В этом сезоне посещаемость местных загородных достопримечательностей выросла на 50%.
22 сентября на пресс-конференции, посвященной итогам туристического года в Омской области и планам на будущий, заместитель министра культуры региона Анна СТАТВА рассказала об основных трендах сезона.
Озеро Эбейты посетили 2 тыс. организованных туристов
Замминистра отметила, что период выдался сложным, но, несмотря на ограничение деятельности объектов туризма и культуры весной и в начале лета 2020 года, количество организованных туристов в Омской области увеличилось. «Как сказал один мой коллега из сферы туризма: «Никто не сделал для внутреннего туризма столько, сколько Covid»! Наверное, я с этим тоже соглашусь. Кризисная ситуация позволила по-новому взглянуть на некоторые вещи и обратить взор на ресурсы внутреннего туризма», – пояснила Анна СТАТВА.
По информации Министерства культуры региона, Муромцевский район в этом сезоне (который начался только 12 июня) на 50% увеличил число посетителей. В прошлом году на территории заказника Озеро Ленево была открыта эколого-туристская тропа, а в 2020-м установлен шатер для проведения мероприятий. «Многие омичи в этом году побывали в местах Омской области, о существовании которыхдаже не знали. Например, порядка 30% туристов, посетивших в данном сезоне озеро Ленево, были на нем впервые», – поделилась информацией замминистра.
Комплекс «Старина Сибирская» в Большеречье открылся в августе и тоже имел прирост посетителей 50% (по сравнению с 2019 годом). Историко-культурный комплекс подстроился под ситуацию – изменил формат работы с туристами, теперь каждый может самостоятельно выбрать схему осмотра экспозиций. Анна СТАТВА анонсировала, что в 2020 году «Старина Сибирская» запатентовала бренд «Сибирские владения Деда Мороза» и в декабре комплекс ждет наплыва посетителей.
На озере Эбейты в этом сезоне тоже наблюдался аншлаг: в 2019 году, по данным министерства, с организованными турами его посетили 800 человек, в 2020-м – 2 тыс. И как отметила замминистра, данные цифры не учитывают самостоятельных посетителей: «Это организованные туристы, которые посетили этнотур. В прошлом году мы на озере установили юрту, в которой тур был реализован, а в этом году там уже мини-городок из четырех юрт. Есть масса туристов, которые пришли самостоятельно, но мы их не считаем. Наша задача состоит в том, чтобы эту территорию обустраивать, минимизировать антропогенное воздействие на нее. Мы прекрасно осознаем все последствия массового туризма, и хотим, с одной стороны, – создать комфортные условия для людей, а с другой – не причинить вреда уникальной территории со степным ландшафтом и элементами полупустынного».
Морезаменители в Омской области
Летний проект «Любинский.Live», который в этом году изменил название (на «Любинский Life») и перешел в онлайн-формат, теперь намерен стать зимним. Анна СТАТВА рассказала, что его планируют провести с 28 декабря по 7 января. Темой мероприятия станет сказка «12 месяцев», местом проведения – улица Музейная.
Замминистра немного рассказала про нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», который планируют принять до конца 2020 года. Ожидается, что реализовываться он будет с 2021 по 2030 год. «Проект сложный, поскольку речь идет о развитии бизнеса. Туризм – это прежде всего бизнес», – подчеркнула Анна СТАТВА.
Предполагается, что в России будут развивать три приоритетных направления – пляжный, культурно-познавательный и экологический туризм. По мнению замминистра культуры Омской области, последний для нашего региона наиболее перспективный: «Мы в прошлые годы делали целенаправленные шаги по развитию экологического туризма, поскольку осознаем, что это самый перспективный вид – и в мире в целом, и в нашей стране в частности». Однако она отметила, что и два других направления смогут реализовываться в Омской области: «Речь идет о том, чтобы создавать пляжи на территории рек и озер. Мы такие морезаменители, безусловно, создавать можем. Далее большой акцент делается на создании кемпингов, автокемпингов и глемпингов по всей стране, обустройстве центров городов и т.д. Если все это успешно реализуем в ближайшие 10 лет, то согласно проекту количество внутренних туристов возрастет более чем в два раза – с 60 млн. человек до 140».
Первый конкурс грантовой поддержки в развитии внутреннего и въездного туризма уже состоялся, прием заявок проходил с 22 сентября по 8 октября, сумма поддержки была заявлена в 3 млн. рублей при условии 30 % софинансирования. Ожидается, что подобные конкурсы будут проходить регулярно. В этот раз средства выделяли на развитие четырех направлений. Во-первых, на приобретение туристского оборудования, модульных гостиниц, оборудования для туристских информационных центров, пунктов проката, объектов туристского показа и развлекательной инфраструктуры, товаров для отдыха и спортивного инвентаря, а также прогулочных катеров, снегоходов, мототехники, электромобилей, микроавтобусов, легковых автомобилей от 6 посадочных мест. Во-вторых, на разработку новых туристских маршрутов, включая маркировку, навигацию, обеспечение безопасности, организацию зон отдыха. В-третьих, на разработку аудиогидов и мобильных приложений-путеводителей по маршрутам. И четвертое направление грантового конкурса – создание и развитие доступной туристской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование развития инклюзивного туризма (оборудование пандусов, подъемников, работы по созданию безбарьерной среды).
К конкурсантам предъявляют нехитрые требования: индивидуальный предприниматель или юрлицо (регистрация не позднее 22 марта 2020 года) должны не иметь задолженностей, не быть банкротом и содержать штат не менее трех сотрудников (это для юрлиц, в ИП возможен один работник, т. е. сам предприниматель).
По информации Министерства культуры, от Омской области на конкурс поступило 23 заявки. В числе участников не только туристские компании Омска, но и базы отдыха, индивидуальные предприниматели. Они предлагают разноплановые проекты – от приобретения туристского снаряжения до создания глэмпинга и разработки турмаршрута. Из 4 тысяч проектов, которые поступили изо всех уголков России, выберут около 400.
Разработчики нацпроекта рассчитывают, что развитие туризма повлияет на полсотни других отраслей, среди которых не только общепит и транспорт, но и дорожное строительство, энергетика, сфера услуг. Одним же из самых ожидаемых эффектов нацпроекта станет увеличение рабочих мест.