! Столько времени отводится на созерцания полотна, занимающего всю поперечную стену зала монастырской трапезной. Я непроизвольно отошла вглубь и словно оказалась по другую сторону стола. «Один из вас предаст меня» – слова Христа, сказанные на том ужине, все звучали в голове, пока вглядывалась в апостолов: один, словно от удара, поник, другой решительно схватился за нож, третий недоуменно развел руками… Выразительно все – лица, руки. Такая драма человеческих чувств.

Всего несколько минут – но и по прошествии лет будто вчера стояла напротив.

В движении

Спортивный лозунг «Движение – жизнь!» странным образом сопровождал меня в прогулках по знаменитой крытой галерее Виктора Эммануила II. Пришла полюбоваться на уникальный купол из стекла и железа, покрывающий крестообразную форму этого первого европейского пассажа, и, естественно, на модные бутики, но прежде столкнулась с разного рода движением.

Сначала – с велосипедным. На входе в крыло галереи увидела постамент с кубком под стеклом. Привлекла форма кубка – в виде спирали. Поспешила разузнать что для чего и окунулась в велоспорт, в котором мало что понимала – увы, другие спортивные предпочтения. Зато теперь в курсе, что кубком Джиро Д’Италия награждается победитель многодневной велогонки, организованной более ста лет назад спортивной газетой для поднятия тиража. Повезло же мне угадать приехать во время гонки и увидеть награду будущего победителя! Еще узнала, что для воодушевления гонщиков разработана система маек: лидеру вручается розовая майка (аналог французской желтой), за спринтерский зачет – цикламеновая, в горной классификации – синяя, молодому гонщику – белая. Да-а-а, модная гонка!

За велоспортом последовала… круговерть в центре галереи. По-другому трудно определить забавное поверье – трижды прокрутиться вокруг себя на пятке на причинном месте быка, выложенного мозаикой в туринском гербе (есть еще три герба, но бык – вне конкуренции). Тогда исполнится заветное желание. Я турист правильный и крутилась самозабвенно! Жаль только фото не получилось.

При выходе из галереи на Соборную площадь случилось соприкоснуться с… конными проездками. В связи увиденным старинным баром, о котором читала, что в давние времена здесь была сделана неестественно высокая барная стойка, чтобы клиент мог спокойно подъехать на лошади и выпить, не покидая седла. Какая интересная у людей была жизнь! И, кстати, бар назван в честь его основателя Гаспара Кампари (говорящая фамилия, да?), хотя какой период современности его знали под именем «Zucca» – тоже движение, маркетинговое.

А уникальный купол, как ни странно, навеял «полетные» мысли. Глядя на него, захотелось раскинуть руки и взмахнуть ввысь!

Свет Дуомо

Знакомство с миланским кафедральным собором Дуомо (от лат. «domus Dei» – «дом Божий») озарилось творчеством... Грибоедова и Гейне.

Ну, а как было не вспомнить название знаменитой комедии «Горе от ума», если перед поездкой в Милан я умудрилась двое суток жить в Интернете, разыскивая материалы о Дуомо? Вычитала столько информации, что в один момент поняла – могу писать научную работу о каждом этапе его создания на протяжении семи (!) столетий. Очнулась: а зачем мне научность? Надо воспринимать сердцем уникальный памятник архитектуры в стиле Пламенеющей готики (от контуров в виде языков пламени – о, повысила интеллект английским термином, заодно узнала, что еще есть лучистая готика, интернациональная, перпендикулярная и т.д.).

В день прибытия обошла Дуомо вокруг, зашла внутрь – очень красиво, а потом присела в кафе на краю Соборной площади и… застыла. Белоснежный Дуомо в мягких лучах заката – гипнотическое зрелище! Глаз не оторвать от мраморных кружев! Какие гениальные творили мастера! Из культурного шока вывел голос официанта – по-видимому, заметив ошалевшие глаза, он поинтересовался:

– Синьора в первый раз в Милане?

Услышав утвердительный ответ, неожиданно обернулись посетители за соседним столиком – мы разговорились (знаю итальянский) и выяснилось, что супруги, местные жители, нередко любят здесь отдыхать. И по ходу они поведали, что Дуомо напоминает с высоты птичьего полета католический крест, а главный шпиль украшен позолоченной скульптурой Девы Марии – покровительницы города. Что на фасаде установлено свыше 3000 тысяч статуй – святых, пророков, исторических личностей и другие изображения (есть Муссолини и древний вариант статуи Свободы). Что внутри собора под куполом находится большая реликвия – гвоздь, которым был распят Иисус Христос... Мамма миа, фантастические нюансы (а, может, с гвоздем правда?)! Зачем же я сутками портила зрение в Интернете?

На следующий день пришла к Дуомо с утра пораньше. И снова гипноз – в лучах уже восходящего солнца. Вроде намеревалась подняться на крышу собора (цена билета порядка 19 евро – подъем по лестнице или на лифте), но ступила на Соборную площадь и захотелось опять присесть, созерцать. Бело-розовый мрамор при разном освещении – неповторимый Дуомо! И все последующие дни у меня либо начинались, либо оканчивались перед собором. Уезжала с мыслью, что так и не нагляделась на это будничное миланское чудо.

Да, а при чем здесь немецкий поэт Гейне? Местные жители любят повторять вроде бы им сказанные слова, что нет ничего мистичнее и прекрасней, чем миланский Дуомо, освещенный серебряным лунным светом.

Как же я упустила лунный свет?

Поп-арт и аптека

– Ух ты! – не сдержалась, оказавшись у вокзала Кадорна в первый приезд.

– Ого! – выдала на Центральном вокзале Милана в недавний второй визит.

Вот уж никак не думала, что в путешествиях буду восторгаться вокзалами.

Сначала о втором случае – животрепещущем. Эмоции восторга пришли через… боль. «Dolore» – по-итальянски. Еще накануне поездки почувствовала дискомфорт в животе, выпила обезболивающую таблетку и полетела. На вокзал из аэропорта уже еле добралась – все внутри горело. Вошла в главное здание Милано Чентрале (так называется вокзал), подняла голову в поисках указателей о медпункте или аптеке и… забыла, где нахожусь! Огромный купол, барельефы, скульптуры, роспись. В следующее мгновение глаза выхватили табличку с зеленым крестиком – тут же вернулась боль, и поспешила в аптеку.

– Долоре, стомако, (боль, желудок), – ринулась к женщине в белом халате, усиленно показывая где-то в районе грудины.

– Но стомако (не желудок), – прозвучал уверенный ответ аптекаря. Решив, что я неправильно произнесла слово, удостоверилась по разговорнику и снова, указывая рукой в ту же точку, напомнила о долоре. Дама решительно вручила мне таблетки, какие я видела в рекламе от изжоги.

Решила взять: четыре евро – не большая потеря, а вдруг помогут?! Проглотила и присела в зал ожидания: полчаса, час и – воспряла! Вернувшись домой, пошла к врачу – он уверенно подтвердил правильность рекомендованного лекарства. Так что, господа путешественники, доверяйте миланским аптекарям!

А тогда, очухавшись, смогла детальнее рассмотреть интерьер Милано Чентрале – уже дома узнала, что его проектировали по типу вокзала Вашингтона в стиле ар-деко с элементами модерна.

Вокзал железнодорожной станции Кадорна меньше и проще Центрального. Почему же в первый приезд мое «Ух ты!» случилось? Возникший на пути почти случайно – по дороге в Замок династии Сфорца – он заставил замедлить шаг. Не само здание вокзала, а необычный объект на привокзальной площади. Увидев его однажды, не забудешь.

Скульптурная группа – иголка, нитка и… через дорогу узелок! «Игла сшивает улицу» – ярко, цветасто, весело. И, по сути, с серьезным смыслом: иголка, символ ручного труда, надежно воткнута в землю, как утверждение, что мода от кутюр создается здесь, в Милане, а сам город символизирует нить, окрашенная в цвета трех линий метро – желтый, зеленый и красный. Поп-арт композиция американских авторов появилась в 2000 году.

К слову, сегодня в Милане действуют уже четыре линии метро: добавилась суперсовременная фиолетовая ветка, где все автоматизировано и поезда не нуждаются в машинистах! Примечательно, что цвет всех линий метро совпадает с цветом перил при спусках в переходы. Очень удобно ориентироваться.

P.S. Горько-пряно-стройно

Ноту легкого бытия в будничное очарование Милана вносит всемирно известный горько-пряный напиток красного цвета, выпуск которого наладил в 60-х годах 19 века обычный специалист по смешиванию коктейлей Гаспар Кампари. Секрет его напитка хранится потомками в тайне. Знатоки насчитывают в рецепте от 40 до 70 трав. Среди прочих выделяют померанец миртолистный, горечавку желтую, каскароллу, ревень пальчатый... Ох, космические названия для непосвященного. Но разве они важны?

Горькие ликеры на травах, по-итальянски «амари», полезны, как известно, для повышения энергии, снятия стресса и даже, несмотря на алкогольную основу, для печени. Но главное – внимание, любители трапез от души! – «амари» считается традиционным итальянским методом лечения побочных эффектов переедания!

Будем же стройными!

 

Фото к материалам

Мраморные кружева бело-розового кафедрального собора Дуомо – мистические и прекрасные в любое время суток, даже ночью

 

В гости к Леонардо да Винчи – в церковь Санта-Мария-делле-Грацие, где находится его фреска «Тайная вечеря» – двери открыты 362 дня в году!

 

Фото с открытки фрески «Тайная вечеря» – это не изображение плывет, такова реальная плавность сохранившейся живописи 15 века (оригинал снимать запрещено).

Остановиться, оглянуться! В увлекательном движении по знаменитой крытой галерее Виктора Эммануила II. (Это фото, пожалуйста,  обязательно – больше со мной нигде нет!)

Кубок Джиро Д’Италия, выставленный в Галерее, ждет победителя известной велогонки, которую сто лет назад организовала спортивная газета для… поднятия тиража!

Поп-арт композиция на площади вокзала Кадорна – игла, ника, и… узелок через дорогу. Игла «сшивает» улицу! Где же еще, кроме столицы моды, мог появиться такой символический объект?

Вокзал Милано Чентрале удивил интерьером и… врачевателями (смотреть главу «Поп-арт и аптека»).

Фото автора
Комментарии
Лидия Давыдова 28 февраля 2020 в 11:12:
Татьяна Ивановна, спасибо Вам! С удовольствием прочитала Вашу статью и вспомнила свои ощущения от встречи с Миланом.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.