По словам столичной чиновницы, в Сибири работать до ее прихода не умели.
Седьмого декабря на брифинге, посвященном результатам надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Омской области Михаил ЗАЙЦЕВ прокомментировал публикации в СМИ об уголовном деле, возбужденном в отношении экс-министра здравоохранения Омской области Ирины СОЛДАТОВОЙ:
– В прессе (очевидно, что речь идет об издании БК55 Сергея СУСЛИКОВА. –Прим. авт.) пытались обвинить ФСБ и следствие в предвзятости, заказном характере дела. Кто-то считает, что оно вообще было похоронено. На самом деле расследованием занималась одна из самых опытных следователей управления – подполковник юстиции Юлия РОМАНОВА. Проведен колоссальный объем работы.
ЗАЙЦЕВ напомнил, что речь идет о поставках медоборудования для ковидных больных. По словам руководителя второго отдела, была «изъята вся аукционная документация, изучены все материалы, отработаны все поставщики, которые реализовывали медтехнику по завышенным ценам, проведены обыски в Москве и Санкт-Петербурге, Уфе и ряде других субъектов РФ»:
– Ряд поставщиков оказался номинальным. Некоторые организации по указанным адресам не были зарегистрированы, какие-то директора не смогли даже пояснить, что и когда они поставляли. Кто-то ответил честно, что его попросили и он просто поставил печати-подписи в коммерческих предложениях, определяющих максимальную цену контракта. Использовались фальсифицированные сведения об оборудовании. У некоторых компаний не было аппаратов в принципе, и они приобретали их за счет поступивших от омского Минздрава оплаты, то есть постфактум.
СОЛДАТОВОЙ было предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий с причинением тяжких последствий в виде серьезного ущерба министерству здравоохранения Омской области, которая на период расследования находилась за пределами России. По данным компетентных органов, чиновница успела побывать в Турции, ОАЭ, на Кипре и сейчас по-прежнему находится в розыске. Заочно в ее отношении избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ЗАЙЦЕВ отметил, что СОЛДАТОВА не выходит на связь со следствием, хотя ее адвокаты регулярно наведываются в Омск:
– В СМИ обсуждалось, что якобы в прошлом году был дефицит оборудования и пришлось тратить на него огромные деньги. Мы провели десятки оценочных экспертиз, получили сведения от дистрибьютеров, по какой стоимости оборудование поступило в РФ, от организаций-перекупщиков. Приведу пример для понимания: по одному из контрактов нам поставляли увлажнители для аппаратов ИВЛ. В Омскую область они приобретались по 840 тысяч рублей за штуку (всего 30 штук), при том что, как нами установлено, средняя цена на рынке – не более 260 тысяч (в РФ поступали дистрибьютерам по 180 тысяч). Другие субъекты РФ приобретали увлажнители по 395 тысяч рублей, 600 тысяч, но Омск купил дороже всех. Другой пример: аппараты ИВЛ Aveaпо контрактам для Омской области стоили 4,158 млн рублей за штуку, наша экспертиза показала, что стоимость аппарата не превышает 2,07 млн рублей.
Общий ущерб от закупок СОЛДАТОВОЙ, по версии следствия, составляет свыше 100 млн рублей. ЗАЙЦЕВ объяснил, почему было прекращено уголовное преследование Виктора БАБИКОВА, которого министр наняла на пост директора КУОО «Дирекция по обслуживанию государственной системы здравоохранения Омской области»:
– В тех же публикациях писали, что дело разваливается, а по чьим-то политическим указаниям все решили повесить на СОЛДАТОВУ. Из материалов ФСБ действительно следовало, что за все закупки отвечала дирекция. Но оказалось, что когда Ирина Геннадьевна начинала свой путь в нашем министерстве здравоохранения, она замкнула вопрос приобретения медтехники полностью на себя со словами «вы тут все в Сибири работать не умеете, а я научу, как нужно». СОЛДАТОВА полностью рулила этой темой. Объективно оценив собранные нами доказательства, мы пришли к выводу, что направлять в суд уголовное дело в отношении БАБИКОВА оснований нет. Преследование действительно было прекращено.
Проверяются еще некоторые любопытные факты. В частности, более двух миллионов долларов из средств, перечисленных региональным Минздравом ряду поставщиков медоборудования, были направлены в одну серьезную зарубежную фармацевтическую компанию, которая в свою очередь оплатила в 2021 году некоему гражданину (а может, даже и гражданке) проживание в разных отелях ОАЭ на сумму 29 тысяч долларов.