Все рубрики
В Омске понедельник, 20 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,4137    € 104,8609

Иван ТРОФИМОВ, замминистра сельского хозяйства Омской области: «План-минимум для «Зерна Сибири» – экспортировать 850 тыс. тонн зерна урожая 2019 года...»

19 октября 2019 07:50
2
7741

«Если бы на аграриев оказывалось давление, то акционеров у «Зерна Сибири» было бы 500, а не 113». 

Зачем создан глобальный посредник АО «Логистическая компания «Зерно Сибири», да еще и с участием государства, в чем его преимущества, кто будет возить зерно в Японию  и на что будет тратиться уставный капитал этой компании в размере более 500 млн рублей? На эти и другие не менее важные вопросы обозреватель «Коммерческих вестей» Николай ГОРНОВ попытался найти ответы в беседе с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Иваном ТРОФИМОВЫМ.

– Иван Евгеньевич, хочется понять логику: зачем была создана компания «Зерно Сибири» с участием государства и чем не устраивает существующая рыночная схема, по которой происходит экспорт зерна из региона? В 2018 году, по словам губернатора, из региона вывезли 1,9 млн тонн при урожае  3,2 млн тонн, разве этого мало?

– Вообще создание акционерного общества с участием государства и такого количества бизнеса – это для Омска прецедент. 51% акций у Омской области, еще 49% распределены между 112 участниками, среди которых и крестьянско-фермерские, и коллективные хозяйства, суммарно все участники этого акционерного общества обрабатывают порядка 800 тыс. гектаров посевных площадей. Проект «Зерно Сибири» подразумевает три основных направления. Первое направление – это, разумеется, консолидация объемов с целью максимально выгодной для производителей реализации зерна, создание максимально короткой цепочки от сельхозтоваропроизводителя до конечного потребителя. Один производитель конечному потребителю всегда менее интересен, и он просто вынужден пользоваться услугами посредников. Более мелкие посредники формируют товарные партии зерна на местах, перепродают их более крупным посредникам, те в свою очередь везут партии до FOB-порта, где продают еще более крупным посредникам, следующие формируют еще более крупные партии и уже везут до CIF-порта, то есть в страну покупателя, а там уже действуют объединенные компании, которые заключают крупные сделки с конечными покупателями зерна. Иногда в таких зерновых цепочках бывает до нескольких десятков посредников.

Второе направление – объединение потребностей, чтобы снабженческая функция была максимально эффективной. Условно говоря, в больших объемах удобрения, средства защиты растений и ГСМ приобретать всегда выгоднее, чем в малых. Если покупать не тонну дизельного топлива, а тысячу тонн, то цена будет другая, разумеется. Третье направление – это история, связанная с восстановлением, скажем так, логистического маршрута для экспорта зерновых из Омской области по воде, что дает существенную экономию логистических затрат. В целом Россия произвела в прошлом году 132 млн тонн зерновых. Из них 50 млн тонн – излишки. Мы аграрный регион, в масштабах страны – заметный, Омская область, как вы правильно сказали, произвела 3,2 млн тонн, из них за пределы региона было вывезено 1,9 млн тонн. Экспорт за пределы страны из региона – немногим более 300 тыс. тонн. При этом потенциал у нас весьма серьезный, мы можем производить и продавать больше, нужны только рынки сбыта, которые позволят товаропроизводителям получать нормальную цену за свою продукцию.   

– Какую цену вы считаете нормальной?

– Сегодня себестоимость омской пшеницы – 6-6,5 тыс. рублей за тонну. Самый выгодный рынок для нас – страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодняшняя цена продовольственной пшеницы 3-го класса в этом регионе – от 19 до 22 тыс. рублей. Минус логистика, разумеется. Но цену доставки компания «Зерно Сибири» будет постоянно оптимизировать, ведь для этого она и создается. Если использовать водный путь, то мы получим удешевление логистики около 2 тыс. рублей на тонну.

