По словам депутата, педагоги уже грустно шутят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две есть некогда.
В понедельник, 24 июня, в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации». Их организатором выступил Комитет по образованию и науке, где первым заместителем является омский депутат Олег СМОЛИН. Он и сам выступил на этих слушаниях. Предлагаем читателям часть его выступления:
Зарплаты
— Коллеги, если верить опросам Общероссийского народного фронта, то среди 1 тысячи 300 учителей 44 процента заявили, что в их школах не хватает математиков, 39, что учителей иностранного языка, 30, что учителей русского языка, 26, что учителей начальных классов.
Понятно, что объяснение даёт другой опрос Общероссийского народного фронта (это 2016 год), согласно этому опросу в 75 регионах Российской Федерации из 85 указ президента в части оплаты учительского труда так и не выполнен.
Когда мы сообщаем учителям официальные данные о том, сколько они получают, в большинстве регионов они крайне удивляются тому, какая существует официальная статистика.
При этом средняя нагрузка российского учителя, согласно данным того же Общероссийского народного фронта, ещё в 2016 году была 28 уроков в неделю, то есть более полутора ставок, а по данным РАНХиГС, соответственно, в 2018 году количество учителей, которые работают на две ставки, уже превысило 13 процентов.
Как учитель по первой специальности, я хочу сказать, что нормально работать в такой ситуации невозможно, либо ты нормально не живёшь, либо ты не отдаёшь детям то, что ты должен им дать, прежде всего, педагогическое внимание и личностное влияние. Практически эмоциональное выгорание при такой ситуации неизбежно. Неслучайно наши коллеги-педагоги грустно шутят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две есть некогда.
И если ситуация не изменится, коллеги, кадровый кризис в образовании неизбежен.
Очень глубоко и неравенство региональное в оплате педагогического труда. По данным специального исследования средняя зарплата учителя в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017 году составила 96 тысяч, в Алтайском крае около 20, отличалось почти в пять раз. В 2018 году московское правительство за один из кварталов заявило, что средняя зарплата в Москве 107 тысяч рублей.
Коллеги, я очень рад за московских учителей, но при этом хочу сказать, что мы не можем игнорировать принцип равной оплаты за равный труд.
Проблема дебюрократизации.
Коллеги, она стала почти столь же острой, как и проблема статуса педагогического работника.
В комитете Госдумы прошлого созыва была создана специальная рабочая группа, Соответственно, по официальным данным комитета каждое учебное заведение ежегодно заполняет более 300 отчётов по 12 тысячам, примерно, показателей. Педагоги и директора жалуются на рост контрольных процедур, при этом 80 процентов контрольных процедур не связаны с работой органов управления образованием или органов надзора в сфере образования.
Мало того, согласно сравнительным международным исследованиям, российский учитель занял первое место по количеству времени, которое они затрачивают на бюрократические процедуры. Кстати, по данным того же Общероссийского народного фронта если считать не только горловую нагрузку, но в целом нагрузку учителя, она составляет 68-70 часов в неделю, уважаемые коллеги.
Комитет Государственной Думы подготовил соответствующее предложение по дебюрократизации образования. Ключевые: одна проверка в год не более, не более одной проверки в год, и, соответственно, ещё одно ключевое предложение – это запрет запрашивать информацию, которая должна размещаться на сайтах образовательных организаций. В противном случае, как говорил директор школы из Краснодара на наших парламентских слушаниях, принцип образовательной политики будет такой: "Дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать национальный проект "Образование".
Заканчивая, хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, два древних афоризма: "Знание – это свобода", древний Евангелий от Филиппа, и Сократ: "В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить". Я убеждён, что российскому учителю по силам решение важнейших задач, просто государство ему должно помочь по-настоящему. Спасибо за внимание.