Это, конечно, зондаж общественного мнения или даже троллинг.
11 февраля в «Независимой газете» была опубликована статья помощника президента РФ Владислава СУРКОВА «Долгое государство Путина». По заявлению пресс-секретаря президента Дмитрия ПЕСКОВА, в ней изложена личная точка зрения автора. «КВ» спросили читателей:
Каково ваше мнение о статье Владислава СУРКОВА?
Вот что нам ответил историк, краевед, директор Омского филиала Российского фонда культуры Алексей СОРОКИН:
— Если оценивать статью в современных контекстах, то это, конечно, зондаж общественного мнения или даже троллинг, то есть попытка посмотреть: как на это отреагируют разные слои российского общества.
Но если рассматривать ее как политологическое эссе студента третьего курса (а она напоминает именно его: пришел сдавать, что-то почитал, но видно, что в голове мешанина), то тут привлечены разные исторические аналогии. Во-первых, в явном виде автор цитирует либерала Чхартишвили — Бориса Акунина, отстаивающего в последней своей серии «История Российского Государства» идею нескольких состояний российской государственности, которые последовательно сменяли друг друга. Во-вторых, далее он почему-то удаляется в сказания о судьбе Темучина-Чингисхана. Формулировка «люди длинной воли» взята именно из «Сокровенного сказания» монголов, там под этим словом подразумеваются молодежь, не связанная с племенной элитой, «безотцовщина», как и сам Темучин, которую он собрал вокруг себя. Понимая, что в традиционном татаро-монгольском обществе им ничего не светит, они объединились вокруг военного вождя и в результате захватили всю Евразию.
В целом же если рассматривать эту статью как политологическое эссе, то природа нашего режима разъяснена и давно понятна – это бонапартистский режим, который закономерно появился как итог незавершенной буржуазно-демократической революции (которой была наша перестройка). Ахиллесова пята любого бонапартистского режима – это проблема преемственности. Есть харизматический вождь. А когда он заканчивается, что дальше? Где взять следующего «гениального вождя и учителя»? Большой вопрос.