– Насколько я помню, тот же Китай – очень сложный рынок для поставки зерна. Уже неоднократно предпринимались попытки кратно увеличить экспорт туда из Омской области.

– Да, и Китай, и Япония, к примеру, – рынки сложные. Там очень жесткие фитосанитарные требования. Покупатели из этих стран отслеживают всю цепочку, начиная от семенного материала, они требуют сертификаты на все удобрения и средства защиты растений, которые применялись сельхозтоваропроизводителем. Но «Зерно Сибири» все это будет учитывать, разумеется. Компания, как я уже говорил, будет сопровождать сельхозтоваропроизводителей на всех этапах, помогать с семенным материалом, рекомендовать те или иные зерновые культуры, которые будут более востребованы на целевых рынках. Чтобы добиться успеха, нужно производить то, что пользуется наибольшим спросом. Если покупателям требуется ячмень, то нужно выращивать не пшеницу 3-го класса, а именно ячмень. К тому же мы привыкли оценивать качество пшеницы по содержанию клейковины, а страны-импортеры ориентируются на процентное содержание белка-протеина. 

– Прогнозирование – дело хорошее. Была такая поговорка: знал бы прикуп, жил бы в Сочи...  

– Все это реально, на самом деле нужно только более глубоко изучать рынок. Просто фермер не может позволить себе нанять хорошего аналитика, хорошего специалиста по продажам. У нас в области порядка 500 крупных производителей зерна, каждому иметь в штате таких специалистов  накладно. А «Зерну Сибири» достаточно будет, условно говоря, троих продажников, каждый из которых заключит выгодный контракт на 500 тыс. тонн.    

– На каких условиях «Зерно Сибири» будет работать с поставщиками зерна?

– На условиях агентского договора. Фактически производитель будет продавать напрямую потребителям, а «Зерно Сибири» будет получать агентское вознаграждение.

– Каково агентское вознаграждение?

– 1% от цены контракта. Это очень небольшие деньги, поверьте, несопоставимые с тем вознаграждением, которое получают посредники в любой зерновой цепочке. А вопросов и проблем «Зерну Сибири» придется решать очень большое количество. И связанных с железной дорогой в том числе. Планируется, что «Зерно Сибири» для перевозки зерна будет использовать и собственные вагоны-хопперы, которые возьмет в долгосрочную аренду, а также будет заключать договоры на перевозку зерна с транспортными компаниями. Какие это будет компании – об этом могу сказать чуть позже. Еще идут активные переговоры. 

– Экспортироваться будет только то зерно, которое вырастили акционеры логистической компании?

– Нет, не обязательно. «Зерно Сибири» планирует работать со всеми производителями зерна в регионе.

– Тогда в чем был смысл для фермеров входить в акционерный капитал?

– Смысл в том, что фермер-акционер будет получать дополнительный доход. Компания ежегодно будет направлять часть заработанных средств на выплату дивидендов акционерам. В том числе дивиденды будет получать и бюджет Омской области. 

– Добровольно ли акционеры стали акционерами? Не оказывалось ли на фермеров давление? 

– Предлагалось всем. Каждому была доведена информация о преимуществах проекта, его уникальности, масштабности, ориентирах. Кто согласился, те согласились добровольно. Все принимали решение на основе полученной информации. Если бы оказывалось давление, как вы говорите, то акционеров у «Зерна Сибири» было бы 500, а не 113.

– Зачем собрали 560 млн рублей в уставный фонд? На что пойдут эти деньги? На пополнение оборотных средств?

– Это тоже возможно, но маловероятно. Уставный капитал – неприкосновенный запас, он будет использоваться строго в рамках действующего законодательства. Но даже если какая-то часть потратится на первоначальные нужды, как только компания получит первую прибыль, уставный капитал будет возмещен. На самом деле 560 млн рублей – это очень небольшие деньги. На логистику нужны гораздо большие средства.

– Откуда они возьмутся?

