Президенту Российской Федерации.
«29» июля 2021 года № 172
Президенту Российской Федерации
Председателю Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности
В.В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Члены Ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «Сибдальвостокгаз» (далее по тексту – Ассоциация) вновь обращаются в Ваш адрес с просьбой принять необходимые меры по ограничению роста оптовых цен на сжиженный углеводородный газ с целью недопущения социальной напряженности, так как в настоящее время складывается критическая ситуация с поставками сжиженного углеводородного газа (СУГ) в регионы РФ, вызванная значительным и продолжительным ростом оптовых цен на СУГ от заводов-производителей.
Необходимо отметить, что за период с декабря 2018 года Ассоциация неоднократно обращалась и в ФАС России, и в Минэнерго России с аналогичной просьбой, однако в ответ получала формальные и бессодержательные ответы.
Однако ситуация с января 2021 года только усугубляется, при этом никаких действенных мер к решению проблемы ни один из государственных органов РФ не предпринимает.
Сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд в России пользуются более 50 млн. человек. СУГ потребляется преимущественно в регионах с низким уровнем развития газораспределительных сетей природного газа или полным отсутствием таковых. За последние годы, по причине отсутствия сетевого природного газа, широкое распространение получила газификация частных домовладений и загородных малоэтажных поселков СУГ, как экологически чистым энергоресурсом.
Учитывая крайне неблагоприятную экологическую обстановку в регионах, где отсутствует природный газ, такой вид топлива, как сжиженный углеводородный газ, является социально важным. Например, в Красноярском крае обещанный к 2025 году магистральный газопровод для поставки природного газа в регион не появился даже на Карте газификации России, размещенной на сайте https://gazprommap.ru/. В аналогичной ситуации находится большинство регионов Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, 1/2 территории России лишена возможности получения природного газа.
В связи с этим СУГ активно используется не только для коммунально-бытовых нужд, но и в качестве моторного топлива для личных автомобилей граждан и для общественного транспорта как альтернатива бензину и дизельному топливу, организации и промышленные предприятия используют СУГ на технологические нужды и нужды отопления объектов инфраструктуры в целях снижения вредных выбросов в атмосферу.
Однако оптовые цены на СУГ с мая 2020 года показывали устойчивый рост. Цены варьировались от 22000 до 30936 руб./тонна. С начала 2021 года вновь произошел резкий скачок цен, значение которых на текущий момент составляет порядка 40000 руб./тонна без учета стоимости доставки до региона потребления.
Ситуацию усугубляет отдаленность многих территорий, особенно Сибири и Дальнего Востока, от основных заводов-производителей СУГ, что создает ощутимую финансовую нагрузку в виде транспортных расходов – от 5 000 до 10 000 руб. на каждую тонну. Рост оптовых цен на СУГ значительно увеличивает себестоимость конечного продукта.
Следует отметить, что в особенно тяжелой ситуации оказались газораспределительные организации, которые вправе реализовывать СУГ населению для коммунально-бытовых нужд исключительно по утвержденным розничным ценам (тарифам).
Согласно требованиям Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФАС России от 07.08.2019 №1072/19, расходы на приобретение сжиженного газа, учтенные в розничной цене СУГ, зависят от значения территориальных биржевых и внебиржевых индексов первичного рынка для Урала и Сибири (код — SIB), рассчитываемых в соответствии с Методикой расчета и публикуемых на официальном сайте АО «СПбМТСБ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spimex.com).
По собранной нами информации от газоснабжающих организаций на территории Сибири и Дальнего Востока при установлении розничной цены на сжиженный газ населению для бытовых нужд на 2020 год закупочные оптовые цены, учтенные регуляторами разных регионов для расчета расходов на приобретение сжиженного газа, колеблются от 11421,67 руб./тонну без НДС (АО «Красноярсккрайгаз») до 15381,40 руб. /тонна без НДС (Иркутская область) без учета транспортных расходов по доставке газа до газонаполнительных станций. Указанная стоимость значительно ниже реально сложившейся на оптовом рынке СУГ.
В настоящее время оптовая цена СУГ без учета доставки для ГРО выше или равна розничной цене, регулируемой государством и обязательной для применения в целях реализации газа населению. У ГРО не хватает средств даже на закупку газа у поставщиков, не говоря уже о затратах на заработную плату, обновление и ремонт оборудования, исполнение обязанностей по уплате налогов и взносов.
В связи с этим существует масштабный риск нарушения бесперебойного и безаварийного газоснабжения потребителей.
Из полученных от ФАС России и Минэнерго России ответов мы с удивлением узнали, что поводов для беспокойства нет, так как бесконтрольно растет только оптовая цена на СУГ, а розничную цену для населения ФАС России «сдерживает». Однако в указанных ответах не содержится рекомендаций касательно того, откуда газораспределительным организациям получить деньги на закупку ресурса по столь высокой цене.
В сложившейся ситуации биржевые механизмы не являются эффективным регулятором оптовой цены на сжиженный газ для коммунально-бытовых нужд граждан. Биржевому рынку по-прежнему не хватает объемов реализации, что вызывает резкий и продолжительный рост оптовых цен.
В стране с огромным количеством природных ресурсов стоимость таких ресурсов для последующей реализации населению не может зависеть от погоды в Китае и тенденций мирового рынка.
В целях минимизации роста платежей граждан на коммунальные услуги, а также роста стоимости газомоторного топлива для автомобилей необходимо незамедлительно принять меры к снижению негативного воздействия резких колебаний рыночных оптовых цен на СУГ.
Подобные меры принимаются в целях недопущения резкого роста цен на бензин, дизельное топливо и авиационный керосин путем использования демпферного механизма, а также в целях недопущения роста цен на сахар и подсолнечное масло – путем заключения соглашений с хозяйствующими субъектами – производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Сжиженный углеводородный газ для населения Сибири и Дальнего Востока является таким же социально значимым товаром, как бензин или сахар, а значит, проблема требует скорейшего решения.
Одной из возможных мер в сложившейся ситуации, на наш взгляд, является введение государственного регулирования оптовых цен на сжиженный газ от заводов-поставщиков в целях минимизации убытков газораспределительных организаций, а также снижения расходов граждан на газомоторное топливо.
Учитывая изложенное, просим Вас принять необходимые меры по ограничению роста оптовых цен на СУГ и урегулировать сложившуюся ситуацию с целью недопущения социальной напряженности в регионах.
Ответ на обращение просим направить на адрес электронной почты info@sibgazovik.ru.
С уважением, представители Ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «СИБДАЛЬВОСТОКГАЗ»: