Доходы кинопрокатного бизнеса сильно просели в последние два года.
Ушедший год ознаменовался для концессионного проекта "Первомайский" весьма продуктивным трудом – заработав после судебных перипетий, кинотеатр достиг определенных успехов. О них, о кинопрокатном бизнесе в целом директор ООО "Кинопрокат Омск" (кинотеатры "Первомайский", "Слава") Дмитрий САВЕЛЬЕВ поговорил с обозревателем "Коммерческих вестей" Анастасией ПАВЛОВОЙ.
– Дмитрий, прочитала, что кинопрокатным бизнесом занимаются только фанаты кино, ибо он далеко не гипермаржинальный. Это так?
– Можно сказать и так – это имиджевое направление. Закрыть его или переформатировать очень сложно – слишком большие площади, очень много вложено в обустройство зрительных залов, стены со звукоизоляцией, вентиляцию и прочее. Стоит отметить, что доходы кинопрокатного бизнеса сильно просели в последние два года. Виной тому два очевидных фактора: пресловутое падение платежеспособности населения и первый ипотечный кризис в США 2006 года, заморозивший серьезные проекты крупных киностудий. Дополнительно к этому увеличение НДС на 2%, что потянуло за собой удорожание многих позиций, рост курса доллара, бесконечное повышение цен на коммунальные услуги, мусорная реформа, в конце концов. Везде вроде бы по чуть-чуть, а в итоге приличная сумма получается. Итак, для окупаемости достойного проекта может потребоваться до 9 лет. Если мы сравним удачные фильмы 2015-2016-2017 годов и 2018-2019 годов, то увидим, как заметно просело их количество. Кассовых фильмов в прошлом году на пальцах можно пересчитать – это (в убывающем порядке): "Король Лев", "Мстители: Финал", "Малифисента: Владычица тьмы", "Джокер" и "Холодное сердце II". В "Славе" лидером стал "Однажды в Голливуде", а в "Первомайском" – "Малифисента: Владычица тьмы". Они обеспечили неплохие сборы, но те явно уступили предыдущим годам. Плюс к этому, наберусь смелости и озвучу это: идет жесткое лоббирование отечественного кино со стороны государства. Ничего против него не имею, но нельзя искусственно вмешиваться в частный бизнес, коим является кинопоказ. Количество качественных отечественных проектов еще крайне мало и оно не всегда работает на аудиторию актуального кинозрителя. Взять, например, "Движение вверх", вытащившее в кинотеатр людей, которые не были там без малого 10 лет и более. Это культовое для многих советских граждан спортивное событие, которое передавалось из уст в уста. Плюс там был очень грамотно показан баскетбол, а спорт у нас любят, в отличие от фантастики – в нашу фантастику пока еще не верят. Вообще в последнее время составить расписание больше похоже на шахматную партию – расположить все сеансы таким образом, чтобы и бизнес заработал, и аудитория осталась довольна, и с дистрибьюторами хорошие отношения сохранились.
– Вы не можете продиктовать свои условия?
– Конкретное давление ощущается, и идти ему вразрез – значит вредить своей карьере. Сложно угадать – вот сейчас ты встанешь в позу и откажешься от фильма, а через какое-то время у того же дистрибьютора появится хит.
– Индустрия кинопроката умирает?
– Ей это пророчат давно в связи с появлением доступного Интернета, домашних кинотеатров, кабельного телевидения. Киноиндустрия умирает, но все никак не умрет. Сейчас новое будущее – лазерные кинопроекторы с потрясающей четкостью картинки.
– И как поживал "Первомайский" в 2019 году?
– Сложно судить объективно, поскольку пять месяцев мы сидели без части фильмов, после экстренного закрытия мы не смогли в полном объеме выполнять свои условия перед кинопрокатчиками. Ситуация выправилась после повторного открытия.
– А что с арендаторами?
– На 99% площади заполнены: в цокольном этаже работает фитнес-клуб, на первом этаже Coffee Anytime и "Кантанелло". На втором – детская развлекательная комната "Арбуз", мастерская семейных праздников "Хомяк" с банкетным залом и собственной кухней, батутный парк "Пионер", консольная зона с игровыми приставками "ШтабClub", магазин настольных игр Hobby Games, на четвертом – танцевальная студия Loft.
– Комбо-кассы прижились?
– Для потребителя это нововведение, конечно, минус. Хочется подойти, спокойно повыбирать у экрана кассы билеты, посмотреть другие сеансы. В этом есть своя специфика. Но комбо-кассы, где в одном месте продаются и билеты, и продукция бара – это общемировая тенденция сокращения линейного персонала, да и вообще все уходит в систему самообслуживания, и в кинотеатрах в том числе. За океаном это давно не новость. Для нас же это существенная экономия на оборудовании, его обслуживании ну и, конечно, это некий маркетинговый ход. Еще очень хороши автоматы самообслуживания, но они стоят дорого – около полумиллиона рублей. Пока не могу озвучить точные сроки, когда мы поставим автоматы по продаже билетов, но собираемся это сделать. К концу года опробовали новый сервис – гости могут теперь не стоять у кассы, чтобы распечатать купленные через Интернет билеты, а приобрести и активировать их на входе в зал при помощи QR-кода. Работает это в праздничные и выходные дни, когда случается аншлаг посетителей.
– Как себя чувствуют специфические показы вроде театральных постановок?
– В "Первомайском" есть свой плюс – большой экран и потрясающий звук. Мы уже пробовали показ театральных спектаклей, концертов, документальных фильмов. Пока приживается, хотя подобное в "Славе" идет гораздо лучше. Но мы над этим в «Славе» дольше и работали. На концерт Милен Фармер билеты были раскуплены за два месяца до показа.
– Но эти показы более имиджевая составляющая, не коммерческая?
– Однозначного ответа нет. Как и любой бизнес, мы пытаемся расширить ассортимент и за счет этого привлечь больше потребителей. Оценив сервис и техническую начинку, зритель может прийти на классический репертуар, а может и на нечто авангардное.
– А здесь есть специфика и разница в зрительской аудитории?
– Да. Например, на концерт южнокорейского бойбенда BTS был абсолютный аншлаг среди подростков. А вот на театральные постановки приходят в том числе бабушки с имиджем английской королевы. К тому же Омск – театральный город, любителей посмотреть постановки лучших площадок мира очень много.
– А чего вообще ждете от следующего года?
– В целом – хорошего проката. В "Первомайском" необходимо довести до ума то, что планировали изначально, но из-за финансовой нестабильности, обусловленной судебными разбирательствами, не успели сделать. Это униформа для сотрудников, навигация, плазмы для трансляции расписания, места отдыха на этажах. Приведем в порядок прилегающую территорию (установим малые архитектурные формы), есть планы по обустройству площадок для подростков и мамочек с маленькими детьми. Зданию и прилегающей территории очень нужна наружная подсветка, есть несколько дизайн-проектов, в этом году планируем сделать. В Омске для нас ориентиром в этом направлении является «Каскад». Классически для Омска можно поспорить «нравится-не нравится», но желание улучшить город бесспорно.
– Какова структура доходов от кинопроката?
– 50% от проданного билета возвращаем дистрибьютору
– А что насчет расходов?
– Это заработная плата персонала (кассиры, клининг, администраторы) с налогами, бытовая химия, замена ламп кинопроектора, коммунальные услуги, маркетинг.
– Это большей частью постоянные расходы?
– Да, переменные – только бар. Ну, может, бытовая химия еще. А все остальные расходы почти не чувствительны к посещаемости. Например, лампы для проекторов, нужно менять какие-то раз в полтора, а какие-то раз в три месяца. И не важно, сколько человек было на сеансе. В «Первомайском» в самом большом зале их две. А стоят такие лампы около 100 тысяч рублей за штуку
– Почему в новогодние праздники в «Первомайском» и «Славе» не было «Холопа»? Ведь это сейчас самый кассовый проект.
– К огромному нашему сожалению, известные вам судебные процессы по «Первомайскому» отражаются на нас и сейчас. В итоге из-за финансовых проблем мы не смогли своевременно выполнить свои обязательства перед правообладателем этого фильма. Как итог – его у нас нет.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 января 2020 года.