– Они будут заемные. Уже ведутся переговоры с банками. Для компаний с государственным участием у банков условия вполне приемлемые.     

– Как логистическая компания планирует работать с товаропроизводителями?

– Механизм работы следующий. В период уборки урожая «Зерно Сибири» запрашивает у производителей объемы, какого качества данные объемы, чтобы понимать, что именно у них есть, после чего им предлагается примерная цена, по которой они смогут реализовать свою продукцию. Если согласны продавать, то с ними подписываются контракты, они получают стопроцентную предоплату, а после этого начинает работать логистика за счет оборотных средств компании.

– Что уже есть у компании «Зерно Сибири»?

– Сейчас она в процессе своего формирования, совершаются необходимые регистрационные действия, укомплектовывается штат. На этапе старта, разумеется, министерство сельского хозяйства и продовольствия оказывает поддержку. Ведется работа, связанная с подготовкой и хранением первых экспортных партий. Определены элеваторы и хлебоприемные предприятия, на которых в этом году будут формироваться первые экспортные партии зерна. Ключевыми элеваторами станут предприятия Калачинского, Кормиловского, Марьяновского, Москаленского, Исилькульского, Нововаршавского и Таврического районов. Проведена работа с портовыми мощностями на Дальнем Востоке. Определены два ключевых порта, через которые будет осуществляться перевалка омского зерна на морские суда. Предполагается использовать суда, у которых грузоподъемность 5 и 10 тыс. тонн, в такие суда перегружается один или два железнодорожных состава соответственно.

– Есть потенциальные покупатели? Кто они?

– Да, есть предварительные договоренности с покупателями из Филиппин, Малайзии, Японии. Предполагается охватить и обе Кореи, и Индонезию, и Вьетнам, и восточную часть Китая. Теперь нужна конкретика, мы должны сами определиться, что у нас есть, какого качества, с какими параметрами будут товарные партии и в каком количестве. 

– С иностранными трейдерами велись переговоры или с конечными покупателями?

– Расскажу на примере Японии. Там рынок зерна полностью контролируется государством. Есть четыре компании, которые могут ввозить в Японию зерно, и все они принадлежат государству.

– Не опасаетесь, что с увеличением экспорта и уменьшением излишков зерна на внутреннем рынке его стоимость начнет резко расти, что не лучшим образом отразится на стоимости хлебобулочных и макаронных изделий, на комбикормах, которым кормят птицу,  свинопоголовье,  КРС?  

– Во-первых, планируется экспортировать только тот объем зерна, который и так вывозится из региона, чтобы не нарушать сложившийся баланс между нуждами растениеводства и животноводства. Министерство сельского хозяйства и продовольствия выполняет государственные задачи, и развивать одно направление в ущерб другому – это было бы неправильно. Во-вторых, реализация проектного решения в области растениеводства не помешает нам разработать и реализовать проектное решение в области животноводства. Такая задача уже поставлена, сейчас по поручению губернатора региона корректируется программа развития аграрного комплекса региона.

– Расскажите про логистический маршрут по Иртышу и Северному морскому пути, который вызвал большие дискуссии. По Иртышу ведь зерно никогда не возили, насколько мне помнится. Какими баржами будут транспортировать зерно, ведь сейчас специализированных барж в Омске нет? У кого планируется их арендовать?

– Нюансов много, я понимаю, они связаны и с уровнем реки Иртыш, и с флотом, и с портом Сабетта в Ямало-Ненецком округе. Хранение и перевалка зерна будет осуществляться через элеваторы и зерновые терминалы. Маршрут через Обскую губу, который рассчитан на перевозку 1,4 млн тонн зерновых в год, подразумевает строительство зернового терминала в порту Сабетта с элеватором на 120 тыс. тонн, элеватора мощностью 400 тыс. тонн в городе Салехарде, а также пяти элеваторов мощностью 120 тыс. тонн каждый в городе Омске. Из Омска первые партии планируется отправлять с началом навигации, а это происходит, как правило, в первых числах мая. Навигация в Обской губе стартует в первой половине июля, поэтому и в Салехарде необходим элеватор. А в порту Сабетта зерно будет практически сразу грузиться на морские суда. 

