Фирмы-однодневки уходят в прошлое: в Омской области их осталось только 5 процентов (полный текст).
УФНС России по Омской области провело 28 мая публичные слушания.
Омский бизнес выходит из тени
Слушания касались результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований по теме «Высокорисковые отрасли в Омской области через призму контрольно-аналитической работы налоговых органов». На встречу были приглашены бенефициары из сфер строительства, дорожно-ремонтной, транспортных услуг, оптовой торговли и прочих.
Руководитель контрольно-аналитического отдела УФНС Елена ЗАЙЦЕВА рассказала о высокорисковых отраслях с точки зрения своего ведомства. Для определения рисков и контроля за операциями налогоплательщиков ФНС разработала автоматизированную систему контроля за налогом на добавленную стоимость (АСК НДС-2). Она содержит более 80 критериев риска, связанных с уплатой налогов на основе сопоставления счетов-фактур налогоплательщика и его контрагентов, что позволяет ей определять налоговый разрыв, сумму, которая не поступила в бюджет.
Глава УФНС по Омской области Владимир РЕПИН в ходе работы обратил внимание на то, что главная задача контрольно-аналитической работы налоговой – это дать возможность налогоплательщику избежать выездной проверки:
— Это тот инструмент, который мы исповедуем, и просим, чтобы вы его не боялись. Механизм позволяет нам увидеть всю цепочку хозяйственных операций. В ближайшее время у налоговой службы появится новый ресурс, он позволит вам частично видеть АСК НДС-2, т. е. риски, которые есть в вашей работе, чтобы понять, что можно исправить. Мы приглашаем к диалогу с налоговыми органами: проще уточнить, чем переживать выездную налоговую проверку.
АСК работает с 2013 года. Тогда уровень налогового разрыва определялся в 9 процентов, сейчас этот показатель снизился до 1 процента. «С этого времени зафиксирован минимальный процент организаций, которые можно назвать фирмами-однодневками. Их количество сейчас менее 5 процентов от действующих организаций», – рассказала Елена ЗАЙЦЕВА.
По данным налоговой службы, в 2018 году количество деклараций, которым присвоен статус транзитных, снизился на 4,5 тысячи (по сравнению с 2017 годом), число нулевых деклараций – на 2,5 тысячи, а вот декларации реального сектора экономики увеличились на 2 тысячи.
— Это свидетельствует о выходе части организаций из теневого сектора экономики, – уверена руководитель контрольно-аналитического отдела УФНС.– Из общего количества деклараций высокий уровень риска присвоен семи процентам в 2017 году, одному — в 2018-м, т. е. можно сказать, что использование фирм-однодневок постепенно уходит в прошлое. А вот число деклараций, которым присвоен низкий налоговый риск и к кому у налоговых органов претензий нет, увеличено в 2018 году на 66 процентов.
Кто заинтересует налоговые органы
Если организация, реально ведущая хозяйственную деятельность, взаимодействует с компанией с высокими налоговыми рисками (она не обладает ресурсами, активами для осуществления хоздеятельности, не представляет декларацию либо делает это для видимости), то УФНС начнет сбор доказательств о фиктивности проводимых ею операций. Если налоговая видит компанию с высоким налоговым риском (по адресу не располагается, руководитель – лицо номинальное, фактическое руководство не осуществляет, документы не подписывает, а денежные средства со счетов обналичены), то передает информацию правоохранительным органам для возбуждения уголовного дела за незаконное использование документов для образования юрлица, информирует банки (для приостановления договоров банковского обслуживания) и регистрирующие органы (для внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ).
Так, в 2018 году из ЕГРЮЛ были исключены более 5 тысяч недействующих налогоплательщиков, внесены записи о недостоверности в отношении 6 тысяч организаций. «Этот показатель более чем в три раза превышает цифры 2017 года. В правоохранительные органы направлены 224 материала, что на 69 процентов больше прошлого периода. Возбуждено 94 уголовных дела. Наша задача – по каждой декларации с высоким риском установить выгодоприобретателя, т. е. заказчика схем, узнать, в чьих интересах сформирован этот фиктивный документооборот», – рассказала Елена ЗАЙЦЕВА. Для выполнения этой задачи в налоговой создано специальное подразделение аналитиков.
Сотрудники УФНС по Омской области предостерегают омичей от излишней наивности в отношении их возможностей:
— Многие налогоплательщики, полагаясь на межтерриториальную разрозненность налоговых органов, регистрируют для создания фиктивного документооборота организации в налоговых органах иных субъектов РФ. Анализ установленных в 2018 году выгодоприобретателей показал, что более 50 процентов неправомерно заявленных сумм приходятся именно на выгодоприобретателей иных субъектов РФ. За I квартал этот показатель достиг 62 процентов. Смысла в этом нет, – предостерегла Елена ЗАЙЦЕВА.
Строительство, оптовая торговля и транспортные услуги – в зоне риска
Она пояснила участникам слушаний, что традиционно декларации с высоким риском предоставляются для использования схем в строительстве, оптовой торговле и оказании транспортных услуг: «Предприятия строительной отрасли зачастую используют в документообороте операции с фирмами-однодневками, якобы перекладывая часть работы на субподрядную организацию. В основном это делается для вывода заработной платы официально нетрудоустроенным работникам либо для приобретения товара у лиц, которые не являются плательщиками НДС». На отрасль строительства приходится 30 процентов рисковых схем.
