Цифровые технологии поглотили мир, а Россия задумалась об электроэнергии, которая на это тратится.
2021 год можно смело назвать бумом криптовалюты: капитализация отрасли превысила 3 трлн долларов. На мутных схемах вкладчики потеряли более 7,7 млрд долларов – это на 81% больше, чем в 2020 году. Невероятному росту рынка способствовало несколько факторов. Во-первых, криптовалюта привлекла от венчурных фондов около 30 млрд долларов – больше, чем за все годы своего существования. Тому способствовал активный спрос: весь год возникали финансовые сервисы, арт-проекты, децентрализованные соцсети и, конечно, игры, в которых можно зарабатывать. «Коммерческие Вести» рассказывали об этом в прошлогоднем обзоре. Во-вторых, волну вызвали и личные инвестиции звезд мирового уровня: например, в феврале в биткоин вложился самый богатый человек на планете, предприниматель и изобретатель Илон Маск, потратив на покупку 1,5 млрд долларов. Впрочем недолго музыка играла: сам Маск отказался позже принимать платежи в виде биткоина в Tesla – из-за запретов на цифровые активы в Китае и того, что их майнинг вредит окружающей среде. Зато криптоплатежи, и это, в-третьих, начали принимать многие мировые кофейни и кинотеатры, разрабатывают возможность оплачивать заказ альткоинами гиганты Walmart и Amazon, финтех-компании вроде PayPal, Mastercard и Block добавили цифровые активы в списки традиционных валют. В-четвертых, биткоин впервые в мире признали официальной валютой – в Сальвадоре. Не обошлось, впрочем, без уличных протестов: авторитарное правительство в очередной раз заставило сомневаться в своей честности, неподкупности и антикоррупционогенности.
Все это способствовало возникновению в прошлом году десятков новых альткоинов.
– Их очень много, и каждый день появляются новые. Не могу давать рекомендаций, к каким стоит присмотреться, не все стартапы становятся на ноги. Но ситуация совсем не похожа на 2017 год, сегодня заметен более серьезный подход разработчиков, хотя все еще есть собиратели бюджетов. Рано или поздно случится переизбыток альткоинов и мы увидим глубокую коррекцию положения. Отрасли криптовалюты для развития нужны грамотные специалисты, – объясняет Сергей КИРЬЯНОВ, соорганизатор омского блокчейн-сообщества.
Некоторые государства, чтобы совладать с ситуацией, принялись изобретать цифровые аналоги привычных денег – в том числе Китай и Россия. По сути, это те же национальные деньги, контролировать которые будут государственные центробанки, – только в онлайне. «Тема цифрового рубля в настоящий момент достаточно сырая. Польза от его внедрения для населения не очевидна, потенциальные затраты очень значительны, а конкуренция с существующей банковской системой ставит под сомнение возможность скорой реализации этого проекта», – полагает Евгений ЛЫСАК, заместитель директора ЗАО «Октан-Брокер. «Все зависит от реализации: можно сделать хорошо, а можно просто убить все неверными решениями», – считает Сергей КИРЬЯНОВ.
Не обошлось и без скандалов: альткоины светились и в выводе денег, и в уклонении от налогов, и при покупке наркотиков, в том числе в Омске. Однако, по мнению КИРЬЯНОВА, это не бросает тень на репутацию криптовалюты как таковой: «Все жеэто единичные случаи. При грамотной работе полиции они могут даже помочь повысить их результаты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Вывести майнинг из тени способно понятное и грамотное налогообложение. Серыйсектор и возник из-за недопонимания и страха, потому что система не налажена. Также было с самозанятыми– сначала было неясно, как что оформлять, а теперь люди регистрируются и честно платят налоги».
Любопытно, что резкий рост майнинга криптовалюты в России неожиданно стал одной из болезненных тем ушедшего года для энергетиков. Теперь они активно лоббируют перевод ферм, формально относящихся к энергопотреблению граждан, на более высокие коммерческие тарифы. По неофициальной информации наших коллег из «Коммерсанта», регуляторы намерены изменить правила тарифообразования для потребителей в жилом секторе. «В нашей стране все сложно с законами и еще сложнее с их реализацией и контролем выполнения, – комментирует КИРЬЯНОВ. – Для энергетиков как для бизнеса майнеры– это, напротив, очень хорошо: они потребляют электроэнергию постоянно, энергетики сами дают лимиты по потреблению населению и организациям, и если кто-то потребляет сверх меры, то платит штрафы. Так что я не понимаю, в чем проблема... Пусть они начнут с того, что в каждом городе-миллионнике откроют помещения для размещения ферм с тарифом, который их устроит. Уверен, это будет пользоваться спросом».
Наконец, тренд NFT, начавшийся еще в 2017-м с блокчейн-игры CryptoKitties, возымел свой хайп в 2021 году. Невзаимозаменяемый токен – это токен, с помощью которого создается цифровой слепок для уникального объекта. Например, песня, картина, кинолента или другое произведение. По сути, это цифровой сертификат, возможность зафиксировать уникальное право на владение предметом цифрового искусства по типу того, как в невиртуальной реальности защищается право собственности на материальное имущество путем внесения записи в государственные реестры. «Невзаимозаменяемые токены NFT – это новый этап для развития метавселенных, искусства и гейминга», – отмечает Сергей КИРЬЯНОВ. По данным DeFi-трекеров, в общий объем продаж NFT в конце 2021 года превысил 13 млрд долларов, хотя еще в начале года составлял всего около 2,5млрд, а в 2020-м и того меньше – 14 млн.
А вот текущий год начался с серьезного падения рынка криптовалют. Биткоин за первую неделю подешевел почти на 12%, другие ведущие криптовалюты потеряли до 22%, обновив многомесячные минимумы – сказалось и ужесточение денежно-кредитной политики ФРС, и беспорядки в Казахстане, одного из мировых лидеров майнинга. По оценкам экспертов, снижение котировок может продолжаться еще несколько недель, пока рынок не переварит полученные новости.
– Развитие криптоиндустрии мне видится следствием наличия в финансовой системе излишней ликвидности.Крипторынок выступает своеобразным клапаном для выпуска пара в виде наиболее «горячих» денег, – считает Евгений ЛЫСАК. – По мере ужесточения денежно-кредитной политики и изъятия ликвидности с рынков криптовалютам предстоит серьезная конкуренция с реальными активами, и в условном выборе между биткоином или акциями Газпрома я бы делал ставку на долю в компании, которая имеет прибыль и делится ею с акционерами».
КИРЬЯНОВ все же уверен, что криптовалюта годится для использования в повседневной жизни:
– Не так давно по всей стране внедрили кассы, выдающие чеки с QR-кодами, в которых содержится информация о том, что когда и как было куплено. Переход на блокчейн займет не больше времени.
Эксперт не может с уверенностью сказать, что для альткоинов нынешний год будет столь же бурным:
– Тем не менее если верить в четырехгодовые циклы, то максимума цены еще не было.
Рынок только набирает топливо для роста. Так что, вероятно, именно в этом году мы увидим максимум. Биткоин может стоить в диапазоне 000-250000.
P.S. 14 января в 17.30 по омскому времени биткоин стоил 50 246,95 доллара, или 3 200 474,97 рубля.