– Но ведь сейчас барж для перевозки зерна по Иртышу нет. Или есть?

– Они есть, но в незначительном количестве. Недостающие будут заказываться на судостроительных заводах. Четыре завода в России уже готовы изготавливать баржи проекта «Р-137» для перевозки зерна. Грузоподъемность одной баржи – 1,5 тыс. тонн. Нам нужно в общей сложности 220 барж.   

– Очень смелые планы. Многие, кстати, их скептически оценивают. Потребуются очень большие деньги...

– Скептиков всегда хватает, на любые планы. На самом деле все просчитано. Общие инвестиции в проект – 28 млрд рублей. Эти инвестиции окупятся всего за 8-10 лет, причем значительная часть за счет экономии, которую компания получит, используя логистический маршрут через Северный морской путь.  

– А сроки реализации проекта? Элеваторы – это не два дня...

– Все будет происходить поэтапно. На первом этапе – железная дорога до Владивостока, а там перевалка на морские суда. На следующий год, с началом навигации, планируется первая отправка уже по Иртышу. Для этого, по сути, даже элеваторы не нужны, можно использовать 20-футовые морские металлические контейнеры. В контейнеры помещаются полипропиленовые вкладыши, засыпается зерно, фумигируется, запечатывается, контейнеры ставятся на самые обычные баржи-площадки, которые есть, а в порту Сабетта они перегружаются на морское судно-контейнеровоз прямо на рейде. Интенсивная стройка планируется в течение трех лет. 

– Площадки под элеваторы уже выбраны? Где именно они будут?

– Один должен быть районе речного порта в Ленинском округе, второй – в Кировском округе, третий – в Таврическом районе, четвертый – в Нововаршавском районе, а пятый – в районе села Красный Яр. Но это ориентировочно.

– Сначала омские элеваторы?

– Да, первыми будут строиться два элеватора в Омске, разумеется.  

– Все же меня смущает, что транспортировка по Иртышу ограничена теплым временем года, а основной объем продаж зерна на мировом рынке приходится на осенне-зимний период? Это же затратно – хранить зерно до весны...

– Все равно получается выгоднее, если заложить зерно на хранение в элеваторы осенью, а отправлять его по воде весной, с началом навигации. Поэтому и элеваторных мощностей нужно построить в общей сложности на 1,12 млн тонн единовременного хранения.

– В порту Сабетта нет сертифицированного пункта пропуска для прохождения фитосанитарного контроля. Как будете решать эту проблему?

– Уже решена эта проблема, пункт пропуска построен, сертифицированная лаборатория оборудована, там нет пока сотрудников, но это вопрос решаемый. По предварительным договоренностям, сотрудники Россельхознадзора будут приезжать в порт Сабетта в командировку.

– А ближайшие планы...

– План-минимум для «Зерна Сибири» – экспортировать 850 тыс. тонн зерна урожая 2019 года. Используя, разумеется, существующие логистические маршруты.   

Ранее интервью было полностью доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 сентября 2019 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
гость 21 октября 2019 в 10:32:
Лаборатория должна быть не сертифицирована, а аккредитована в Росаккредитации (протокол испытаний), причем сотрудники должны иметь не менее трех лет стажа по аналогичной работе.+ орган инспекции (на основе протокола испытаний дает заключение о фитосанитаоном состоянии подкарантинной продукции), также аккредитованный в Росаккредитации с аналогичными требованиями к стажу сотрудников и лишь только потом сотрудники Россельхознадзора выдадут фитосанитарный сертификат. Учите матчасть, зам министра.
Любопытствующий 19 октября 2019 в 11:41:
План-минимум уже невыполним: эти 850 тысяч тонн уже уехали в Казахстан

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.