На втором месте оптовая торговля: 15 процентов всех установленных налоговой выгодоприобретателей в «серых» схемах. Наиболее распространенной схемой в Омской области (кроме банального приобретения товара у несуществующей организации) является комиссионная торговля: налогоплательщики, реально осуществляющие деятельность по приобретению и реализации товара, скрывают свою деятельность договором комиссии. При этом для удлинения цепочки используют комиссионеров и субкомиссионеров, в итоге конечный комитент НДС в бюджет не выплачивает.
— Также распространение получила схема, по которой производители нефтепродуктов с целью уклонения от уплаты акциза и НДС реализуют подакцизные товары, например дизельное топливо под видом другого товара, например, дистиллята газового конденсата, – рассказала Елена ЗАЙЦЕВА и пояснила:– При этом в ходе проверок устанавливается, что фактические покупатели использовали приобретенный товар по назначению дизельного топлива, т.е. для заправки транспортных средств с дизельными двигателями. Такие схемы, как правило, межрегиональные, поэтому на базе межрегиональных инспекций по округам организованы рабочие группы, которые координируют действия налоговых органов.
Рисковыми операциями занимаются и компании, оказывающие услуги по грузоперевозкам. Они фактически не являются плательщиками НДС: оказание услуг оформляется через фирмы-однодневки. Такими схемами в Омской области воспользовалось около 9 процентов выгодоприобретателей.
Говоря о наиболее высокорисковой в плане налогов отрасли – строительстве, Владимир РЕПИН заметил:
— Возможно, строители и не от хорошей жизни придумывают эти схемы. Для чего они их используют? Для оптимизации своих расходов. Мы видим, что условия, которые задаются в дорожном строительстве, изначально подвигают предпринимателей, чтобы начать использовать эти схемы. Может быть, учитывая большой объем средств, который идет в последние годы на строительство – а это миллиарды, здесь не хватает регулирующей роли власти? Ведь поднимаются и вопросы разрешительной документации, и подключения, и работы с монополистами. Да, это не тематика налогового органа, но когда мы погружаемся в проверку, то видим и эти проблемы в том числе. К органам власти пожелание: чтобы регулирование этих сфер не давало дополнительных возможностей налогоплательщикам создавать эти схемы.
ЕГРЮЛ сомневается в достоверности сведений
Подробно о формировании прозрачной налоговой среды и достоверности сведений в ЕГРЮЛ рассказала начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС Светлана ДОБРОТВОРСКАЯ. В частности, она заметила: при регистрации проверка обязательно проводится, если указанный адрес, руководитель, учредитель являются массовыми, т.е. он руководит более чем пятью юрлицами, или если организация пытается изменить адрес или реорганизоваться в ходе проверки и т.д. В первом квартале 2019 года вынесено 267 решений о приостановлении регистрации: в 37 процентах случаев сведения оказались недостоверными и регистрирующий орган отказал в регистрации.
Если сведения уже внесены в реестр, но есть сомнения в их достоверности, они тоже подвергнутся проверке:
— Нередко в ходе осуществления налогового контроля появляются сведения об отсутствии организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу или непричастности руководителя и участников к ее деятельности. В ряде случаев старт для проведения проверки дают обращения. Они поступают как от госорганов, коммерческих, общественных организаций, так и от граждан.
Сегодня в Омской области состоит на учете 41,5 тысячи юридических лиц, а записи о недостоверности внесены в отношении 10,5 процента. Из них 46 процентов занимаются торговлей, 20 – из сферы строительства, 9 процентов связаны с обрабатывающим производством, пошивом одежды, производством напитков, табака и т. д., 8 процентов – из областей транспортировки и хранения, операций с недвижимостью, права и бухучета.
Информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ доступна всем пользователям. И она не безобидна. Руководители и учредители таких организаций в течение трех лет не смогут возглавить или создать другие юридические лица. По истечении шести месяцев организация может быть исключена из реестра по решению регистрирующего органа: за первый квартал 2019 года в Омской области было исключено из ЕГРЮЛ 1801 юрлицо, в том числе 836 недействующих и 965 организаций с записью о недостоверности сведений.
За преступления, связанные с госрегистрацией, предусмотрена уголовная ответственность. На данный момент судом вынесено 77 обвинительных приговоров. В качестве наказания применяют штрафы, исправительные работы. Ответственность за ложные сведения в ЕГРЮЛ понесут и люди, которые согласились числиться руководителями, не собираясь реально работать в этой должности. Тот, кто за деньги или по дружбе передает свой паспорт для регистрации, для налоговой является подставным лицом, и ему могут предъявить требования по обязательствам организации, которой он «руководит».
Предприниматели (как и обычно, на общественных слушаниях в налоговой) вопросов задавали мало. Только одна участница мероприятия Ирина ЧЕРНОКОВА уточнила, когда же четко заработает программное обеспечение налоговой службы и будет исправлен сбой, который позволяет списывать с налогоплательщиков недоимки по налогам, образовавшиеся при его уплате до срока:
— Когда с нас налоговая дважды снимает 5 рублей 60 копеек, а потом еще трижды – судебные приставы, это забавно. Но когда начинают приходить требования по налогам в 200-500 тысяч, которые мы уже добросовестно заплатили, это уже не смешно.
Ранее текст полностью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 июня 2019 года