Депутат Омского городского совета предлагает публично обсудить вопросы в связи с некими инвесторами муниципальной «Тепловой компании».
Депутат Омского городского совета Олег АФАНАСЬЕВ, до 5 февраля возглавлявший комитет по экономическому развитию и муниципальной собственности, который, очень оперативно в текущем году упразднили, написал открытое обращение к губернатору Омской области, мэру города Омска, депутатам Законодательного собрания и Омского городского Совета, а также руководителям средств массовой информации. Традиционно представляем читателям текст этого обращения без комментариев:
— Уважаемые коллеги!
Накануне обнародована информация о том, что Администрацией города Омска, Правительством Омской области ведется работа
с инвесторами относительно перспектив муниципального предприятия «Тепловая компания». Через средства массовой информации транслируется мнение о необходимости привлечения инвесторов в форме акционерного капитала или концессии.
Ранее комитетом Омского городского Совета по вопросам экономического развития и муниципальной собственности проработаны вопросы финансового и технического состояния инженерных сетей
и связанного с ними имущественного комплекса города Омска.
Упомянутый комитет опирался в том числе на отчеты Контрольно-счетной палаты города Омска, а также на заключения данного комитета предыдущего созыва Омского городского Совета и на обнародованные мнения и реплики отдельных депутатов Омского городского Совета, прошлого и текущего созывов.
В общих чертах положение в сетевом хозяйстве таково, что имеющиеся у города активы используются недостаточно эффективно. Экономика договорных отношений с АО «ОмскВодоканал», несмотря на некоторые уступки городу с его стороны, в целом не соответствует интересам города Омска. Автор настоящего обращения, к слову, обратился уже в областную прокуратуру с вопросом о том, почему ущербные по форме договоры органы прокуратуры не обжаловали до настоящего времени.
В отношении муниципального предприятия «Тепловая компания» мы видим ситуацию, когда органы прокуратуры фактически обратились в суд против чиновников с тем, чтобы суд признал их виновными в нанесении ущерба при заключении ряда договоров по муниципальным теплосетевым активам. Это парадокс, прокуратура усмотрела нарушение интересов, но восстановить их попыталась только в уголовной плоскости. Проконтролировать городскую администрацию в соблюдении экономических и гражданских интересов муниципалитета прокуратура по какой-то причине не смогла.
В отношении АО «Омскгоргаз» ситуация выглядит таким образом, что хотя город при определенных обстоятельствах (которые по крайней мере
в целях настоящего обращения можно вывести за скобки) передал данной организации отдельные газовые сети в собственность, АО «Омскгоргаз» продолжает использовать муниципальные и бесхозяйные сети, а также не оформленные надлежащим образом земельные участки в неопределенном масштабе. Не то что объем, даже масштаб бесхозяйности по газовым сетям в Омском городском Совете установить не смогли ни нынешний, ни предыдущий созывы. Все понимают, что фактическое положение дел отличается от того, которое закреплено в договорах, но действенного влияния оказать не получается. Все, чего добились депутаты от чиновников мэрии – выйти на определенные ежегодные показатели выявления бесхозяйных сетей.
В отношении АО «ОмскВодоканал» помимо того, что, на мой взгляд, договоры аренды прямо нарушают экономические интересы города Омска, справедливо также и все то, что написано выше в отношении АО «Омскгоргаз». Мы также имеем один набор объектов в договорах, другой – по факту.
Что касается непосредственно муниципального предприятия «Тепловая компания», то ее плачевное финансовое положение, как следует
из материалов Контрольно-счетной палаты города Омска, прокуратуры города Омска, Омского городского Совета, вызвано следующими факторами:
— система сомнительных с позиций интересов муниципального предприятия «Тепловая компания» договоров с АО «Омск РТС» и, вероятно, иными контрагентами;
— перекос с дебиторской задолженностью, недопустимо высокой;
— трудности с привлечением кредитных средств, связанные в числе прочего со статусом муниципального предприятия;
— сомнительные сделки и сомнительная по прозрачности практика закупок; только в 2019 году предприятие, наконец, смогло сэкономить на закупках более-менее ощутимую сумму;
— ежегодное неисполнение инвестиционной программы до 2019 года;
— ежегодное неисполнение программы капитальных вложений до 2019 года.
Нужно отметить, что 2019 год стал для муниципального предприятия «Тепловая компания» без преувеличения прорывным: мы увидели заметную экономию на торгах, а также исполнение инвестиционной программы, программы капитальных вложений.
Депутатский корпус Омского городского Совета, работавший над управлением муниципальным имуществом, в свое время занял консолидированную позицию, согласно которой муниципальные предприятия должны прийти к состоянию финансовой стабильности
и в числе прочего должны выйти на прибыль. Поэтому неприемлемой для этой части депутатского корпуса была позиция предыдущего руководства муниципального предприятия «Тепловая компания», которая, если коротко, сводилась к необходимости передачи активов предприятия в частные руки из-за некой «обреченности» муниципального предприятия. В свою очередь депутаты предметно, на материалах, главным образом, Администрации города Омска доказывали, что плачевное финансовое состояние предприятия связано в первую очередь с управленческими ошибками и нарушениями.
Со сменой руководства предприятия в начале 2019 года ситуация, казалось бы, поменялась. Мы, наконец, увидели реальную работу вместо бесполезных разговоров о безысходности. В целом казалось, что видение нового руководства и депутатов, исследовавших состояние дел
на предприятии, совпадает. Нет никакой обреченности, есть только материальные активы и система финансовых и иных обязательств, тарифообразование. Очевидно, что необходимы комплексные меры по финансовой стабилизации и эти меры лежат в плоскости отсечения «контор», отъедающих средства при закупках, пересмотра кабальных обязательств предприятия, усиления финансовой дисциплины, пересмотра кредитной политики и пр.
Но, как сообщили недавно средства массовой информации, теперь в стенах Омского городского Совета вновь вернулись к прежней болезненной и туманной риторике. Вновь зазвучали мнения о «безысходности» и потребностях в «частных инвесторах».
Подчеркну, что лично я не против частных инвесторов, но по всему опыту работы в Омском городском Совете – реальных инвесторов омские городские активы не интересуют, ни о каких реальных вложениях речи никогда не шло. Максимум – символические вливания в обмен
на возможность поглощать весь «тарифный оборот» той или иной отрасли.
Те актуальные, по всей видимости, материалы, в которых содержатся предложения по «инвестициям» в муниципальное предприятие «Тепловая компания», вызывают вопросы, начиная с оценки городских теплосетевых активов. Ранее со своей стороны уже высказывался насчет этих предложений: они не в интересах города Омска и, помимо прочего, несут в себе конкретные угрозы (https://superomsk.ru/blogs/379/ ). Сами потенциальные «инвесторы», помимо прочего, характеризуются финансовой неустойчивостью. Фактически по моим данным все прорабатываемые предложения сводятся к поглощению городских сетевых активов за долги, ни о каких реальных инвестициях речи не шло и не идет.
Само по себе акционирование муниципального предприятия «Тепловая компания» видится обоснованной мерой, поскольку акционирование улучшит возможности предприятия в плоскости тарифообразования и кредитной политики. Но акционирование вовсе не обязательно привязывать к приватизации активов, тем более что до сих пор никакой речи о сколько-нибудь выгодных для предприятия инвестициях не шло.
Мнений и позиций руководства города и области на сей счет граждане не имеют удовольствия видеть и слышать. А зря: это первейший вопрос, определяющий лицо, смысл и содержание текущего политического цикла. Вспомните предыдущих наших губернаторов и мэров, чем они нам запомнились, кроме передачи того или иного актива очередной «акуле капитализма»?
В связи с изложенным, настоящим обращением призываю Губернатора Омской области А.Л. Буркова, Мэра города Омска О.Н. Фадину, депутатов Законодательного собрания Омской области, депутатов Омского городского Совета:
— публично высказаться по вопросу о допустимости передачи в частные руки стратегических городских активов, в частности, материальной базы муниципального предприятия «Тепловая компания»;
— сформировать на базе Омского городского Совета или Законодательного собрания Омкой области рабочую группу
из заинтересованных депутатов Омского городского Совета и Законодательного собрания Омкой области, специалистов Администрации города Омска и Правительства Омской области, с тем, чтобы рассмотреть по существу финансовое и материальное положение муниципального предприятия «Тепловая компания», определить не риторически, а фактически положение и перспективы стратегического городского предприятия.
Со своей стороны обязуюсь донести до адресатов настоящее обращение, ознакомиться со всеми мнениями и на их основании подготовить проекты решений или резолюций Омского городского Совета, Законодательно собрания Омской области, внести данные проекты
на рассмотрение.