Это позволяет уже сейчас заняться участками, запланированными только на 2022 год.
Второго сентября заместитель председателя правительства Омской области, министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Антон ЗАЕВ провел брифинг на тему «Экватор ремонта дорог в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Он рассказал, что в рамках реализации регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в Омской области предусмотрено на текущий год 6,556 млрд рублей. На эти средства планируется отремонтировать 77 участков автодорог общего пользования протяженностью 249,26 км (50 объектов регионального или межмуниципального значения в 225,61 км и 27 объектов на территории города в 23,65 км), построить 0,428 км автомобильных дорог в Омске (ул. Чехова; проезд от ул. Дианова до здания 5б по ул. Лисицкого), семь линий наружного освещения 19,471 м. Для сравнения: в 2020 году на 4,8 млрд рублей было отремонтировано 192,8 км автомобильных дорог. ЗАЕВ уточнил, что на текущий момент заключено 32 контракта на реализацию 71 объекта из 77 запланированных на сумму 6,360 млрд рублей. До 10 сентября будут заключены контракты еще по трем объектам – линиям наружного освещения на сумму 5,8 млн рублей.
Доля протяженности нормативных автодорог в Омске по итогам этого года превысит 77% (при плане в 74,5%, который был перевыполнен еще в 2020 году), а доля дорог регионального и межмуниципального значения Омской области составит 43,6 % (по итогам 2020 года было 41,9%). Работы развернуты на 68 объектах (31 – в городе, 37 – на дорогах регионального или межмуниципального значения). Оперативное выполнение составляет 4,5 млрд рублей (69,5%). На 44 объектах укладка асфальта завершена, ведется приемка документов, оплачено 53,5% работ на сумму 3,5 млрд рублей.
На реализацию регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в 2022 году пока предусмотрено финансирование в размере 5,158 млрд рублей. 61,9 % на сумму 4,2 млрд рублей уже законтрактовано, то есть, как подчеркнул министр, и по следующему году регион идет с опережающими темпами. Заявка на опережающее финансирование (1,9 млрд рублей, 40% от запланированных объемов на 2022 год) направлена в ФДА «Росавтодор», чтобы уже в этом году рассчитаться с подрядчиками.
В силу получившейся экономии из общего объема финансирования мероприятий по ремонту дорог 14,4% направлено на финансирование социально значимых объектов. 56,2 млн рублей в этом году будет потрачено на дорожную безопасность в Омске – установку светофоров и видеокамер, организацию пешеходных переходов и нанесение дорожной разметки.
В текущем году закончена реконструкция моста через реку Тарбуга на автомобильной дороге Омск – Нижняя Омка – граница Новосибирской области в Кормиловском районе. Завершается реконструкция моста через реку Омь на автодороге Горьковское – Калачинск – Оконешниково в Калачинском районе. Движение транспорта по мосту планируется запустить 15 сентября. Сумма контракта – 447 млн рублей, из них 352 млн рублей – федеральные деньги.
Дополнительное федеральное финансирование в виде 800 млн рублей будет потрачено на ремонт 18 дорог в 11 муниципальных районах общей протяженностью почти 56 километров. Планируется завершить все работы до середины октября. За счет дотаций из федерального бюджета Минстрою Омской области дополнительно определены средства в размере 500 млн рублей. Из них 220 млн рублей направят на ремонт 11 областных дорог протяженностью 31,54 км, 280 млн рублей – на ремонт городских межквартальных и внутриквартальных проездов (76 штук), подъездных и пешеходных путей к образовательным учреждениям (47 штук), на аварийно-восстановительный ремонт дорог (48 штук), установку павильонов ожидания на ООТ (более 100 штук), ремонт дорог вблизи образовательных учреждений (10 штук).
По итогам 2021 года объем дорожного фонда Омской области составит 14,2 млрд рублей, что на 2,2 млрд рублей больше чем в 2020 году. Планируется отремонтировать более 450 км автомобильных дорог регионального и местного значения и построить более 25 км. ЗАЕВ также рассказал, что в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» федеральный Минсельхоз одобрил заявку Омской области на финансирование в 2022 году 11 объектов в размере 655,4 млн рублей – это самый крупный объем средств в стране, выделенный региону на развитие сельских дорог. Также Омская область, со слов ЗАЕВА, лидер в Россию по количеству уже выполненных объектов:
– Заместитель председателя Правительства РФ Марат ХУСНУЛЛИН, курирующий проект «Безопасные качественные дороги», ставит перед регионами задачу – работать на опережение. Денежные средства на это есть. Мы задачу успешно выполняем. Тот млрд рублей, на который мы выполнили работу в 2020 году за 2021 год, нам восстановили. И в этом году мы идем по тому же пути, запросили сдвижку, повторюсь, на 1,9 млрд рублей, но какую сумму одобрят, не знаю. Но если мы будем идти такими темпами, то перешагнем порог в 85%. Уверен, что национальный проект «Безопасные качественные дороги» будет продолжаться. Он уже формируется на 2024-2030 годы. Мы все с нетерпением этого ждем. Тенденция, как видим, к увеличению федерального финансирования. К 2024 году долю нормативных региональных и межмуниципальных дорог в Омской области мы доведем только до 50%, поэтому еще есть к чему стремиться.
ЗАЕВ отметил, что и подрядчики стали куда более серьезно подходить к делу – обновляют автопарк, приобретают асфальтобетонные заводы, увеличивают штат, берут в лизинг новую технику. Контрактоваться чиновники стараются заблаговременно, потому и компаниям проще планировать свою работу. Впрочем без замечаний не обходится:
– Активно ведем работу по гарантийным обязательствам. В этом году выявлено 639 замечаний, 499 уже устранено, остальные требуется устранить до первого октября. Как правило речь идет о таких дефектах, как трещины, разрыв дорог, размыв обочин. Нас проверяет «Сибуправтодор», они тоже выезжают на все объекты. Предписания в электронном виде заносятся в систему «Эталон». Плюс у нас есть «РосДорТехнологии», они раз в год выборочно проверяют дороги.
Говоря о проблемных участках, которые пришлось облагораживать, министр неожиданно включился эмоционально:
– Какое направление ни возьми, межмуниципальные дороги все по-своему тяжелые. Муромцево, Седельниково... Если ехать на Тару – помните, в прошлом году там грузовики валились, когда пришла весна, и всю дорогу разбило? К Называевску – такое ощущение, что война прошла... К Русской Поляне раньше невозможно было доехать.
И немного добавил про город:
– Если говорить про пробки в Омске и сравнивать их с какими-то другими городами, то в Омске пробок нет. Взять, например, тот же Новосибирск, по сравнению с ним у нас нет пробок. Масштабная реконструкция – дорогостоящая история, земельные участки, выкуп их, если там есть какая-то частная собственность, коммуникации... Когда мы строили на З-ю Островскую, вспомните, сколько проблем поимели, хотя до этого существующей дороги там не было. Наша стратегия все-таки сначала отремонтировать существующую сеть, чтоб было комфортно передвигаться всем – и автомобилистам, и пешеходам. Будем двигаться шаг за шагом, не гонимся сразу за глобальными вещами.