7 июля 2019 года от Тобольских ворот Омской крепости яхта «Сибирь» поднимет якорь и отправится в кругосветную экспедицию вокруг Земли.
Идея кругосветки возникла ни сразу и не вдруг. Прежде всего яхта «Сибирь» в 2000–2001 годах уже обошла нашу планету под командованием капитана Сергея Борисовича ЩЕРБАКОВА. Поставленную задачу экипаж с честью выполнил. В 2017 году под руководством ЩЕРБАКОВА началась подготовка к новой кругосветной экспедиции к берегам Антарктиды. Планировалось пройти намеченный маршрут на более мощной яхте «Сила Сибири». У новой яхты был прочный металлический корпус, а водоизмещение – 108 тонн против 8 тонн «Сибири». Однако по злой иронии судьбы в 2018 году яхта «Сила Сибири» во время шторма потерпела кораблекрушение в районе острова Майорки, что находится около берегов Испании. Обследование показало, что яхта восстановлению не подлежит. Экипаж был вынужден в срочном порядке готовить к походу старую яхту «Сибирь».
Небывалое по своей сложности плавание на яхте «Сибирь» к берегам белого континента посвящается 200-летнему юбилею открытия Антарктиды русскими моряками.
Из истории. В 1820 году военные парусные корабли под командованием Ф.Ф. Белинсгаузена и М.П. Лазарева отшвартовались от пирса Санкт-Петербурга и взяли курс к неизведанным берегам. Преодолев штормы и ветры корабли достигли желаемой цели. Так на морских картах вместо белого пятна появился новый континент Антарктида. Грандиозное по своему масштабу открытие подняло престиж России в политических и военных кругах морских держав мира.
В выходные дни мы побывали на яхте «Сибирь». В последние дни перед стартом экипаж проверяет боеготовность яхты к длительному походу.
Капитан Сергей ЩЕРБАКОВ заявил:
«Яхта готова к походу. Корпус хотя выполнен кораблестроителями из фанеры, но пропитан специальными влагонепроницаемыми смолами. Такая фанера по крепости не уступает металлической. За время подготовки экипаж подготовлен со знанием правил плавания в международных водах. У всех бодрое настроение, все ждут дня и часа отплытия судна. Экипажем запланировано дойти на яхте «Сибирь» до шестого континента – Антарктиды – и вернуться в Омск через 15 месяцев в октябре 2020 года».
Экипаж состоит из шести членов команды, капитана, первого помощника и четырех матросов. В судовой роли не значится должностей рулевых. Каждый матрос будет нести вахту у штурвала. У всех имеются документы на право управлять парусным судном.
Экипаж разделен на три вахты по два человека в каждой. Четверо членов экипажа: Сергей ЩЕРБАКОВ, Владимир ЗАЗДРАВНЫХ, Сергей ЛЕБЕДИНСКИЙ и Александр АЗАРОВ – составляют костяк экипажа, который не будет меняться на всем протяжении плавания. Остальные два члена команды будут меняться. Так, первая смена произойдет в Салехарде. Вторая – в Санкт-Петербурге. Остальные будут уже меняться в иностранных портах. Добираться матросы будут самостоятельно.
Во время похода труд членов экипажа не оплачивается. Они возьмут отпуска за свой счет или уволятся с основной работы.
Например, матрос Сергей ЛЕБЕДИНСКИЙ после окончания педагогического института работал учителем в гимназии №19. Стаж плавания – 3 года.
У Александра АЗАРОВА стаж – 4 года. Участвовал в сложных переходах по рекам и морям. В 2018 году плавание на яхте «Сила Сибири» чуть не закончилось для него трагически около испанского побережья у острова Майорка.
Александр рассказал:
«Сильный шторм сорвал яхту с якорей и выбросил на камни. В этом вины экипажа нет. Стихию не всегда удается победить. Ни каких женщин на яхте не было. Все, что пишут журналисты об этом, – просто их выдумка. Наталья ЗАИКИНА была членом экипажа на яхте «Сила Сибири». Она врач, хирург по профессии. Кроме того, обучала нас как правильно оказывать медицинскую помощь пострадавшим, а также сформировала нашу корабельную аптечку. За две недели до кораблекрушения у ЗАИКИНОЙ закончилась виза, и она улетела в Россию».
В принципе, экипаж можно увеличить на два человека, но трудность в том, что не хватает спальных мест в жилых каютах. Таким образом полная нагрузка распространяется на меньшее число команды.
И еще одна особенность: весь маршрут Омск – Антарктида – Омск будет осуществлен без зимовок.
Пожелаем экипажу в оставшиеся дни до старта 7 июля хорошего настроения и бодрости духа!
© Фото автора